Владимир конкин: «когда у высоцкого не хватало аргументов, он Открывал свою луженую глотку»
Встреча с популярным артистом театра и кино Владимиром Конкиным (он же Павка Корчагин и Володя Шарапов) состоялась в московском Доме кино. Несмотря на то, что Владимир Алексеевич играет в театре и много работает на дубляже, прибыл он точно в назначенное время. Несмотря на пробивающуюся седину, Конкин вел себя, словно озорной мальчишка. То и дело играл, кого-то передразнивая и пародируя. Обосновавшись в кафе, Владимир Алексеевич закурил «Мальборо» и, неспешно потягивая пиво, начал философствовать
«На гонорар за «Как закалялась сталь» купил жене золотые часы, которые она до сих пор носит»
-- Я очень редко общаюсь с журналистами -- признался актер. -- Для вас сделал исключение, поскольку с Украиной меня многое связывает. Очень люблю Киев.
За 30 с лишним лет я поменял 11 театров(!). Из Саратова меня пригласили в Харьковский ТЮЗ -- мой первый театр. Снялся в фильме «Как закалялась сталь». Потом покойный Завадский пригласил меня в Театр Моссовета. Через год уехал в Киев, пять лет работал на Киностудии Довженко, в Театре киноактера. Вернувшись в Москву, устроился в Театр имени М. Н. Ермоловой. Позже были Театр на Таганке, «Вернисаж», «Эрмитаж». Чего в моей жизни только не было
-- Правда, что когда вас пригласили на съемки фильма «Как закалялась сталь», вы решили, что это розыгрыш?
-- Да (смеется). 4 мая 1972 года -- особый день в моей жизни. В этот день я получил две телеграммы: первую -- с Киностудии Довженко: меня утвердили на роль в фильме «Как закалялась сталь». Через полчаса принесли вторую телеграмму, в ней говорилось, что у меня в Саратове родились мальчики-близнецы. Поначалу не поверил, думал, меня разыгрывают. Оказалось правдой.
-- А ведь могли бы стать партработником или в юристы, к примеру, пойти. Неужели актерская профессия могла обеспечить достойную жизнь?
-- А почему нет? Сейчас, конечно, все настолько сложно Но и раньше жить можно было. Шиковать не приходилось, но на хлеб всегда хватало. Правда, чаще гонорар «расползался» за время съемок. Когда снимался в «Месте встречи », приходилось жить на два дома. Жена с детьми -- в Киеве, я -- на съемках в Одессе или Москве. После съемок «Как закалялась сталь» (всего я получил по договору 6 тысяч рублей) у меня осталось 2 тысячи. Это были большие деньги, помню, купил супруге золотые часы, которые она до сих пор носит. Вот, пожалуй, самая крупная моя покупка. У меня тогда были одни джинсы
Мне есть кого кормить и сейчас. У меня трое детей и двое внуков. Моя супруга Алла Львовна никогда не работала. Старшие -- близнецы Святослав и Ярослав, им по 31 году -- крепко стоят на ногах, работают художниками-реставраторами, но должен же дедушка внучат побаловать Младшей дочери Софи в мае будет 15 лет. Она учится в православной гимназии. Должен вам честно сказать: растить 15-летнюю дочь на сегодняшний день в Москве -- ОЧЕНЬ дорого. Практически ВСЕ идет на обслуживание моей дочурки (смеется). А у нее еще и характер своеобразный. Она не капризная девчонка, но, как говорят в Украине, упэрта. Слава Богу, я отговорил детей стать артистами. Хотя я ведь тоже был до 10 класса нормальным человеком. Только в 10-м свихнулся.
Мои покойные родители, Царство им небесное, были большими театралами. Родился я в Саратове, он всегда был одним из культурных центров России. В городе было пять театров. Помню, в 50-е годы, когда Никита Сергеевич Хрущев экспериментировал с земледелием, в Саратове в буквальном смысле слова наступил голод. Нам в школе выдавали булочки по 4 копейки. Булочку я не съедал, приносил домой бабушке. Никогда не забуду, как однажды мне приснилось, что я ем. Оказывается, бабушка ночью скормила мне эту булочку, а спросонья мне показалось, что это только снится.
Продукты выдавали раз в месяц в домкоме, и родители нас, голодных детей, водили по театрам. Мой папа когда-то мечтал стать актером. Он был художественным руководителем самодеятельности на железнодорожной станции Саратов-1. Я тоже принимал участие во всякого рода капустниках. В 9-10 классах учился в исторической школе при университете, и, казалось, моя судьба предопределена. В 10 классе встретил своего бывшего однодворца и узнал, что он поступает в театральное училище. И я решил записаться в саратовский Дворец пионеров, в студию «Молодая гвардия» к Наталье Иосифовне Сухостав. Это была удивительная женщина, воспитавшая Олега Табакова, Альку Янковского. Там я сыграл в «Зимней сказке» Ивана-дурака. И во мне проснулось тщеславие: 5-летние дети на улице показывали на меня пальцем: «Вон Иван-дурак пошел!» Я дерзнул поступить в театральное училище, которое в 1972 году и закончил с отличием.
