Факты
Супермаркет -колбаса

Какие продукты питания могут исчезнуть из торговых сетей: прогнозы экспертов

18.01.2022 17:20

В Украине стремительно дорожают основные социально значимые продукты питания. Главной причиной специалисты называют стремительное подорожание энергоносителей не только в Украине, но и во всем мире. Правительства других стран внедряют государственные программы поддержки производителей, стремясь снизить себестоимость продовольствия. Тем временем украинское правительство ввело государственное регулирование цен на ряд социально значимых товаров.

В частности, сейчас предельный уровень торговой надбавки не может превышать 10% для таких социальных товаров: гречневая крупа; сахар-песок; пшеничная мука высшего сорта; макаронные изделия украинского производства (вермишель из муки высшего сорта); пастеризованное молоко жирностью 2,5% (в пленке); подсолнечное масло; куриные яйца категории С1; птица (куриная тушка); сливочное масло жирностью 72,5%, хлеб ржано-пшеничный и батон.

Такое решение правительства вызвало неоднозначную реакцию в среде производителей продовольствия и продавцов.

«Производители могут поддержать временное государственное регулирование цен на социально значимые продукты только при условии расчетов и прогноза последствий для производителей данных групп товаров, — сообщил ФАКТАМ» президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), глава Национального трехстороннего социально-экономического совета Анатолий Кинах. — Недавно УСПП обратился к главе правительства Денису Шмыгалю с аргументацией значительного разрыва между официально установленным прожиточным минимумом и фактической стоимостью продуктовой корзины. Сейчас они отличаются, по меньшей мере, вдвое. Кроме того, по итогам 2021 года потребительская инфляция достигла 10% и будет иметь тенденцию к росту. Основные причины — ухудшение ситуации в промышленности (инфляция за прошлый год 62%), высокие цены на энергоресурсы, дальнейший рост цен на товары — хлеб, масло, молоко, сахар и другие.

За 2021 год растительное масло подорожало на 48%, яйца на 11,5%, сахар на 35%, мясо на 12,9%, овощи на 12,7%. Основная причина — аномальный рост цен на газ и электроэнергию. Цена на газ для промышленности за год выросла с 5−6 до 60 гривен за кубометр.

При этом правительство по требованию промышленников пообещало поддержку некоторым отраслям, заключающуюся в ограничении наценки на газ до 24%. Впрочем, механизмов, по которым трейдеров обяжут поставлять более дешевый газ, нет, хотя речь идет о голубом топливе собственной добычи. И этот процесс должно контролировать правительство — от добычи газа до распределения.

Сейчас действия правительства выглядят достаточно хаотичными и бессистемными. Хотя промышленники еще в октябре 2021 года добились внесения в протокол встречи с премьер-министром пункта о поддержке отраслей, наиболее пострадавших от скачка тарифов на газ.

О критической ситуации заявляли представители химической отрасли, стекловаров, легпрома, тепличного хозяйства и многие другие. Совместное обращение с просьбой провести срочную рабочую встречу с производителями направлено главе правительства.

В таких обстоятельствах необходимо продумать механизмы не только госрегулирования цен на товары, чтобы защитить потребителя, но и поддержать производителей. А ведь в себестоимость продукции закладывается именно цена на газ и электроэнергию. Работать в убыток бизнес не сможет, поэтому актуальной остается потребность распределения газа собственной добычи для всех пострадавших и зависимых от данного ресурса отраслей.

Себестоимость газа, напомним, 3−4 грн за кубометр, а по оценкам экспертов, потенциал добычи углеводородов в Украине 1,1 триллиона кубометров. Пока же «Укргазвидобування» лишь сокращает добычу — падение за год составило 3,7%.

У нас предложенный предельный уровень надбавки на 11 товарных групп не должен превышать 10% во время карантина. В список продуктов вошли определенные виды хлеба, яйца, масло. При этом обосновывается, что производители данных товаров получат указанную выше скидку на газ. Пока этого не произошло, а регулирование уже стартовало. Другой аспект: почему льготу не получили производители гречки, сахара и макарон, вошедших в список социально важных товаров? Ответа нет.

Относительно регулирования цен очевидно, что сейчас нужны антикризисные действия, ведь потребительская корзина все больше давит на семейные бюджеты, при том что платежеспособность населения не растет. Напомним, по данным Госстата, украинцы тратят на продукты 40% своих доходов. В США, Канаде, Австралии — всего 10%, в соседних Польше, Румынии, Словакии — от 16 до 25%.

Однако параллельно правительство должно принять меры по минимизации влияния скачка цен на энергоресурсы для производителей и рассматривать регулирование как временную меру. Сейчас, чтобы быть конкурентоспособными, наши производители и так максимально сдерживают наценки. Ведь понятно, что давит и импорт, в том числе тех же продуктов тепличного хозяйства, химических удобрений, молочных продуктов, товаров с добавленной стоимостью в АПК. Сейчас, если правительство не поддержит производителей, то они, уменьшив торговую надбавку, увеличат расходы — и в результате будет все равно рост цены. Если расходы производителей не покрываются ценой, то определенных товаров вообще не будет или они поменяют категорию, чтобы не подпадать под регулирование. Это нужно понимать, идя на такой шаг без параллельных антикризисных мер.

К слову, Украина не единственная в Европе страна, которая пошла на такой шаг — на днях госрегулирование цен на 6 видов потребительской продукции ввела Венгрия. Однако в ЕС ситуация намного лучше, и даже несмотря на рост цен на газ и электроэнергию, у местных производителей есть конкурентные преимущества над украинскими.

Продолжающаяся пандемия, энергокризис, сложная геополитическая ситуация, погодные условия в некоторых регионах мира привели к росту цен на продовольствие на международных рынках. Отдельные эксперты полагают, что они уже достигли десятилетнего максимума. Дорожают энергия, упаковка, сырье, логистика и т. д. Страны справляются с этим по-разному, но уже можно сказать, что в ЕС, например, ситуация лучше. Производители имеют дешевые кредиты под ставки в 0−5%, прямые финансовые или нефинансовые стимулы от государства. Украинские предприниматели этим похвастаться не могут. Высокая энергоемкость производств, высокие ставки кредитов, аномальные цены на газ, риски, вызванные непрогнозируемым налоговым полем — все закладывается в цену", — подытожил Анатолий Кинах.

Следует отметить, что введение государственного регулирования в том виде, в каком это происходит, не одобряют и представители торговли. Они считают, что это может привести к тому, что ряд социальных продуктов исчезнет с полок торговых сетей.

«Установленная планка наценки не более 10% по документу не покрывает расходы операторов рынка на логистику, сезонное списание и прочие операционные услуги, — на своей странице в социальной сети Facebook заявил генеральный директор корпорации АТБ Борис Марков. — А значит, вполне может привести к прекращению реализации указанных продуктов питания до момента налаживания всех процессов и понимания порядка их ценообразования. В таких действиях правительства просматривается дискриминационный характер относительно всей организованной розничной торговле. Кроме того, эта инициатива никак не обсуждалась с участниками рынка, с профильными объединениями и ассоциациями, поэтому выглядит, как инструмент лоббирования», — считает Борис Марков.

Следует напомнить, что в отличие от Украины, правительства развитых стран не используют прямого государственного регулирования розничных цен на продовольствие, а создают более лояльные условия для производителей. К примеру, в Польше правительство собирается ввести нулевую ставку НДС на основные продукты питания, поскольку наблюдается высокая инфляция потребительских цен, и власти хотят немедленно поддержать производителей продовольствия.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»