Факты
режиссер Мантас Кведаравичюс

«Над ним издевались»: о режиссере «Мариуполис 2», замученном российскими оккупантами, рассказала продюсер фильма

19.11.2022 17:06

В Украине состоялась премьера фильма «Мариуполис 2» режиссера Мантаса Кведаравичюса, в котором задокументированы события марта 2022 года в Мариуполе. С началом полномасштабного вторжения литовский режиссер вернулся в Мариуполь, где 6 лет назад снял фильм «Мариуполис». Он хотел продолжить фиксировать жизнь города под угрозой войны, но был схвачен и замучен российскими военными. «Мариуполис 2» создан из спасенных фрагментов видео, снятых Мантасом. Материал сохранила его невеста, актриса Анна Белоброва, находившаяся в Мариуполе вместе с ним. Она смогла вывезти видео в Литву, где смонтировала фильм вместе с монтажершей первой части «Мариуполиса» Дуней Сычевой. Продюсеры картины, среди которых и француженка Надежда Турничев, в начале ноября представили картину на кинофестивале в Стокгольме. А через неделю уже состоялась премьера «Мариуполиса 2» и в Украине.

В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Надежда рассказала, почему Мантас тайно уехал в Мариуполь и каким был их последний разговор.

«Свою первую картину он снял в Чечне»

— Все, что случилось, стало для меня полным кошмаром, — рассказала Надежда. — Мы ведь не знали, что Мантас собрался ехать в Мариуполь! К тому времени мы работали над нашим совместным третьим проектом. Была середина марта, и вдруг мы узнаем, что Мантас с его возлюбленной, актрисой Анной Белобровой (кстати, он познакомился с ней на нашем предыдущем фильме «Парфенон»), едут в Мариуполь. Помню, это было 18 марта, Мантас прислал мне на телефон их совместную фотографию с Анной и текст, что они сейчас по дороге в Мариуполь. Я была в шоке, написала, чтобы они были очень осторожны. Кроме того, чтобы молиться, ничего мне не оставалось.

"Мы работали над третьим совместным проектом, когда узнали о поездке Мантаса в Мариуполь", - говорит Надежда

— В то время Мантас работал над новым проектом?

— Да, они с Аней жили в Уганде, городе Кампала и готовили там фильм. Вернее, это должны были быть два фильма — документальный и игровой. Часть материала уже была отснята. Ни о каком «Мариуполисе 2» тогда и речи не было.

— Вы ведь были в команде и первого «Мариуполиса».

— И, кстати, он тоже случился независимо от нас, продюсеров. Мы готовились к съемкам картины «Парфенон» и в рамках исследований Мантас поехал в Мариуполь. Когда вернулся с кучей материала, сказал, что хочет сделать фильм. Мы ему: «Мантас, сосредоточься на нашем проекте!» Но удержать его было невозможно, он таки заставил посмотреть то, что уже отснял, и мы сразу сказали: «Да, это надо делать». Отодвинули «Парфенон» и принялись за «Мариуполис». Это был 2015 год, а закончил он картину в 2016.

— Что для Мантаса было главное в работе?

— Он же антрополог. Ему важно было показывать, как живут люди в предлагаемых условиях. Ведь свою первую картину он снял в Чечне. Для меня она самая сильная, невероятная история про войну. Ты не видишь ни одного военного, оружия, но ты ее все время ощущаешь. У меня до сих пор мурашки, когда вспоминаю об этой картине. Знаете, Мантас ничего не боялся. Опасность была частью его работы. Когда он снимал первый «Мариуполис», ему пришлось знакомиться с разными категориями людей. В том числе и военных формирований. Но Мантаса интересовало прежде всего поведение человека в сложных условиях.

Мантас Кведаравичюс зафиксировал планомерное уничтожение Мариуполя рашистами. Кадр из фильма "Мариуполис 2"

— На протяжении шести лет после «Мариуполиса» он говорил, что хотел продолжать эту тему?