«Мне уже за 50, но шило в одном месте до сих пор беспокоит»
-- Вы были домашним ребенком?
-- Более того, я был маменькиным сыночком. И горжусь этим до сих пор. С детства я страдал пороком сердца, поэтому, к сожалению, был лишен мальчишеских радостей, меня освободили от уроков труда и физкультуры, но белоручкой я никогда не был, умею делать все. Во время ремонта в квартире делал самую грязную работу, проводку, трубы
-- С женой вы познакомились на творческой ниве?
-- Ее покойная матушка была моей классной руководительницей с 5-го класса. Так что свою будущую тещу я знал с 11 лет (смеется). Сейчас думаю, это она меня выбрала. Мой папа был председателем родительского комитета школы, я -- прилежным учеником. Когда после окончания школы мы с папой пришли на традиционный сбор выпускников к моей будущей теще, я увидел свою судьбу. Но судьба, как мне показалось, была ко мне не очень благосклонна, и когда я пришел уже на втором курсе на сбор в школу, стал уже смелее. Меня пригласили к себе родители Аллы: «Володенька, ты к нам заходи». Я и зачастил. На четвертом курсе родители разрешили нам пожениться. Брак сразу же увенчался подарком в виде двойни.
С Аллой мы вместе уже 31 год. Я очень ценю ее. Чтобы меня вынести, надо обладать ТАКИМ терпением. Я ведь далек от идеала. Со мной очень нелегко. Негативные эмоции от работы на людях не выплескиваю -- все несу домой. Из-за пустяка могу завестись. Поговорить в повышенных тонах. Потом приходится извиняться. Я очень дорожу тем, что меня понимают и слышат.
-- После роли Павки Корчагина ваша творческая жизнь круто пошла в гору?
-- Меня увидели, узнали и вскоре я получил свою первую награду. Конечно, не все было так уж безоблачно. Я снялся в 42 фильмах. Каждый имеет свои достоинства и недостатки. Есть везучие картины, которые не потеряли своего значения. Например, «Аты-баты шли солдаты», моего любимого режиссера Леонида Быкова.
Еще в «Как закалялась сталь» он увидел во мне комедийный дар. Когда он запустил картину «В бой идут одни старики», роль Кузнечика, которого сыграл покойный Сережа Иванов, предназначалась мне. Но Николай Палыч Мащенко не мог меня отпустить со съемок «Как закалялась сталь». Кстати, оба эти фильма снимались в одном павильоне на Киностудии Довженко. И Быков, собираясь снимать «Аты-баты », предложил мне любую роль на выбор. Я прочел сценарий и просто влюбился в роль Игоря Суслина. С огромной благодарностью вспоминаю эту работу.
Фраза, преследующая меня по жизни, «Ну и рожа у тебя, Шарапов», -- ерунда по сравнению с тем, что было после Павки Корчагина. После этой картины я так настрадался! «Как закалялась сталь» делали по заказу ЦК партии. За нами следили из идеологического отдела ЦК КПСС. Из меня хотели сделать живую икону. Самое ужасное, что этот идеологический ярлычок закрепился, меня стали приглашать только на «кожанки». Я отказывался, говорили, что я капризничаю. Роль Корчагина мне открыла многие перспективы, но и многое закрыла. Быков вытащил меня из этого замкнутого круга. Мне всегда хотелось играть разноплановые роли. Сейчас мне уже за 50, но шило в одном месте до сих пор беспокоит. И время от времени оно возникает. Хочется попрыгать, подергаться, поэкспериментировать.
«Когда мы снимали «Место встречи », Высоцкий уже не пил»
-- Поэтому вы не хотели сниматься в фильме «Место встречи изменить нельзя»?
-- До «Места встречи » у меня уже было 11 фильмов. Я прочитал сценарий первых двух серий, мне показалось, что это ОЧЕНЬ скучно. Опять хороший человек, ну и что? Когда прочитал третью, потом -- О! че-твер-тую серию, ну уж пя-тую -- все: лапы к верху!
Весной 1978-го начались съемки. Сняли ОЧЕНЬ быстро -- за год с небольшим плюс месяца два озвучание. Павильонные съемки были в Одессе, натурные -- в Москве. В первый съемочный день снимали бильярдную с Копченым -- Леней Куравлевым. Настоящие профессионалы-бильярдисты вместо Высоцкого выделывали с шарами номера высшего пилотажа. Накануне прошел XVIII съезд ВЛКСМ, где мне сбрили усы. Был такой чиновник Сухорадо, настоял: «Конкин, сбрей усы, ты здесь в буденовке выходишь!»
-- Перед съемками, небось, на пианино пришлось учиться играть?
-- В детстве я полтора года учился в музыкальной школе, мог разве что сыграть «Мурку». Шопена, признаюсь, играл не я. В кадре женские руки завмуза Одесской студии.
-- Повезло вам на партнеров в этой картине
-- Это правда. Говорухин собрал ТАКОЙ звездный состав: Евстигнеев, Куравлев, Джигарханян, Светличная, Фатеева, Гердт.
-- Знаю, что с Высоцким у вас отношения не сложились.
-- У Владимира Семеновича, в отличие от моего, очень жесткий характер. Мой не сахар тоже
-- Страсть Высоцкого к алкоголю давала о себе знать на съемочной площадке?
-- Когда мы работали, он не пил. Хотя с выпивкой у него действительно были серьезные проблемы, это был последний период его жизни. Об этом, правда, знал только Господь Бог, чувствовала и Марина Влади. Она мне говорила, что показывала Володю лет за 5-6 до этого в лучших клиниках Парижа. Занималась его здоровьем, но врачи уже тогда предполагали, что он проживет МАКСИМУМ 6-7 лет. Он прожил 10.
По поводу нашего с Высоцким дуэта комар носа не подточит. Фильм зафиксировал дружеские отношения, которые таковыми не являлись. Эпизод, когда у Шарапова со стола пропали документы, получился очень натурально. Мы просто отпустили коней. Кстати, таких эпизодов было много.
Владимиру Семеновичу тогда было 40 лет. Это не самый легкий период в жизни мужчины. Теперь-то я пережил его и знаю, что это такое. Мало того, в съемочной группе из ста с лишним человек, не считая актеров, почти ежедневно у кого-нибудь был день рождения. Мы собирались и просили Владимира Семеновича что-нибудь сыграть на гитаре. Он скрежетал зубами, убегал из любой компашки. Не мог видеть, когда наливают, выпивают. Поначалу мне казалось, что это поза: его просят, а он ломается. Света Светличная рассказывала, что в свое время он сам умолял в компаниях, чтобы послушали его новую песню. А ему говорили: «Да надоел ты уже со своим горлопанством». В картине «Стряпуха» его озвучивал другой актер -- Высокий был уже в невменяемом состоянии. С ним всякое бывало. Но он был человек-пружина. Кстати, именно Высоцкий был инициатором съемок «Места встречи».
-- Высоцкий на съемочной площадке брал бразды правления в свои руки?
-- Да, хотя он не был режиссером, и его замечания не всегда были по делу. Говорухин -- просто умница, выслушивал Владимира Семеновича. Когда у Владимира Семеновича не хватало аргументов, он приводил главный аргумент, заставлявший меня замолчать, -- открывал свою луженую глотку. Перекричать его было невозможно. Тогда в наш диалог вступал Станислав Сергеевич Говорухин. Он делал так, как считал нужным, безусловно, прислушиваясь к мнению Высоцкого, да и к моему. В этом симбиозе и рождалось «Место встречи изменить нельзя».
Мы были в достаточно приятельских отношениях. Я много раз бывал у него дома. После съемок на каменном мосту, когда по фильму Шарапов приглашает Жеглова к себе домой, Владимир Семенович пригласил меня к себе. Помню, шел дождик, и эту сцену мы сняли лишь к 5 утра. В 8. 00 нам уже нужно было снимать сцену, когда мы «берем» Кирпича-Садальского в трамвае. Нужно было ехать на ВДНХ. До съемки оставалось три часа. Высоцкий говорит: «Володя, зачем тебе в гостиницу возвращаться? Тебя все равно не пустят, поехали ко мне! Я тебя хоть покормлю». В 5 утра мы на его «Мерседесе» отправились на Грузинку. Приехали. Высоцкий открыл холодильник, а там -- ничего. До этого были гости -- он ключи оставлял, и они все сожрали. Высоцкий вынимает какой-то коржик заплесневелый и обращается ко мне: «Володь, ничего, зато у меня есть «Липтон!». Это сейчас чаем «Липтон» никого не удивишь, а в те времена это было нечто! «Будешь размачивать коржик в чае и «
Помню, в окно барабанил дождь. Высоцкий подошел к окну и сказал очень характерную фразу: «Знаешь, Володька, если я когда-нибудь утону в реке, то всплыву вверх по течению!». В этой фразе весь он!
Однажды я написал характеристику Шарапова и дал почитать Высоцкому. Он сказал: «Да г все это! Чушь собачья! Выкинь это». Высоцкий мог одной фразой ТАК дать в пятак! Наши жесткие отношения на площадке помогали на съемках. Кино -- это ведь не сопли, не маргарин. Признаюсь, Высоцкий мне ОЧЕНЬ дорог. Если бы мы только ненавидели друг друга, фильм не получился бы.
«Меня можно запросто назвать артистом погорелого театра. Я не обижусь»
-- На съемках рисковать жизнью приходилось?
-- По большому счету нет. Правда, в ресторане мне пол-лица снесло. Помните эпизод, когда мы «брали» Фокса? Снимали крупный план, поэтому нельзя было ставить дублера. Сам разбивал головой стекло. Правда, каскадерское. Я как-то на съемках отметину получил. Шрам на всю жизнь остался (показывает над левой бровью небольшой шрам. -- В. Г. ). Слава Богу, с глазом остался.
Вспомнил! Самая страшная история на «Месте встречи» была, когда во время погони машина Фокса-Белявского, сбивая парапет, падала в Яузу. У нас было два «студебеккера». Один -- рабочий, другой, без мотора, -- для трюка. Второе авто было фактически без тормозов. Его толкали с горки, одновременно снимали тремя камерами, потому что был только один дубль. В кабину посадили каскадеров, толкнули машину, но не учли, что она должна не только пробить парапет с чугунными решетками, но и заскочить на невысокий мраморный бордюрчик пешеходной дорожки. И «студебеккер» не просто свалился в воду, он сделал в воздухе кульбит, перевернулся и упал в воду вверх колесами. Из-под воды идут бульки, а люди не появляются. Паника была жуткая -- директриса в обморок рухнула. Ужас! Слава Богу, спустя какое-то время ребята вынырнули. Спасло только то, что во время падения один из каскадеров открыл дверцу. Иначе бы кабину сплющило и дверь заклинило.
-- Знаю, у вас есть одно очень интересное звание
-- После «маменькиного сыночка» мое первое звание -- «артист погорелого театра». В буквальном смысле этого слова. Я приехал в первый свой театр, харьковский ТЮЗ, а за день до этого там случился пожар. Так что меня запросто можно назвать артистом погорелого театра. Не обижусь.
-- Свои фильмы смотрите?
-- Очень редко. Лет 10 не смотрел «Место встречи изменить нельзя». Хотя весь текст помню. Недавно посмотрел. Показывали поздно ночью. Приходил после спектакля, включал телевизор Понравилось. Меня смутил только один ляп. Сцену, когда мы с Варей Синичкиной гуляем по городу, снимали в Сокольниках, и оператор Леня Бурлака нечаянно мазнул камерой и в кадр попали признаки современного города. Обратите внимание, рядом со старой танцплощадкой за решетчатым забором хорошо видно, как проезжают современные автомобили: «УАЗик, «Волга», автобус «Икарус».
Оставляя автограф для читателей «ФАКТОВ», Владимир Алексеевич достал из портфеля набор разноцветных фломастеров. «А это вам для чего? -- удивился я. -- «Приходится много дублировать. Перед озвучанием в тексте каждый размечает свои слова. Вдруг у моего партнера окажется карандаш или фломастер такого же цвета, как и у меня? А так у меня все цвета всегда под рукой».
-- Не надоело «Луис-Альбертов» озвучивать?
-- Я ведь только раз озвучивал сериал -- «Дикую розу» с Вероникой Кастро. Вместе с Наташей Варлей. А так в основном я сериалы не «пишу».
Сейчас много приходится озвучивать фильмы для кинотеатров. Популярный нынче «Мулен руж». Компьютер мог подтянуть фразу, дыхание, убрать букву, а я добивался чистоты тона. Мы со звукорежиссером сразу договорились: «Компьютер компьютером, но пока я не буду доволен, ты на компромисс со мной не иди». На мою роль было выделено 4 смены с 10 утра до 6 вечера. Я все сделал за полтора дня.
-- Вам ведь и в театре работы хватает. Что заставило заниматься дубляжем -- нежелание сидеть на месте, погоня за длинным рублем?
-- Назвать это погоней за длинным рублем трудно. За «озвучку» платят немного, но это своеобразный клуб, где мы общаемся с коллегами. Раньше мне хотелось озвучивать мультфильмы. Множество блистательных, великих артистов, таких как Грибов, Вицин, Яншин, озвучивали мультики. В позапрошлом году я озвучивал с группой актеров фильмы, звуковая дорожка которых стала «осыпаться». Это классические мультфильмы 49-го, 53-го годов. Басни Крылова и «Три богатыря». Самое сложное -- повторить голос артиста, который озвучивал персонажа. Если, к примеру, я делал Бабу-Ягу (копируя голос великого артиста), то мне нужно было Ми-ля-ра по-ка-зать. Как он это де-лал Но я получал удовольствие
2700Читайте нас у Facebook