«Вокруг дым, суматоха, крики. А люди в спортивных костюмах и тапочках выпрыгивают через разбитые окна наружу, на 30–градусный мороз »
По статистике железная дорога — один из самых безопасных видов транспорта. Аварии происходят здесь намного реже, чем, например, на автодорогах. Впрочем, для пассажиров третьего вагона поезда № 628, в прошлое воскресенье добиравшихся из Черновцов в Киев, это слабое утешение. Волею судьбы они оказались в числе тех немногих людей, которые хоть и изредка, но попадают в ЧП на железной дороге.
В первые минуты после взрыва правоохранители не исключали, что произошел теракт
Поезд «Черновцы-Киев» отправился из начального пункта следования строго по графику — в 16. 44. Ничто не предвещало беды. Пассажиры только начали располагаться в купе, сдавать билеты и получать постель. Через полчаса состав согласно расписанию прибыл на станцию «Лужаны» и после короткой остановки двинулся дальше. В этот момент в третьем вагоне прозвучал громкий хлопок, похожий на взрыв. От мощной ударной волны вылетели двери и окна, поезд сразу остановился (кто-то из проводников сорвал стоп-кран). Дальнейшая картина напоминала рабочие съемки фильма-катастрофы: звон разбитого стекла, крики, дым и люди, которые кто в чем выпрыгивали из окон на 30-градусный мороз
— Сообщение о взрыве я получил буквально через несколько минут после ЧП, — рассказывает черновицкий транспортный прокурор Алексей Стрижаковский. — Сразу же выехал в Лужаны. Это недалеко, километров шестнадцать от областного центра. Никаких подробностей произошедшего еще не было, мне только вкратце сообщили, что взорвался пассажирский вагон, поэтому по дороге у меня невольно возникали мысли, одна тревожнее другой, — не диверсия ли это или попытка сорвать президентские выборы? Мои коллеги из параллельных силовых структур тоже очень серьезно отнеслись к происшествию. Одновременно со мной в Лужаны прибыли представители СБУ, милиции, МЧС. Команда пиротехников сразу начала проверять, нет ли угрозы нового взрыва. И лишь спустя некоторое время, когда мы опросили проводников, стало понятно, что ЧП вызвало неосторожное обращение с бытовым газовым прибором.
Причиной взрыва стал трехлитровый портативный газовый баллон, который обычно используют в туристических походах и на пикниках. Баллон взяли с собой проводники третьего вагона — супруги Петр и Галина Войчук. Этот факт не может не удивлять, ведь в каждом поезде имеется памятка для пассажиров, где черным по белому написано, что провозить взрывные, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества категорически запрещено. Проводники, кстати говоря, регулярно проходят инструктажи на эту тему. Супруги Войчук работают на железной дороге уже тридцать(!) лет. Видно, за такое время чувство опасности у них немного притупилось. Как позже установит следствие, газовый баллон проводники взяли ради экономии. Поездка в Киев и обратно длится почти 35 часов, и, чтобы не тратиться на питание в столовых, супруги готовили пищу на газе.
Как давно Войчуки пользовались портативной газовой плитой, выясняет следствие, однако в этот раз их подвела погода. В те дни на Буковине свирепствовали страшные морозы. Заправленный перед поездкой баллон с утра находился в неотапливаемом помещении (скорее всего, в машине). Петр занес его в теплый вагон лишь перед отправкой поезда, примерно в 16 часов. Температура воздуха снаружи была тогда 28 градусов мороза, а в отапливаемом вагоне — 25 градусов тепла, так что разница превысила 50 градусов. Сжиженный газ под воздействием тепла стал стремительно расширяться. Приблизительно через полтора часа езды, когда поезд отправился со станции «Лужаны», вентиль сорвало, и газ под огромным давлением с шипением стал вырываться наружу, заполняя вагон. Проводники находились рядом и услышали шипение. Петр сразу же схватил злополучный баллон и бросился к двери, чтобы выбросить его. Однако когда пробегал мимо раскочегаренной докрасна топки, произошло возгорание, и из баллона хлынуло пламя. Проводник все-таки сумел добежать до двери, открыть ее и выбросить баллон наружу, после чего и сам выпрыгнул из вагона (после остановки поезда Петру помогли подняться в соседний вагон, где один из пассажиров, врач по специальности, оказал ему первую неотложную помощь). Однако огонь из баллона уже невозможно было остановить. По вагону пронесся «смерч» из воспламенившегося газа, ударная волна выбила двери, окна и снесла перегородки между купе.
Когда потерпевших привезли в больницу, пассажир из Германии начал кричать: «Nein! Nein!» и от госпитализации наотрез отказался
О том, что произошло на самом деле, в первые минуты знали лишь два проводника, а для пассажиров взрыв в вагоне стал настоящим шоком.
— Я сидела в первом купе, — рассказывает Галина Ивановна, бухгалтер коммерческого банка, которая ехала в командировку в Киев. — Сначала со стороны служебного купе проводников послышался громкий звук — будто упала на пол крышка от железного бака. А через несколько секунд появилась резкая вонь. Я не очень разбираюсь в запахах, поэтому спросила свою попутчицу — молодую девушку, сидевшую напротив: «Что это за запах — неужели рядом какая-то ферма?» После чего встала и закрыла дверь. В этот момент и произошел взрыв. Стенку купе перекосило, со всех сторон раздались громкие крики. Девушка, оставив на столе мобильник и ноутбук, первая выскочила из купе, автоматически закрыв за собой дверь. Я бросилась за ней. Дверь заклинило, мне еле удалось открыть ее. Вокруг дым, суматоха, крики. А люди кто в чем — в основном, в спортивных костюмах и тапочках — выпрыгивают через разбитые окна наружу. Моя спутница выпрыгнула в окно на 30-градусный мороз босиком. Я бросилась по коридору в соседний вагон, навстречу мне уже бежал проводник с огнетушителем Через несколько минут приехали кареты скорой помощи, и всех обожженных людей начали развозить по больницам. У меня больше всего пострадали неприкрытые одеждой руки и лицо. На руках облезла почти вся кожа, очень больно. Не могу себя самостоятельно обслуживать, все время рядом должен находиться кто-то из родных То, что там творилось, — просто ужас, я до сих пор не могу ночью спать
- А я в момент взрыва стоял в коридоре, — говорит другой пассажир третьего вагона, киевлянин Николай Дычка. — Очень часто по работе езжу в поезде, поэтому первые полчаса, пока соседи разберутся с вещами и постелью, по привычке провожу у окна. Как только поезд тронулся со станции «Лужаны», в купе проводников раздался хлопок. Там сразу началась суета, послышался топот ног. А через полминуты со стороны топки по вагону понеслась огненная волна. Этим раскаленным торнадо выбивало двери и окна, сносило перегородки. Волна охватила меня со всех сторон, обожгла руки, лицо, волосы Первые секунды я находился в состоянии ступора, не понимая, что произошло. Затем появилась резкая боль. Поднимаю голову — в вагоне все разрушено. Со стороны послышался крик: «Немедленно покиньте поезд! Вон отсюда!!!» Первая появившаяся мысль — сейчас опять рванет, и я автоматически выпрыгнул через разбитое окно наружу. Только там и увидел, что на руках почти нет кожи. Некоторое время ходил по снегу, пока кто-то из пассажиров не помог подняться в соседний вагон. Потом, через несколько минут, люди начали возвращаться за своими вещами. Я не мог ни к чему притронуться, мне помогала собираться какая-то женщина. Прибыли врачи и начали развозить нас по больницам. Хорошо, что все произошло в нескольких километрах от города, а не где-то далеко в чистом поле
Всего в третьем вагоне было 36 пассажиров. В результате взрыва пострадало девять человек, в том числе 38-летний гражданин Германии. Очевидцы рассказывают, что, когда потерпевших привезли в больницу, привыкший к комфорту немец начал кричать: «Nein! Nein!» и от госпитализации наотрез отказался. Впрочем, иностранец пострадал едва ли не меньше всех (ему немного обожгло волосы), поэтому в стационарном лечении не было необходимости. А самые серьезные ожоги получили проводники — Петр, уносивший злополучный баллон из вагона, и его жена Галина, которая пыталась помочь мужу и первая попала под взрывную волну. С самого начала Петра доставили в реанимацию больницы скорой помощи Черновцов, поскольку было подозрение, что у него обожжены дыхательные пути. Однако этот диагноз не подтвердился, поэтому мужчину перевели в ожоговое отделение. По словам заведующего отделения Мирослава Малейкого, у проводника обожжено 18 процентов поверхности тела — пострадали лицо, кисти, предплечья, живот и лодыжки. У его жены приблизительно то же состояние — обожжено 12 процентов поверхности тела. Остальные семь пациентов получили ожоги первой-третьей степеней — от трех до шести процентов поверхности тела.
«Этот баллон мы использовали для приготовления пищи. Раньше только в лес его брали »
Супруги находятся в отдельной палате. С прессой они общаются неохотно (и это понятно, в их состоянии теперь не до журналистов), фотографироваться категорически отказываются. У Петра сильно обожженное лицо с волдырями, сиплый голос, поэтому о том, что произошло в поезде, вкратце рассказала Галина.
— Мы работаем на этом маршруте с 1992 года, — говорит женщина. — Живем в Ивано-Франковской области, поэтому в Черновцы добираемся на машине. Как все произошло Сначала был хлопок — это с баллона сорвало вентиль. Газ с шипением начал вырываться наружу, и Петр схватил баллон, чтобы выкинуть из вагона. Уже в его руках тот начал гореть, ведь рядом находилась топка с огнем. Муж успел выбросить этот «факел», уже потом понеслась взрывная волна. Нам двоим досталось больше всего. Слава Богу, что пассажиры серьезно не пострадали Баллон этот мы для приготовления пищи использовали, сами на остановках себе варили. Раньше только в лес его брали
Транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту нарушения работниками железнодорожного транспорта правил безопасности движения. Правоохранители изъяли из служебного купе проводников портативную газовую плиту, редуктор и кусок шланга. Поразительно, но сам баллон, который Петр выбросил из вагона, пока что не нашли. Впрочем, тут и без него все понятно, считают специалисты.
«Укрзалізниця» уже начала выплачивать пострадавшим пассажирам финансовую компенсацию. Люди также вправе рассчитывать на получение страховки, стоимость которой включена в цену билета. Специальная комиссия «Укрзалізниці» проводит проверку всех без исключения пассажирских поездов на предмет провоза запрещенных приборов. Сами же пассажиры третьего вагона поезда «Черновцы-Киев» считают, что им крупно повезло. Ведь если бы вентиль из газового баллона сорвало среди ночи и проводники не заметили этого в первые секунды, последствия ЧП могли быть намного серьезнее
456Читайте нас в Facebook