Факты
Икона Введение в храм Пресвятой Богородицы

Введение, или Третья Пречистая: какие обряды в этот день проводили в старину и в какие приметы верили в народе

04.12.2021 5:50

Введение в Храм Пресвятой Богородицы, которое отмечают 4 декабря, — один из Богородичных христианских праздников (относится к 12 великим церковным праздникам). Его установили в честь события — когда родители привели Деву Марию в Иерусалимский храм, чтобы свою жизнь она посвятила Богу. Праздник, который называют еще Третьей Пречистой (Первую Пречистую отмечали 28 августа, а Вторую Пречистую — 21 сентября), берет начало с V века, а с IX века поддерживается всей восточной церковью. На Запад праздник пришел в конце XIV века, а в XV веке распространился по всей Европе.

«Испокон веков украинцы славились учтивостью и приветливостью, а привычки передавали своим детям»

С древнейших времен до нас доходят народная мудрость и наставления по избранному образу жизни, которые заложены в украинских обычаях, обрядах. В них — и мироощущение, и мировосприятие нашего народа. В декабре быстро заканчивается день, природа входит в зиму, а в церковном календаре приходит время первого великого праздника — Введения. С ним связаны некоторые традиции, приметы, запреты и ритуалы. О них рассказала «ФАКТАМ» Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).

— Из библейских рассказов и евангельских источников известно, что бездетные праведные Иоаким и Анна (родители Пресвятой Девы Марии) дали обет: если будет у них ребенок, то отдадут его на Божью службу, — начинает рассказ Елена Громова. — Всевышний прислушался к молитве пары и подарил им ребенка. Марию, когда ей исполнилось три года, повели в Иерусалимский храм, куда имел право входить один раз в год только первосвященник — так подчеркивалась особая роль Марии в судьбе человечества. В храме она была долгое время — до самой помолвки с Иосифом Обручником. В разное время написано много икон, посвященных Введению в Храм Пресвятой Богородицы.

Введение в Храм Пресвятой Богородицы, храм Параски, г. Львов, Львовская школа иконописи, нач. XVII ст.


Замечу, что праздник Введения еще раз напоминает о том, что именно с семьи, с домашнего круга и родительской опеки начинается путь молитвы и Бога. Слушая рассказы стариков, понимаешь, что народные обряды и традиции формировали нравственность народа. С раннего детства воспитывали трудолюбие, послушание, осуждение лености. Испокон веков украинцы славились учтивостью и приветливостью, а привычки передавали своим детям.

Введение в Храм Пресвятой Богородицы, 1 пол. XVIII в., Левобережье

Надо учесть, что полевые работы в это зимнее время завершены, уже чаще стоят морозные дни, земля покрывается льдом. Люди запасались к празднику теплой одеждой и говорили: «Земля ждет теплой шубы», «Третья Пречистая всех снегом прикроет». До Введения еще могли на огороде брать землю для домашних цветов, женщины запасались глиной (мазать пол, печи и т. д.), а с 4 декабря и до Благовещения землю не тревожили. В этот период считалось, что она отдыхает и сил набирается на лето — готовится к будущим урожаям. В хозяйствах брались за ремонтные работы — чинили сани, потому что зимой в них запрягали лошадей. В праздники и в будни этот транспорт пользовался большим спросом.

Как гадали на Третью Пречистую

- На Третью Пречистую гадали, чтобы узнать прогноз на урожай, — рассказывает Елена Громова. — На припечке выкладывали из протопленной печи несколько горячих угольков, а рядом с каждым — какие-либо семена (кукуруза, просо, пшеница, рожь, подсолнечник и т. д.). Тогда смотрели: если уголь выгорал полностью (не оставляя комков), то хозяин уже знал, чем засевать ниву. Семена же напротив уголька, который потух (или не сгорел до конца) в посевную просто не принимались во внимание (люди верили, что все равно не уродит).

Крестьяне до 4 декабря пытались закончить работу с коноплей: ее могли тереть и ночью, чтобы завершить дело к празднику. Если же заниматься коноплей после Введения, то можно навлечь на поля непогоду, бурю. Тогда бы община обвинила местную ведьму…

Погодные приметы

  • Если на Введение морозно, то все зимние праздники пройдут с такой же погодой.
  • Тепло на праздник, и тепло придет в последующие дни.
  • Если на Введение много воды, то на Юрия будет много травы.
  • Как на Введение вода, то летом молоко.
  • Когда Введение мостит мосты, а Николай забивает гвозди, то будет лютая зима.

Что можно и чего нельзя делать в праздник

— В праздник нельзя было выносить белье на воду стирать, потому что считалось, что этем вредили ниве, — продолжает Елена Громова. — Загадывали, чтобы на Введение первым в дом утром (так было принято, например, и на Рождество, и на Старый Новый год) заходил парень или молодой и здоровый мужчина (говорили, что это был первый «полазник»), к тому же с деньгами. Тогда целый год будут все здоровы и деньги будут водиться, будет удачным хозяйственный год, в доме — порядок и добро. Если же дом посетил немощный и бедный мужчина — к беде, а дом не обойдут болезни и нищета.

Еще хуже, если в дом придет старая женщина и захочет взять что-нибудь в долг, — это очень плохая примета. Поэтому в селах женщины постарше старались в этот день не заходить в чужие дома, не нести негатив, потому что в случае чего люди потом могли назвать такую женщину ведьмой, которая принесла несчастье. Поэтому крестьяне иногда прибегали к уловкам и могли заранее позаботиться об обряде первого «полазника». О чем идет речь? Чтобы не пришла никакая соседка со злыми намерениями, хозяин вставал на рассвете, обходил двор и сам заходил в дом (брал в карман деньги) как гость, всех приветствовал и желал достатка, добра. Считалось, что так можно обмануть судьбу.

Итак, в этот день запрет был на стирку, обработку конопли, копание земли, нельзя было ткать, рубить, ссориться — кто не соблюдал давние обычаи, того люди потом могли обвинить в плохом урожае.

В западных регионах Украины в праздник скот обсыпали семенами конопли, смазывали маслом вымя, травами (Иван-зельем, собранным на Ивана Купалу) окуривали вокруг конюшни — чтобы в будущем коровы плодились и давали больше молока, чтобы никто не мог этого молока отобрать.

Вечером перед Введением святили воду еще по дохристианскому обычаю. Священник мог выходить на реку, чтобы совершить обряд. Воду брали в месте, где сходятся три воды (набирали ее чаще там, где сошлись горные реки), переливали через огонь, употребляли потом от болезней, сглаза, девушки же использовали воду для любовных чар.

Считалось, что на Третью Пречистую Господь отпускает души праведников взглянуть на свое тело, потому праздник еще называют Видением.

На Гуцульщине существовало поверье, что этот день особенный для ворожей и гадалок: если они правильно подготовились, то и в следующем году их дело будет процветать.

На праздник в народе ворожили по разным приметам. Например, девушки охотно гадали на суженого. Для этого в темноте выходили во двор, загадывали какое-то число, согласно которому считали столбы в заборе (или брали наощупь полено из кучи), вязали на нем ленту. А утром смотрели, какого мужчину «избрали»: как дерево с корой — посватается богатый, ровный столбик — судьба пошлет красивого, если кривой — будет старый… Так гадали и в праздник Андрея Первозванного.

Часто у храма перед службой Божьей на Введение собиралась группа девушек, которые ждали священника, чтобы схватить его за рясу и так за ним попасть в церковь. Если удавалось это сделать, то верили, что вскоре девушку просватают и поведут под венец. Тогда приговаривали: «…Як мене сьогодні вводиш у церкву дівкою, аби мене від сьогодні до року увів вінчану жінку. Амінь»

Ранее в материале «ФАКТОВ» рассказывалось о том, как жили наши предки в период Рождественского поста, который начался с 28 ноября и еще называется Филипповка.

В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.

Фото в заголовке: https://ru.depositphotos.com/