Факты
АЗС

Дефицит бензина и дизтоплива, очереди на АЗС и резкое подорожание горючего: с чем связана такая угроза

29.11.2021 9:35

На фоне ухудшения отношений между Украиной и Беларусью, в Верховной Раде предоставили на рассмотрение проект закона о полном запрете импорта белорусских товаров. Это касается не только картошки, сыра, тракторов и автобусов, но также и энергоресурсов, в частности бензина и дизельного топлива. А ведь ни для кого не секрет, что наш топливный рынок очень зависим от поставок белорусских нефтепродуктов. Ответить на вопрос, чем чревато резкое и полное прекращение импорта в Украину белорусского горючего, «ФАКТЫ» попросили директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна.

— Как и любое радикальное решение, принятие этого законопроекта грозит полной дестабилизацией топливного рынка страны, тотальным дефицитом, очередями на АЗС и спекулятивным подорожанием горючего, — сообщил эксперт. — Потому что сейчас 35−37% рынка дизельного топлива и 45% рынка автомобильных бензинов приходится на Беларусь. Оперативно закрыть такой объем горючего будет невозможно, что неизбежно повлечет за собой ресурсную и ценовую дестабилизацию.

Кроме того, введение торгового эмбарго даст побочный эффект и подтолкнет нас к покупке недостающих объемов нефтепродуктов в России, увеличив нашу зависимость от страны-агрессора. А это еще хуже, чем то, что мы сейчас импортируем топливо из Беларуси. Это вообще капкан! Поэтому введение запрета на импорт белорусского горючего — глупая инициатива.

Однако в нынешней ситуации, особенно когда мы видим опасения по поводу обострения отношений с Россией и Беларусью, на повестке дня нашего правительства должен стоять первоочередным вопрос снижения импортозависимости. Мы уже давно должны были минимизировать поставки оттуда. Но за последние два года никто ничего в этом направлении не сделал. Но снижать импортозависимость нужно с холодной головой, понимая, насколько велика эта зависимость сейчас и чем чреват для экономики резкий и полный разрыв торговых отношений.

Такой огромный объем импортных нефтепродуктов невозможно быстро заместить. Нужна планомерная, системная работа по наращиванию внутреннего производства горючего. А потенциал у нас очень серьезный, позволяющий увеличить нефтепереработку в два раза. Кроме того, в Украине огромный профицит мощностей в портах, позволяющих получать недостающие объемы горючего морем. К тому же есть другие направления. Например, можно увеличить поставки из Польши.

В общем, нужна системная государственная стратегия по снижению нашей импортозависимости от Беларуси и России. Но пока мы не видим никаких признаков движения в этом направлении.

Если вернуться к законопроекту о полном запрете импорта товаров из Беларуси, то я думаю, что это популистская инициатива, которую депутаты не поддержат. Особенно в нынешних экономических условиях. Но эта инициатива заставляет власти еще раз обратить внимание на нашу огромную энергозависимость от стран, с которыми у Украины складываются недружественные, враждебные отношения, — подытожил Сергей Куюн.

Стоит отметить, что с началом отопительного сезона энергетика Украины находится в кризисном состоянии. Эксперты не исключают даже веерные отключения электроэнергии если государству не удастся восстановить энергетический баланс страны.

Фото https://ua.depositphotos.com/