— Нет, совершенно. Свои следующие работы он снимал в Африке. Мы никогда не обсуждали продолжение «Мариуполиса». Конечно, Украина присутствовала в его жизни. Анна, его любовь, — актриса из Украины, многие из команды были украинцами.

— Полагаете, Анна не могла его остановить тогда в марте?

— Знаете, это была пара «сорви голов». Их было не остановить. Последний раз я видела Мантаса в ноябре 2021 года в Париже. Он был такой заросший, с большой бородой. И тут вдруг на фотографии, которую они мне прислали из Мариуполя, Мантас был совершенно другой, побритый. Они с Анной сделали селфи на фоне плаката Одри Хепберн. Но я знала, что говорить ему: «Что ты делаешь, не езди», — было совершенно бесполезно. А через несколько дней мне позвонила знакомая продюсер из Украины, сказала, что Мантаса убили и Аня ищет способы вывезти труп обратно в Вильнюс.

Мариуполь в марте 2022 г. Кадр из «Мариуполис 2»

— Что вы тогда почувствовали?

— Полную беспомощность. И сильное желание нажать на кнопку телефона, чтобы отмотать время назад.

«Аня просто чудом нашла машину и смогла вывезти тело»

— Аня рассказывала, что случилось?

— Конечно. К тому времени Мантас уже искал способы выехать из города. На самом деле, он ведь думал, что в Мариуполе найдет тот греческий театр, который снимал для «Мариуполиса», будет общаться с прежними героями. Но все они уже покинули город, и Мантас с Аней жили вместе с людьми в евангелистской церкви. Передвигаться по городу было невозможно, поэтому Мантас просто начал снимать, как живут эти люди.

Мантас с Аней жили вместе с людьми в евангелистской церкви. Кадр из «Мариуполис 2»

Кадр из «Мариуполис 2»

После десяти дней пребывания там он понял, что надо срочно уезжать. Оставил Ане все материалы и вместе с еще одним мужчиной отправился искать машину, чтобы покинуть город. Но их поймали военные. Его товарища отпустили, а Мантаса оставили, сразу поняв, что он никакой не украинец. Когда Мантас не вернулся, Аня начала его искать. Абсолютно везде! И вот в одном из военных отделений ей сказали, что у них есть такой мужчина, но он уже мертв. Анна рассказывала, что, когда увидела Мантаса, то одежда была на нем не та, в которой он уходил, и одно плечо было сильно выдвинуто вперед. Видимо, над ним издевались. Мы тогда уже все время были на связи. Аня просто чудом нашла машину и смогла вывезти тело. Она выезжала через россию и Латвию.

— Анна вывезла и все материалы для фильма?

— Да. Мы сразу их посмотрели и решили, что это полноценный фильм. Была середина апреля. Фильмы Мантаса никогда не были в Каннах, и я подумала, что это мог быть такой прощальный подарок ему. Я написала главе Каннского фестиваля, рассказав, что у нас есть материал, и попросила взять его в виде исключения. Мне тут же ответили: «Да, конечно». Мы показали фильм отборочной комиссии 9 мая, а фестиваль начинался через пару дней. Нам ответили на следующий же день, что нас берут.

Кадр из «Мариуполис 2»

— Полагаете, фильм понравился бы Мантасу?

— Думаю, да. Мы постарались сохранить особый «ритм» Мантаса, и, знаете, в этом даже нам помогло то, что мы делали все с колес. Признаюсь, я ощущаю, что Мантас все время со мной. Он очень вдохновляющая личность со своим своеобразным взглядом на человечество.

— Что бы Мантас сейчас сказал?

— Он бы знал, как поддержать каждого из нас. Точно бы сказал: «Я тут, с вами».

Напомним, в США стартовали показы украинского фильма «Клондайк», номинанта на премию «Оскар», который рассказывает о трагедии рейса МН-17 на Донбассе.