Директор архива-музея литературы и искусcтв Украины Леонид Скрипка: «30 лет назад вдова художника Николая Глущенко передала государству 54 картины мужа. Теперь ее внучка пытается забрать эти полотна, которые могут стоить несколько миллионов долларов»
Кражи музейных ценностей в наше время, к сожалению, стали явлением частым. Но прежде никто даже не пробовал отобрать у государства раритеты, используя букву закона. Пионером в этом деле стала внучка одного из самых талантливых украинских художников советской эпохи Николая Глущенко Лариса, уже 20 лет проживающая в Соединенных Штатах. Она пытается через суд завладеть коллекцией своего деда, состоящей из 54 картин. Еще в 1978 году бабушка Ларисы и брат художника передали эти полотна на постоянное хранение в Центральный государственный архив-музей литературы и искусств Украины.
«Вдова Глущенко боялась, что сын пропьет коллекцию, поэтому передала ее государству»
Почти полтора года назад Лариса Глущенко подала иск в Шевченковский районный суд Киева. И вот теперь по нему вынесено решение: 54 картины ее выдающегося деда, хранящиеся в Центральном архиве-музее литературы и искусств (он расположен на территории Национального заповедника «София Киевская»), должны быть переданы Ларисе. Однако архивисты обжаловали это решение, так что точка в беспрецедентной истории еще не поставлена.
Корреспонденты «ФАКТОВ» побывали в комнате-музее, где хранятся эти полотна.
— Здесь стоит мольберт с последней картиной Глущенко, — говорит директор Центрального архива-музея литературы и искусств Леонид Скрипка. — На стенах — полотна его кисти, в том числе автопортрет и портрет жены, на столе — личные вещи. Художник обладал крепким здоровьем и феноменальной работоспособностью: нередко уже к одиннадцати утра мог продемонстрировать готовые наброски. Неудивительно, что он оставил богатое творческое наследие. Никто не смог даже сосчитать картины. Искусствоведы называют лишь весьма приблизительные цифры — от пяти до десяти тысяч!
Николай Петрович излучал до того сильную положительную энергетику, что это передалось и его картинам. Я это проверял с помощью рамки. Два его полотна висят в директорском кабинете. Они уравновешивают негативную энергетику места, в котором находится наше учреждение. Вероятно, здесь некогда был погост Софийского монастыря, ведь в старину, как правило, кладбище располагалось рядом с храмами. Потом тут возвели здание бурсы, в советские годы передали для размещения архивов.
Когда в 1979 году Николай Петрович умер, его сын Александр, тоже художник, начал крепко пить (по словам людей, близко знавших Глущенко-старшего, например, известного киевского искусствоведа и коллекционера Семена Резникова, сам Николай Петрович практически не употреблял спиртного. — Авт. ). Именно пьянство сына стало одной из основных причин того, что вдова Глущенко Мария Давыдовна и его брат передали 54 полотна государству на постоянное хранение и обустройство квартиры-музея. Родственники боялись, что Александр продаст картины ради возможности купить спиртное.
«Будучи разведчиком, художник одним из первых сообщил в Москву о том, что Гитлер готовит нападение на СССР»
В прессе много печаталось о том, что до войны Глущенко был советским разведчиком, носил агентурное прозвище Ярема, работал в Европе, что во время учебы в Берлинской высшей школе изобразительного искусства он якобы давал уроки рисования Гитлеру. А в 1940 году, когда Николай Петрович по заданию советской разведки организовал выставку народного творчества СССР в Берлине, министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп заявил советскому агенту, что фюрер ценит его художественный талант, считает одним из лучших пейзажистов Европы и передает в подарок альбом с собственными акварельными работами. По возвращении на родину Глущенко передал альбом руководству, и его смотрел лично Сталин. А затем подарок Гитлера вернули художнику.
— Скажите, пожалуйста, не у вас ли хранится этот альбом?
— Нет. И где он находится, мне неизвестно. Знаете, вещи, принадлежащие фашистской верхушке, ныне имеют значительную коммерческую ценность. Один российский коллега рассказал мне, что во время выставки украли золотой значок, который носила супруга Гитлера Ева Браун (в мае 1945 года красноармейцы обнаружили его на обгоревших останках Евы). Значок демонстрировался в Москве. Какой-то человек умыкнул этот раритет, разбив витрину. Видеокамера все засняла, но злоумышленника так и не нашли.
Что же касается истории с организацией советской выставки в Берлине летом 1940 года, то нужно сказать о ее важном разведывательном результате. Глущенко тогда получил от украинского научного института, работавшего под эгидой Министерства пропаганды Германии, сведения о подготовке Гитлера к войне с Советским Союзом.
— Внучка Глущенко заявляет через своих адвокатов, что полотна деда ей нужны для организации в Киеве мемориального музея, который вскоре должен открыться в доме по улице Крещатик, 25. Лариса представляется его директором
— В этом приметном здании со шпилем действительно находилась мастерская живописца. Если браться за создание музея, то весьма кстати будут личные вещи художника — тот же мольберт, кисти, настольная лампа Но внучку они почему-то не интересуют, по крайней мере, она не пытается их отсудить. В иске к нам Лариса Александровна указала только картины и альбом с фотографиями Ленина в Швейцарии. То есть то, за что можно выручить весьма приличную сумму (полотна Глущенко ныне появляются на торгах всемирно известных аукционов «Сотбис» и «Кристис». — Авт. ).
«Полотна Глущенко-младшего тоже в цене, но стоят раз в десять дешевле, чем работы отца»
- Заметьте, что в решении суда 54 полотна оценены почему-то лишь в 300 тысяч гривен, — продолжает Леонид Скрипка. — В действительности же, по мнению экспертов, стоимость только одной из этих картин составляет как минимум от 70 до 150 тысяч долларов (400 тысяч гривен). Я не считал, сколько может стоить вся коллекция, однако речь может идти о нескольких миллионах долларов. Кстати, ныне в цене и полотна Глущенко-младшего. Правда, обходятся они покупателям раз в десять дешевле, чем отцовские.
— Мы готовы согласиться с идеей создать под эгидой государства мемориальную мастерскую-музей в доме по улице Крещатик, 25 и экспонировать там нашу коллекцию живописи Глущенко, однако Лариса Александровна не обращалась к нам с таким предложением, — вступает в разговор первый заместитель председателя Государственного комитета архивов Украины Ирина Матяш. — Внучка просто хочет отнять картины. Она время от времени приезжает в Украину, например, была гостьей большой выставки работ Глущенко, которую мы проводили в связи с его столетним юбилеем в 2001 году в Киеве. К слову, у нас сохранилась кинопленка, снятая в конце 1970-х годов, на которой записан трогательный рассказ 18-летней тогда Ларисы о деде. За эту пленку, как и за личные вещи Глущенко, внучка не судится. Если она добьется своей цели, появится опасный прецедент, который, вероятно, подтолкнет и других людей к попыткам отсуживать у государства культурные ценности.
У нас сохранился акт, по которому вдова Глущенко и ее брат передали государству работы мужа. Документ составлен в соответствии с действовавшим в 1970-е годы законодательством. После его подписания полотна стали собственностью архива-музея. Важно также, что они хранятся в надлежащих условиях и демонстрируются публике.
Адвокат Ларисы Глущенко Ольга Поддубная придерживается иного мнения.
— Акт, по которому Мария Давыдовна Глущенко передала работы мужа, не дает государству права собственности на эти картины, а предоставляет только право на использование, — заявила Поддубная телеканалу UBR. — Поймите, что вдова художника стремилась сохранить живопись мужа для внучки Ларисы, отец которой злоупотреблял спиртным, мог продать картину за бутылку водки. Вот и пришлось сдать коллекцию на хранение государству. Теперь моя клиентка забирает полотна, поскольку свое имущество бабушка завещала ей.
1484Читайте нас в Facebook