ПОИСК
Происшествия

В успенском соборе найдены останки человека… Эпохи энеолита

0:00 24 февраля 2000
Киевские археологи сумели выяснить, как в церковном склепе оказался череп женщины, жившей около шести тысяч лет назад

В подвалах восстанавливаемого ныне Успенского собора Киево-Печерской лавры археологи обнаружили внушительное количество человеческих останков: монахов лавры и знатных киевлян хоронили здесь на протяжении многих столетий. Кости взяли для тщательного изучения: по ним можно многое узнать о питании, болезнях, продолжительности жизни людей минувших эпох и даже о том, какого рода деятельностью они занимались. Когда приступили к определению возраста останков, оказалось, что один из черепов принадлежал человеку, жившему… не менее шести тысяч лет назад…

«Один из самых древних курганов нашли в районе нынешней улицы Десятинной»

-- Поначалу такие поразительные результаты мы серьезно не восприняли -- подумали, что специалист, делавший анализ, ошибся, -- рассказывает начальник архитектурно-археологической экспедиции Института археологии НАН Украины, доктор исторических наук Глеб Ивакин. -- Ведь откуда в склепе собора XI века могли оказаться останки человека эпохи энеолита? Ситуация стала проясняться, когда на месте раскопок фундамента собора обнаружили землянку трипольской культуры. Получалось, что ее уже раскопал кто-то до нас и по непонятным причинам решил поместить найденные останки в склеп в соборе. В научной литературе никаких сведений об этой находке не было. Словом, ситуация представлялась весьма странной.

Мы стали поднимать все имеющиеся материалы по Успенскому собору и таки нашли объяснение этой загадке: из документов прошлого века стало известно, что как раз через площадку, где находилась землянка, в то время прокладывали коммуникации. При рытье траншеи и натолкнулись на останки времен энеолита. Что это за кости, никто не разобрался, останки попросту захоронили в саркофаге Успенского собора.

-- Это единственная на территории Киева стоянка древнего человека?

РЕКЛАМА

-- Вовсе нет. На Подоле найдена еще более древняя стоянка времен палеолита -- Кирилловская, возраст которой оценивается в 15--25 тысяч лет. Интересно, что культурный слой -- грунт, в котором находим предметы старины, -- на Подоле достигает десяти метров, а вот в верхней части города -- двух-трех.

-- Какие еще результаты принесли исследования останков, найденных в саркофаге Успенского собора?

РЕКЛАМА

-- Их изучение еще не завершено. К тому же пока данные не опубликованы в научных изданиях, наши антропологи не хотели бы их разглашать.

-- Можно ли хотя бы назвать средний возраст, до которого доживали киевляне времен Киевской Руси?

РЕКЛАМА

-- Примерно до 50 лет. Хотя встречаются захоронения людей, доживавших до 60 и даже 70 лет -- но это были более состоятельные горожане. Им не доводилось тяжело трудиться, и питались они получше, чем основная масса соплеменников.

Замечу, что материалы для антропологических исследований мы находим не только в местах погостов при церквях. Ведь в дохристианский период киевлян хоронили в курганах. Причем несколько самых древних из них мы обнаружили в непосредственной близости от стен древнего града Киева -- в районе нынешней улицы Десятинной, Михайловского собора. С расширением города курганы выравнивали.

«Серебряные украшения для славянской женщины были куплены, скорее всего, у купцов-викингов»

-- Какие наиболее интересные находки сделаны вашей экспедицией в последнее время на территории Киева?

-- Обе заслуживающие внимание прошлогодние находки сделаны на территории Михайловского Златоверхого. «ФАКТЫ» уже рассказывали, что здесь нам удалось откопать надвратную церковь. Подобных со времен Киевской Руси известно лишь четыре. И еще одна интересная находка -- погребение (похоже, это был курган) женщины с украшениями скандинавского типа.

-- Получается, что викинги приходили на Русь со своими женщинами?

-- Вряд ли. Анализы украшений еще не завершены. Если, скажем, серебро окажется с территории Украины, то это точно изделие местных мастеров. Мы уже сталкивались с подобными неожиданностями. Скажем, нашли в Киеве ремесленную мастерскую с формами для отливки украшений, которые прежде считались арабскими. Любопытно, что у самих арабов пока не найдено ни одной мастерской, где бы в те времена делали подобные изделия.

Что же касается серебряных украшений, найденных возле Михайловского Златоверхого, то если они даже и скандинавские, то, скорее всего, куплены для славянской женщины у купцов-викингов.

«И на Подоле было немало богатых теремов… »

-- А попадаются ли еще на территории Киева клады?

-- Представьте себе, находим. За последнее время отыскали два клада. Один, правда, собирать пришлось чуть ли не месяц. Он был зарыт на месте бывшего кладбища, грунт там многократно перекопан. Возможно, что-то из ценностей досталось гробокопателям. Часть серебряных монет оказалась перемешанной с землей. Мы выбирали монеты, просматривая каждый комочек земли.

Клад -- находка эффектная, но с исторической точки зрения зачастую менее ценная, чем, скажем, останки древнего жилища. Ведь именно такие неказистые для непосвященного вещи основательно скорректировали наши представления о жизни древнего Киева. Скажем, считалось, что на горе жили князья и бояре, а на Подоле -- ремесленники да подмастерья. Но раскопки свидетельствуют, что и на Подоле было немало богатых теремов, а на горе, кроме знати, жил мастеровой люд.

Мы порой получаем любопытные сведения, на которые прежде попросту не обращали внимания. Взять эпоху, последовавшую после монголо-татарского нашествия. Считалось, что 1240 год, когда пал Киев, стал непоправимой катастрофой. Отчасти это справедливая оценка, но ведь жизнь города продолжалась. Мы находим свидетельствующую об этом утварь.

Мы стали также подробно изучать реалии природы в древности. Некоторые находки позволили получить информацию о том, какая растительность была в районе Киева в разные исторические эпохи. А после исследования рельефа киевских холмов оказалось, что на месте, где стоит Михайловский Златоверхий, прежде была масса возвышенностей и оврагов. Когда начали возводить собор, их сравняли -- получилось нынешнее плато. Так что Михайловская и Софиевская площади являются рукотворными.

424

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров