«Встретив моего сына в лесу, егерь наставил на него ружье, а затем перевел мушку на собаку и… застрелил пса»
Село Великие Озера Дубровицкого района Ровенской области со всех сторон окружено густым лесом. Немудрено, что для здешних жителей издавна лесной промысел и рыболовство считались основными источниками доходов. Так было и при царе, и при советской власти. Местные жители собирали в здешних лесах грибы и ягоды, заготавливали скотине на зиму сено, охотились на диких зверей. Все изменилось два года назад, когда Ровенский областной совет своим решением передал угодья в аренду ООО «Залужье». При этом никто не поинтересовался мнением самих сельчан
«За то, что я пошел в милицию, егерь отомстил: топором изрубил 50 метров изгороди на моем огороде»
- Нас просто поставили перед фактом, — рассказывает председатель Великоозерянского сельсовета Михаил Рябый. - Пришла бумага, что отныне лесные угодья переданы в аренду ООО «Залужье». Никто с местными жителями не советовался. Да что там! Даже с районной администрацией никто ничего не согласовывал.
Назначенный «Залужьем» старший егерь Ярослав Серко с ходу установил свои законы — в лес не ходить, грибы не собирать. Иначе — штраф. Если учесть, что основной доход местных людей это сбор грибов и ягод, то запрет ходить в лес для нас просто катастрофа. Самое ужасное, что никому нельзя жаловаться. Ярослав Серко пугает расправой. Чтобы изменить ситуацию, я упрашиваю людей рассказывать о том, что творится. Далеко не все идут на сотрудничество — боятся. Взгляните, к примеру, на объяснения местной семьи Котяй. Осенью три женщины, в том числе и 85-летняя старушка, отправились по грибы. В лесу семью заметил егерь и велел немедленно покинуть угодья. Кроме того, Серко потребовал, чтобы каждая заплатила по 35 гривен штрафа. Женщины вынуждены были подчиниться.
(На снимке) «Нас просто поставили перед фактом, что отныне лесные угодья переданы в аренду, — говорит председатель Великоозерянского сельсовета Михаил Рябый. — И с тех пор они установили свои законы: в лес не ходить, грибы не собирать, иначе штраф»
Две недели назад у почтальона Марии Молчанович егерь расстрелял двух собачонок, которые постоянно ее сопровождали. Почтальон обслуживает не только наше село, но и соседнее, что в пяти километрах. Собачки были у нее вместо охраны. Видно, чем-то егерю помешали или власть свою хочет показать. Ведь старший егерь и его помощники возомнили себя повелителями леса. Если с женщин за посещение леса они берут штраф, то в мужчин стреляют! Егерь стрелял даже по мне — представителю местной власти. У меня осталась отметина от резиновой пули. Но выстрелить может и из нарезного оружия. Да что я один вам все рассказываю, вы народ послушайте
Возле сельсовета собрались несколько десятков мужчин. Это далеко не все, кому надоело самоуправство егеря. Пришли только самые смелые, остальные предпочитают пока не высовываться. Мол, за егерем стоят большие люди из Киева.
— Наш председатель написал много жалоб в разные инстанции. И разве что-нибудь изменилось? — спрашивают возмущенные люди. — Никто не может защитить нас от самоуправства старшего егеря и его помощников. Мы вас очень просим: если вы не в силах нам помочь, то лучше вообще ничего не пишите. А то нам и так житья нет. Если же Серко узнает, что мы вам здесь рассказали, то со свету сживет.
Немного помолчав, мужчины начинают рассказывать о своих бедах.
— Прошлой осенью я собирал в лесу грибы, — рассказывает житель села Великие Озера Николай Харкевич. — Со мной бегала собачка. Егерь заметил меня и сказал, что с собаками ходить в лесу запрещено. Взял на мушку пса. Несколько раз выстрелил, но, к счастью, не попал. Затем обшарил у меня карманы и велел поскорее убираться.
— Я послал своего сына съездить на хутор привезти для растопки сухостоя, — рассказывает Степан Котяй. — На обратном пути Саша встретил Ярослава Серко. Старший егерь ни с того ни с сего наставил на сына ружье, а затем перевел мушку на собаку и застрелил пса. После этого, взяв с воза полено, принялся избивать им моего сына. Саша попросил Серко вызвать лесничего и заодно позвонить отцу. Но егерь не стал никого дожидаться, а пригрозив парню, чтобы никому не жаловался, запрыгнул в машину и уехал.
Я написал жалобу участковому милиционеру и поплатился за смелость. Дело в том, что в наших краях водится множество вепрей. Дикие кабаны в поисках еды уничтожают огороды. Если кабан учуял место, где можно поживиться, то уже не оставит его в покое, пока полностью не разорит. Чтобы сохранить урожай, мы ставим специальные ограждения. Так вот, за то, что я пожаловался в милицию, егерь топором изрубил 50 метров изгороди! В тот год моя семья осталась без картофеля. А лесничему старший егерь приказал не выписывать моей семье дров, мол, чтобы больше не жаловался.
«Надо мной издевались: окунут головой в прорубь, потом вытащат и спрашивают, что я делал в лесу»
— Я вышел из леса, когда меня заметил старший егерь Ярослав Серко, — рассказывает 40-летний Николай Котецкий. — Вместе со своими помощниками он отобрал у меня ружье, а затем избил.
- Вы охотились в лесу? — интересуюсь.
— Ружье приходится брать для самообороны. В лесу много диких зверей, иногда голодный волк или раненый вепрь может броситься на человека.
(На снимке) Несмотря на угрозы, многие местные жители пришли к сельсовету, чтобы рассказать корреспонденту «ФАКТОВ» о самоуправстве егеря
В наш лес любят приезжать на охоту разные чиновники. Убитого зверя охотники забирают с собой, а раненого ленятся преследовать. Нам потом беда с ними. Егерь же всех, кого застанет с ружьем, считает браконьерами. Но в любом случае он не имеет права нас избивать.
- Вы подали жалобу в милицию за самоуправство?
— Как бы не так, — вздыхает мужчина. — Егерь с напарниками били меня до тех пор, пока я не согласился написать, что сам упал на пенек и поломал себе ребра. Правда, на следующий день я все-таки осмелился поехать в райцентр и снять побои. К несчастью, в тот же день случайно увидел там егеря Серко. Тот заставил поклясться своими детьми, что я не отнесу заявление в милицию.
— А я три недели назад отправился на зимнюю рыбалку, — рассказывает 19-летний Василий Воловень. — На лесной дороге еще издали заметил четырех вооруженных егерей. Когда поравнялся с ними, они, не сказав ни слова, стали меня избивать. Я оборонялся и одному подбил глаз. Разозлившись, двое из них взяли меня за шиворот и потянули через лес к своей машине. Волокли меня по кочкам, по мокрому снегу километра два, затем бросили в машину и куда-то повезли. В лесу встретили старшего егеря Серко. Тот вытащил меня на землю и стал бить ногами. Младшим егерям он приказал прорубить в водоеме лед. Когда приказание было выполнено, принялся окунать меня головой в прорубь. Время от времени он вытаскивал меня из воды и спрашивал, что я делал в лесу. При этом они уплетали мою еду, которую приготовила мама. Еще просили передать ей, что она вкусно готовит. Потом Серко приставил к моей голове карабин и выстрелил возле уха. У меня лопнула барабанная перепонка.
Испуганного и обессиленного парня мучители заставили подписать бумагу, в которой значилось, что он не имеет никаких претензий к сотрудникам ООО «Залужье». После этого мокрого и голодного Василия оставили одного в лесу.
«Мы боимся мести, но жить в постоянном страхе тоже нельзя»
— У меня не было сил идти, — рассказывает Василий. — Я лежал в снегу, избитый и мокрый, и умирал. К счастью, братья, обеспокоенные моим длительным отсутствием, решили отправиться за мной в лес. Дома я долго лечил увечья, а также воспаление легких.
- Вы подали заявление в милицию?
— Я даже в больницу за помощью не обращался, — признается парень. — Только сельский председатель, когда узнал о случившемся, уговорил меня написать заявление в районную прокуратуру. Конечно, мы сегодня боимся мести, но жить в постоянном страхе тоже нельзя.
— Вы наша последняя надежда, — говорят мужчины на прощанье. — Если «ФАКТЫ» нам не помогут, то прольется чья-то кровь: или егерь застрелит кого-то из нас, или мы его.
Сам старший егерь виновным себя не считает. Ярослав Серко утверждает, что мужчины браконьерничают, а женщины и вовсе врут:
— Я всех пускаю в лес. Женщины неправду говорят, что я им ходить по грибы запрещаю. А вот браконьеров в лес не пускаю.
- Мужчины утверждают, что вы издеваетесь над ними, стреляете, бросаете в прорубь.
— Пусть докажут это. Хоть один из них предоставил показания судмедэкспертизы?
- За что вы избили Василия Воловня?
— Он разбил бровь моему егерю, за это Васю нужно было вообще застрелить. Но меня там не было, я ничего не видел. Если его избили, то пусть отнесет заявление в милицию.
- Но парень боится, потому что вы ему угрожали.
— Кому вы верите? Мы никого не трогаем.
- Разве это не ваши люди застрелили собак местного почтальона? Для женщины они были как охрана.
— Мы ее предупреждали, чтобы не ходила с собаками, а то постреляем. Но ее собак никто не стрелял. Мы стреляем только приблудных.
- Вы стреляли в собак местных жителей?
— Мы отстреливаем собак, которые ходят без хозяина. В лесу собака должна ходить на поводке.
В Дубровицком районном совете журналисту объяснили, что ООО «Залужье» зарегистрировано в Киеве. Никаких оснований для деятельности на территории Дубровицкого района Ровенской области у «Залужья» нет — филиал его здесь не значится.
— Все лесные угодья закреплены за сельсоветами. Ровенский областной совет без согласования с сельским и районным советами принял решение передать охотничьи угодья в аренду ООО «Залужье» сроком на 25 лет, — объясняет председатель Дубровицкого районного совета Леонид Стрибулевич. — Сегодня выясняется ситуация относительно законности деятельности этого общества на территории Дубровицкого района. Вопрос будет рассматриваться в суде. Я полагаю, что вся беда здесь кроется в местном руководителе, Ярославе Серко, который ведет себя неадекватно. Семь раз мы готовили материалы к возбуждению уголовного дела относительно деятельности этого егеря и столько же раз получали отказ. Люди неоднократно обращались к нам с коллективными заявлениями навести порядок, но прокуратура упорно не видела состава преступления. Поэтому до сих пор ситуация в Великих Озерах не разрешена. Всем понятно, что поведение старшего егеря противоправное, но мы ничего не можем поделать. Ярослав Серко постоянно выходит сухим из воды. А ситуация с почтальоном нас вообще поразила. Женщина разносит деньги, ей нужна хоть какая-то охрана. Убить ее собак — это дикость. Мы надеемся, что вскоре нам все же удастся отменить решение областного совета относительно аренды для ООО «Залужье», и вопрос с егерем решится автоматически.
— Жители села Великие Озера постоянно обращаются к нам с жалобами на противоправную деятельность старшего егеря «Залужья» Ярослава Серко, — рассказывает начальник Дубровицкого райотдела милиции Ефим Семенович. — Однако для того чтобы возбудить уголовное дело против этого человека, как и против любого другого, нужны четкие основания. Повреждения, нанесенные жителям села Великие Озера, как правило, относятся к разряду легких, и, согласно Уголовному кодексу Украины, могут рассматриваться только после обращения того или иного гражданина в суд.
— Мне известно, что у старшего егеря возникают конфликты с местным населением, — заметил совладелец ООО «Залужье» Виктор Малыш. - Я согласен, что в некоторых случаях он, возможно, и превышает власть. По этому поводу не один раз лично проводил с ним разъяснительные беседы. Думаю, что мы уладим этот вопрос. Однако нужно учесть, что местные жители тоже нарушают закон. По словам егерей, они браконьерничают. Относительно якобы незаконно взятых в аренду угодий, то это не так. Мы делали все бумаги, как положено.
— В нашей стране пока еще не произошло размеживания земли, — комментирует «ФАКТАМ» первый заместитель председателя Ровенского областного совета Михаил Кривко. — То есть она принадлежит тому или иному сельсовету, а на самом деле считается государственной. Поэтому областной совет имел право выделить угодья в аренду без согласования с сельским советом. Если прокуратура докажет, что это не так, мы можем отменить решение областного совета. Относительно того, каким образом пользуется ООО «Залужье» арендованными угодьями, превышает ли свою компетентность, то этот вопрос не к нам, а к правоохранительным органам.
2123Читайте нас у Facebook