ПОИСК
Культура та мистецтво

"Выезжая из оккупированного Луганска, женщины надевали вышиванки навыворот, а поверх — обычную одежду"

7:30 30 листопада 2016
В Киеве состоялась премьера первого полнометражного документального фильма об украинских вышиванках «Спадок нації», в котором показаны более 500 сорочек со всех уголков страны

— Уже когда шли съемки, мы узнали поразившую нас историю с сокальскими сорочками (их вышивают на Львовщине): крестьяне полвека прятали их от советского режима закопанными в землю, — рассказала «ФАКТАМ» автор сценария и продюсер первого полнометражного документального фильма о вышиванках «Спадок нації» Леся Воронюк. Мы встретились с ней на киевской премьере этой киноленты. — В послевоенные годы советская власть массово выселяла галичан в Сибирь и другие регионы. Семьи, которых коснулась столь печальная участь, понимали, что брать с собой такие семейные реликвии, как сорочки, крайне опасно — НКВД запросто мог их отнять. Чтобы спасти вышиванки, люди клали их в скрыни и зарывали в землю. Даже после смерти Сталина их не решались доставать, но сведения, где именно они зарыты, передавались детям, а затем — внукам. Только в 1990-е годы, после провозглашения независимости Украины, наследники откопали скрыни.

— В каком состоянии были вышиванки, полвека пролежавшие в земле?

— Они хорошо сохранились. Их владельцы рассказали, что отложной воротник, по которому легко узнать сокальскую сорочку, называют «богородичний комір», ведь он является основным украшением такой вышиванки. Кроме того, по нему в минувшие времена судили о материальном положении девушки: чем богаче ее семья, тем больше размеры воротника. Поэтому, глядя на незнакомую дивчину, парубки обращали внимание не только на лицо и фигуру, но и на «богородичний комір» сорочки.

Интересно, что у каждой семьи был определенный набор фамильных орнаментов — по сути, код рода. И это тоже имело практическое значение: если, встретившись, например, на танцах, парень и девушка видели, что на их сорочках вышиты одинаковые семейные узоры, понимали, что парой им не быть — они состоят в родстве.

РЕКЛАМА

Сокальские сорочки традиционно вышивают черными орнаментами — это символ плодородия. А вот на Тернопольщине мы снимали борщевские сорочки, вышитые таким же цветом, но по совершенно иным причинам: согласно старинному преданию, когда в войнах погибли почти все местные мужчины, народ решил, что семь поколений девушек будут венчаться в сорочках с черными орнаментами. Какими бы давними ни были борщевские сорочки, черные нитки на них не выгорают и не тускнеют. Их прядут из шерсти черных молодых ягнят.

Кстати, о старинных технологиях: на Полесье нам рассказали, как изготовлялась тончайшая ткань для сорочек, которую местные называют «серпанок» («дымка». — Авт.). Лен тщательнейшим образом терли на терках, трепали, чесали до тех пор, чтобы перестала падать пыль на воду. Когда ткань была готова, ее следовало погладить. В старину утюгов не было, и вместо них использовали круглый, как шар, камень — его катали по «серпанку».

РЕКЛАМА


*Леся Воронюк пришла на киевскую премьеру с мужем Андреем и дочкой Софийкой (фото предоставлено Лесей Воронюк)

— Какая из вышиванок, показанных в вашем фильме, самая давняя?

РЕКЛАМА

— Ей примерно 200 лет. Ее обнаружила коллекционер из Львова Роксолана Шимчук на пороге одного дома, где эта старинная сорочка была брошена как тряпка для вытирания ног. Более давнюю вышиванку найти сложно — ткани не могут сохраняться очень долго. Поэтому молодой коллекционер из Ивано-Франковской области 25-летний Богдан Катеринчук (у него есть более 150 старинных сорочек) воспроизводит экспонаты из своей коллекции. Он показал вышиванку 1915 года, точную копию которой сделал в 2015-м. Молодой энтузиаст пояснил, что такая практика является залогом того, что старинные узоры не будут утрачены. Кстати, зачастую мастера вышивают сорочки, читая христианские молитвы. Однако нужно понимать, что многие орнаменты, которые они используют, существуют тысячи лет — еще с языческих времен.

Богдан рассказал, что в его краях невесты вышивали к свадьбе для своих суженых по две сорочки. Если жених сильно любил будущую жену, то надевал на обряд венчания обе вышиванки. Когда же любовь к маме была сильнее (а такое случалось чаще всего), то надевал мамину сорочку, а поверх нее — вышиванку невесты.

Если после свадьбы молодой женщине никак не удавалось забеременеть, считалось, что ей следует надеть вышиванку многодетной матери.

— Сколько сорочек показано в вашем фильме?

— Более пятисот — из разных уголков страны и из-за рубежа (мы снимали украинцев и их вышиванки в Канаде, Германии, Объединенных Арабских Эмиратах и даже в России). Есть кадры, сделанные и на Луганщине (кстати, для этого региона характерно сочетание орнаментов, вышитых красной и синей нитками). Благодаря вынужденным переселенцам с Донбасса мы узнавали истории, связанные с вышиванками, и искали возможность рассказать о них в фильме. По понятным причинам участники нашей съемочной группы (режиссер Александр Ткачук, научный консультант Алексей Доля) не могли попасть на оккупированную территорию, однако на экране вы увидите отснятые там эпизоды — нас выручили польские журналисты (боевики не препятствовали их работе). Также помогали частные лица. Пожилая женщина, живущая в одном из оккупированных сел, передала в подарок сорочку своим взрослым дочерям в Киев. Она начала вышивать ее до войны, чтобы надеть на Пасху, однако теперь выйти на улицу родного села в вышиванке стало смертельно опасно, вот и решила отправить дочерям.

