ПОИСК
Житейские истории

«Пиратам мы давали прозвища и потом шутили, что в неволе нас удерживают… Андрей Шевченко, Шамиль Басаев и Мухаммед, почти пророк… »

0:00 20 января 2010
«пиратам мы давали прозвища и потом шутили, что в неволе нас удерживают… Андрей шевченко, шамиль басаев и мухаммед, почти пророк… »
Судовладелец полностью рассчитался с экипажем «Арианы»: помимо зарплаты, моряки получили по тысяче долларов моральной компенсации за каждый месяц плена

На нынешнее Рождество семьи 24 украинских моряков балкера «Ариана» получили самый дорогой в жизни подарок — их близкие вернулись домой. По признанию «ариановцев», только лишь осознание того, что их любят и ждут, давало силы продержаться 223 суток в пиратском плену под дулами автоматов. Сейчас все уже позади, но в памяти моряков и их родных эти воспоминания останутся навсегда. Волею судеб в этом злосчастном рейсе оказались Александр Лупачев, третий механик «Арианы», и его сын Сергей, второй помощник капитана.

«Бандиты признавали исключительно доллары и фунты, а вот от гривен наотрез отказались»

Когда 2 мая на «Ариану» напали пираты, моряки испытали настоящий шок: ранее ни один из членов экипажа с подобным не сталкивался. Отчаянные попытки экипажа балкера маневрировать не увенчались успехом. Тем более, что вращать штурвал несшему вахту молодому матросу Юрию Васильченко довелось… сидя на корточках — над головой уже свистели пули. Старший помощник капитана Александр Черепанин пытался отстреливаться из ракетницы, поскольку другого огнестрельного оружия на судне не было. Операция захвата длилась минут тридцать пять. Десяток относительно молодых (их возраст от 18 до 45 лет), неплохо обученных и отлично вооруженных пиратов приблизились к борту, перекинули через него лестницу и без труда взобрались на балкер.

 — Сразу же согнали всех на верхнюю палубу и пересчитали, — вспоминает третий механик «Арианы» Александр Лупачев.  — Главарь, некий Мухаммед, спросил, сколько нас. Стремясь уберечь двоих женщин, имевшихся в составе экипажа, мы ответили, что 22 человека. Однако Мухаммед сразу поправил на английском: 24(!). Так что «разведка» у них работает четко. Взломав сейф в капитанской каюте, они завладели судовой кассой — почти восемью тысячами долларов, а также велели всем сдать наличные деньги. Характерно, что брали они исключительно доллары и фунты, а вот от гривен наотрез отказались, заявив, что бумага им не нужна. Мобильные телефоны тоже изъяли, лишив нас связи.

Вы бы видели «красавчиков», которые прибыли на смену группе захвата: босые, тощие, с гнилыми зубами, выряженные кто во что горазд! Вплоть до женского нижнего белья и юбок… Самые настоящие дикари, не умеющие ни читать, ни писать, ни считать. В принципе, они трусы. Даже вооруженные, опасались оставаться один на один с пленным, никогда не поворачивались к нам спиной.

РЕКЛАМА

- Тем не менее тактика пленения и вымогательства у них отработана, — вступает в беседу второй помощник капитана «Арианы» Сергей Лупачев.  — Конвоировав теплоход к своей базе у селения Хобьо (там ранее удерживали и «Фаину».  — Авт. ), пираты действовали четко. Практически все члены нашего экипажа, за исключением обеих женщин и мужа одной из них (кока Ларисы Салынской, которая была в положении), находились в каюте под круглосуточной вооруженной охраной. Двое механиков постоянно несли вахту в машинном отделении, капитан и штурман — на ходовом мостике. При этом каюту, где жили женщины, корсары не трогали, а остальным морякам первые пару месяцев разрешали даже передвигаться по судну. Однако поняв, что судовладелец явно не торопится заплатить выкуп, бандиты не на шутку рассердились. Теперь при малейшей попытке, скажем, выйти в коридор, моментально попадали на мушку: пираты сразу передергивали затворы и снимали автоматы с предохранителей. Разумеется, любая попытка взять судно штурмом при помощи военных привела бы к гибели экипажа.

«Ариану» стремились приспособить в качестве плавучей базы для нападения на другие суда»

 — Пираты вдруг поставили нас перед фактом: раз судовладелец не собирается повышать сумму выкупа, то «Ариану» используют в качестве… плавучей базы для нападения на другие суда! — продолжает Сергей.  — Тогда погода не позволяла выходить им в море на баркасах. В ночь на 29 июля под дулами автоматов мы отправились «на промысел».

РЕКЛАМА

Прошли не больше 70 миль, когда нас засек военный корабль, возможно, американский. Нас стали вызывать по радиосвязи, а потом к балкеру полетел вертолет. Пираты испугались и велели возвращаться обратно. Однако идти пришлось против сильного течения. Судно практически стояло на месте. Капитан Геннадий Воронов попытался объяснить ситуацию пиратам, однако они завопили, швырнули его на палубу и собрались расстрелять. Но потом таки сменили гнев на милость, ведь управлять большими судами аборигены не умеют, и согласились подойти к берегу. Ползли мы туда со скоростью не больше трех узлов… Я все время смотрел на стрелку тахометра, с ужасом ожидая, когда она замрет на нуле. Ведь террористы обещали убить капитана, как только двигатель заглохнет. В 52 милях от их базы Хобьо закончилось топливо. О такой перспективе Воронов предупреждал бандитов неоднократно, но они не поверили. Капитана вновь поставили под дула автоматов.

 — А старшего механика Владимира Стрешного сильно избили, — добавляет Александр.  — Он, вытирая слезы, просил нас найти хоть ведро горючего. Матросы спустились в топливные танки с тяжелым топливом и мазутом, невзирая на то, что без предварительной суточной дегазации и противогаза делать этого категорически нельзя — можно отравиться парами. Но практически ничего не собрали.

РЕКЛАМА

По словам Сергея, избитому 53-летнему механику Стрешному стало совсем плохо. Он заговаривался, почти терял сознание, с его затылка сочилась кровь. Похоже, мужчина получил сотрясение мозга. Старпом Черепанин сделал ему какой-то стимулирующий укол.

Позже моряки узнали, что Стрешного на корме связали «ласточкой» (руки и ноги за спиной вместе), бросили на раскаленную палубу и били прикладами по голове. Еще и надевали полиэтиленовый пакет, не давая дышать.

«Капитан ходил на расстрел, как на работу… »

Уразумев всю безысходность ситуации, бандиты решили возить на «Ариану» солярку с берега баркасом.

 — Для того чтобы добраться до пиратской базы, требовалось не менее 18 тонн, но накопить их никак не получалось — поясняет Сергей.  — Первая попытка тронуться с места состоялась где-то в конце августа. Прошли миль семь и снова бросили якорь. Капитан опять побывал на палубе под дулами автоматов. Он уже ходил на расстрел, как на работу… В начале сентября была вторая попытка — прошли всего четыре с половиной мили. И вновь бросили якорь. Пираты неистовствовали — страшно боялись, находясь вдали от своей базы, нападения другой группировки. За «непослушание» нас на двое суток лишили еды и воды.

В середине октября бандиты пригнали захваченный испанский рыболовецкий траулер с экипажем. Топлива на нем было мало, однако пираты обнаружили целую сумку водки. Казалось бы, мусульмане, а пили по-русски! И постоянно жевали наркотическую траву, под кайфом устраивали между собой разборки с перестрелками.

Несколько дней спустя африканцы захватили большой контейнеровоз. С него-то мы и получили необходимое топливо и вернулись, наконец, в Хобьо — через два с половиной месяца после выхода «на пиратский промысел». К сожалению, все это время переговоры об освобождении «Арианы» практически не велись.

Пятого ноября прибыл новый пират, страдавший таким избыточным весом, что не смог подняться по трапу — с грохотом упал в воду. Его втащили обратно в лодку и заставили нас спустить парадный трап. Однако толстяк вновь умудрился рухнуть в воду. Пришлось втаскивать его при помощи веревок. «Гость» оказался переводчиком. Именно с той поры переговоры вступили в активную фазу. Это был мне подарок к 27-летию.

Настроение пленников несколько улучшилось. Вместе с тем ребята фактически голодали. Питались, в основном, гнилым рисом, наполовину состоявшем из жуков. Электромеханик Александр Фют, взявший на себя функции кока (в связи с болезнью Ларисы Салынской), вначале тщательно прожаривал эту крупу, потом экипаж выбирал насекомых и затем варили кашу.

 — Первых три месяца плена я был в общей каюте вместе с сыном, — продолжает Лупачев-старший.  — Если честно, видел Сережину растерянность, ведь это всего лишь пятый его рейс (морской стаж Александра — более 25 лет.  — Авт. ). Потом перешел в машинное отделение. Вместе со вторым механиком Андреем Муруговым мы делали крючки и ловили иногда мелкую рыбешку. Там же кипятили оставшиеся тонны три ржавой воды. Каждый член экипажа получал в сутки по два 300-граммовых стакана. Сами же пираты ели отменный рис, мясо. Им поставляли живых коз, которых они резали на палубе, бросая там же требуху. Судно превратили в мусорную свалку на воде. Единственное, что действовало на бандитов отрезвляюще — окрики главарей, которых они называли боссами. Главного босса звали Мухаммед. Бандита, поразительно походившего на лидера чеченских боевиков, мы прозвали Шамилем Басаевым. Будете смеяться, но среди захватчиков был даже… Андрей Шевченко. Этот пират постоянно носил футболку с фамилией знаменитого спортсмена. Мы шутили, что в плену нас держат… Андрей Шевченко, Шамиль Басаев и Мухаммед, почти пророк…

 — Четверо суток провел на борту «Арианы» сын Мухаммеда, — добавляет Сергей.  — Мальчишка лет 12-ти браво вышагивал с сигаретой в зубах и боевым автоматом на плече.

 — 10 декабря нас вывели на палубу, чтобы было видно с самолета, который облетел «Ариану», — продолжает Александр.  — С самолета сбросили красный цилиндр. Два пирата на баркасе поплыли подбирать его. С полчаса мы стояли на палубе — ни живы ни мертвы, зная, что в мешке выкуп. А тут пираты жестами показывают, мол, денег… нет! У меня сердце оборвалось: если контейнер утонул, второго выкупа не будет и нас «пустят в расход». Но, слава Богу, деньги нашлись. Оказалось, что цилиндр с миллионами долларов от удара о воду неожиданно раскололся. Купюры, к счастью, были закреплены у стенок. После суточного подсчета и дележки выкупа бандиты покинули «Ариану».

 — Судовладелец с нами расплатился, можно сказать, полностью, — констатирует Сергей Лупачев.  — Помимо зарплаты, экипажу предложили компенсационные выплаты — тысяча долларов за каждый месяц нахождения в плену. Мы удовлетворены.

 — Немного придем в себя, — говорит Александр Лупачев, — а потом отправимся в очередной рейс, ведь это — наша профессия. Но только не в Индийский океан.

 — Сын и муж — самое дорогое, что у меня есть, — признается «ФАКТАМ» Наталья Лупачева, жена Александра и мать Сергея.  — Пущу ли я еще их в море? Свое слово я, конечно, скажу. Но вряд ли прислушаются. Отныне мы будем отмечать еще два семейных праздника: 10 декабря и 6 января — дни освобождения «Арианы» и возвращения ребят домой.

 — Сейчас разрабатывается большая программа по борьбе с пиратством — на море и на суше, включая и территорию Сомали, — комментирует руководитель национальной Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж.  — Рассматриваются варианты уничтожения баз пиратов, методы защиты каждого судна…

P. S. В понедельник, 18 января, пираты освободили танкер «Maran Centaurus», в экипаже которого были два украинца. В настоящий момент в плену у сомалийских пиратов еще остаются 12 наших соотечественников.

594

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров