Факты

«защитника изнасилованной женщины бандиты избили до полусмерти, а затем выбросили в море»

Елена ОЗЕРЯН «ФАКТЫ» (Симферополь)

24.03.2004 0:00

Верховный суд Украины оставил без изменений приговор Валерию Санькову и членам его банды, совершившей ряд тяжких преступлений на крымском побережье

В Апелляционном суде Автономной республики Крым состоялось заключительное заседание Верховного суда Украины, на котором были рассмотрены в кассационном порядке жалобы 15 осужденных из банды Санькова. Приговор оставлен без изменений: главарь банды Валерий Саньков и Валерий Пахарь, исполнявший в банде роль киллера, приговорены к пожизненному заключению, остальные члены группировки -- к различным срокам лишения свободы.

Преступники пытались представить суд над ними расправой по политическим мотивам

28-летний Валерий Саньков, известный в криминальных кругах под кличкой Грузин, долгое время держал в страхе значительную часть крымского побережья. Был он человеком весьма крутого нрава: расправлялся с неугодными ему скоро и кроваво. В 1994 году Грузин возглавил организованную преступную группу, представлявшую собой своеобразное территориальное ответвление «Сейлема»(одна из трех крупных крымских ОПГ). Попытка положить конец бесчинствам Санькова и его банды была предпринята в июле 1997 года, когда охранника Грузина задержали алуштинские милиционеры. Сам же главарь скрылся и был объявлен в розыск. Прокуратура дала санкцию на его арест. Лишь спустя почти год, в ночь с 8 на 9 июня, Санькова задержали в селе Найденовка Красногвардейского района. По словам исполняющего обязанности начальника Алуштинского горотдела милиции Тиграна Паронянца, тогда на место предполагаемого нахождения Грузина выехали три оперативных экипажа. При задержании бандит оказал сопротивление, и сотрудники милиции вынуждены были применить табельное оружие…

-- На Южном берегу Крыма, в основном в Партените и Алуште, группа Санькова действовала с 1994 по 1998 годы, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник отдела по поддержанию государственного обвинения в судах прокуратуры автономии Павел Губский. -- И пока бандиты строго соблюдали конспирацию, они были практически недосягаемы для правоохранительных органов. Но позднее их настолько развратила безнаказанность, что они стали открыто демонстрировать обществу: нам, мол, все можно! Однажды Саньков изнасиловал сожительницу своего знакомого. Тот попытался защитить молодую женщину -- увез ее из города. Узнав об этом, бандиты догнали автомобиль беглецов, точь в точь как в западных боевиках, и столкнули его в кювет. Затем забрали из машины изнасилованную женщину, а ее защитника избили до полусмерти и выбросили в море… Или такой случай. В одном из баров Санькову понравилась официантка, и он насильно отвез ее в сауну и удовлетворил свою страсть в извращенной форме. Всех предпринимателей на территории Партенита бандиты обложили данью. Кстати, у некоторых членов группировки были свои фирмы.

-- Их бизнес процветал?

-- Не сказал бы этого. Они принадлежали к той категории самых первых, постперестроечных, ОПГ, которые действовали лишь силовым путем: не отдашь -- заберем. Со временем некоторые из таких группировок поняли, что открытое отбирание денежных средств -- довольно опасное занятие, и начали заниматься куплей-продажей-перепродажей, то есть делать хоть что-то, похожее на бизнес. Банда Санькова ничем подобным не занималась.

-- На заключительном заседании Верховного суда Украины некоторые из членов банды пытались представить суд над ними как расправу по политическим мотивам, вспоминали резонансные убийства, совершенные в Крыму, к слову, до сих пор нераскрытые…

-- «Саньковцев», естественно, проверили на причастность к совершению этих убийств. Но их версии не подтвердились.

«Я почти уверен, что часть преступлений этой группы осталась нераскрытой… »

-- Я 25 лет проработал в прокуратуре, 8 лет был следователем. Разные попадались дела, но таких преступных группировок, с какими мне пришлось столкнуться на территории Крымского полуострова, я нигде раньше не видел, -- признается Павел Губский. -- Вы же присутствовали в зале суда. Все обвиняемые -- молодые, здоровые, прекрасно выглядят. Они имели определенные средства, не исключено, что их до сих пор поддерживают те, кто остался на свободе. Члены группы -- люди неглупые, на судебном процессе демонстрировали знание законов. Эта преступная группировка представляла серьезную угрозу для общества. И мы точно знаем, что не все члены банды Санькова привлечены к уголовной ответственности, их было намного больше.

-- Наверное, не все их преступления удалось раскрыть?

-- Я почти уверен, что какая-то часть их преступных действий осталась нераскрытой. Но основная, наибольшая часть содеянного ими, доказана: 5 умышленных убийств, 2 покушения на умышленное убийство и еще 32 преступления -- грабежи, разбои, вымогательства. За это они и осуждены.

-- На последнем судебном заседании «саньковцы» вели себя очень сплоченно…

-- Это они в суде хорохорились, поддерживали друг друга, бойко отвечали на вопросы судей. В кабинете следователя они вели себя совсем по-другому, подробно рассказывали о своих «подвигах».

-- На этом судебном заседании кто-то из них пожаловался, что показания из них выбивали…

-- Да, говорили даже, что их пытали. Но, согласитесь, если Саньков не давал показаний, о чем я даже сказал в своем заключении, то никто их из него не выбил. Да, он был организатором банды и хорошо понимал, что если начнет что-то говорить, все остальные расскажут о нем. Рядовые члены группировки, давая показания, старались представить свою роль в банде как незначительную и избрали защитную позицию. А когда почитали, кто что рассказывал друг про друга, между ними начались разборки.

-- Ходили слухи, что подсудимые планировали совершить побег прямо из зала суда. К слову, здание Апелляционного суда Крыма в этот день охранялось более чем усиленно. Не оставались без охраны и судьи.

-- Насчет побега я ничего не буду говорить. У нас таких сведений нет, во всяком случае официальных. Почему заседание Верховного суда Украины проходило в Крыму? Это связано, прежде всего, с очень большими расходами по обеспечению процесса. Перевозка в Киев такой большой группы осужденных, их размещение, питание вылилось бы в довольно значительную сумму. А так в Симферополь приехали трое судей.

Один из них -- судья Верховного суда Украины Алексей Бирюченский так прокомментировал «ФАКТАМ» этот процесс:

-- Конечно, о банде Санькова знали и жители Партенита, и работники правоохранительных органов, но мер по пресечению ее деятельности долгое время не принимали. Более того, в этой группировке были и работники милиции, которые снабжали бандитов оружием, сдавали им информацию. Банда была очень опасной. И прежде всего меня поразили царившие в ней беспрекословное подчинение, строжайшая дисциплина и жестокость. Если человек попадал в эту группировку, назад дороги ему не было…