В фильм вошел рассказ о руководителе луганского отделения общества «Просвiта» Владимире Семистяге. Когда сепаратисты захватили власть в Луганске, он вместе с другими патриотами, которых в городе много, организовал подполье.

В интервью «ФАКТАМ» Владимир Федорович рассказал:

— Мы расклеивали по городу листовки, развешивали сине-желтые флаги, писали на домах лозунги «Луганск — это Украина». Поддерживали связь с бойцами батальона «Айдар», предупреждали их о готовившихся атаках на украинские войска. Выявили, где разместились так называемые СМЕРШ (расшифровывается как «смерть шпионам». — Авт.) и КГБ сепаратистов. Я тогда еще подумал: не дай Бог попасть к ним в руки. И все-таки попал. Но это было позже…

Заплатив мзду дежурившим на блокпостах боевикам, нам удавалось провозить украинским солдатам продукты и другие нужные им припасы. Подготовкой к захвату зданий областной администрации и СБУ занималась наша диверсионная группа «Луганск». На ее счету были взрывы и поджоги машин террористов, установка растяжек, ликвидация боевиков. Составили план, где и какие посты находятся, как будем их брать. Некоторый запас оружия у нас имелся. Из Киева нам сообщили, что сможем взять дополнительное оружие в Луганском аэропорту. Но враг сбил ИЛ-76 с украинскими десантниками на подлете к аэропорту, и пополнить свой боезапас мы уже не сумели.

— Семистяга оказался в подвалах сепаратистов, — продолжает Леся Воронюк. — Этот мужественный человек перенес жестокие пытки: его избивали, тушили о тело сигареты, делали «слоника»: надевали на голову противогаз и перекрывали шланг… В одну из ночей, усыпив бдительность охранников, Владимир Федорович совершил побег. Мужчина еще сумел заскочить домой и взять с собой самые необходимые вещи, среди них была и вышиванка.

Женщины из луганской «Просвiти», которых зрители увидят в нашем фильме, тоже вывезли из оккупированного города свои вышиванки. Они рассказали, что на железнодорожном вокзале сепаратисты тщательно проверяли багаж отъезжающих. Зная это, женщины надели сорочки навыворот, а поверх них — обычную одежду. Мы спросили: «Зачем же было так рисковать? Купили бы другие вышиванки на свободной территории». «Не могли так поступить, потому что сорочки — это символ того, что мы не покорились сепаратистам», — ответили они.

Одну из героинь фильма — тоже жительницу Луганска — показываем со спины, чтобы сепаратисты не увидели ее лица. Она рассказала, что в 2014 году, захватывая власть в городе, российские наемники целенаправленно прочесывали учреждения культуры и образования в поисках всего украинского. Флаги, вышиванки, книги они с остервенением рвали и сжигали во дворах.

В киноленту вошло интервью с крымским татарином Вельдаром Шикурдиевым. Он и его товарищи в Международный день вышиванки надели сорочки и поехали фотографироваться к стеле с надписью «Крым — край партизанской славы». Только вышли из автомобиля, как нагрянула полиция оккупантов. Патриотов отвезли в райотдел, учинили допрос. Когда их наконец отпустили, мужчины все же вернулись к стеле и сфотографировались на ее фоне в вышиванках. Мы встретились с Вельдаром, когда он приезжал в Киев.

— Снимали бойцов АТО, которые на фронте носят вышиванки?

— Во Львове мы нашли удивительную женщину — волонтера Лавру Таланчук. Она почти все свое время посвящает вышиванию сорочек для солдат. На ее счету уже около ста вышиванок, переданных на фронт. Мы встречались с солдатами, которые их носят. Они говорят, что воспринимают сорочки как духовную броню, ведь многие символы призваны оберегать. Чтобы вышиванки приносили пользу, мастерицы во время работы читают молитвы.

— В киноленте показаны сорочки известных людей?

— Да — талантливого писателя, переводчика и языковеда ХХ века Бориса Антоненко-Давыдовича. Когда в 1930-е годы сталинский режим в первый раз судил его за «национализм», Борис Дмитриевич попросил жену принести ему вышиванку — чтобы надевать на судебные заседания. Он чудом пережил 10 лет заключения, которые ему дали (вначале приговорили к расстрелу, но затем смягчили наказание. — Авт.). После освобождения власти не оставили этого человека в покое — в 1946 году его арестовали еще раз, а затем отправили в пожизненную ссылку в Сибирь. После смерти Сталина Антоненко-Давыдовича реабилитировали, в 1957 году он вернулся в Киев. Сохранилась фотография тех лет, на которой писатель снят в вышиванке. Правнук Антоненко-Давыдовича надевал эту сорочку на Евромайдан.

Связная украинского политического деятеля середины ХХ века Романа Шухевича Ольга Илькив показала нам сорочки, которые она вышила в камере-одиночке. Кроили их из списанных простыней. Ей присудили 25 лет одиночного заключения. Ольга вспоминала, что, услышав приговор, обрадовалась, ведь думала, расстреляют. Заметив радость на лице женщины, кто-то из НКВД заявил: «Ты все равно не переживешь тюрьму и больше никогда не увидишь своих детей». «Переживу и увижу», — бросила ему в ответ Ольга. Выстоять ей помогло то, что вышивала. Демонстрируя сорочку, вышитую в камере, эта женщина сказала: «В ней заключены мои радость, боль и надежда».

2418

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів