ПОИСК
Житейские истории

«Не зная, что самолет дедушки разбился и весь экипаж погиб, 2-летний внук Ваня кричал в телефон: «Деда, ты где? Алло!»

15:21 8 декабря 2010
Ваня
Лариса КРУПИНА, «ФАКТЫ» (Кривой Рог—Киев)
В воскресенье в криворожских церквях отслужили панихиду по погибшим в аэропорту Карачи украинским летчикам, которые перевозили гуманитарную помощь в Судан. По оценке руководства бюро расследований Карачи, командир самолета и экипаж сознательно направили огромный Ил-76 в менее населенные районы города, пытаясь избежать многочисленных жертв среди населения

Как уже сообщали «ФАКТЫ», 28 ноября в 1 час 48 минут по местному времени под городом Карачи (Пакистан) потерпел крушение транспортный самолет Ил-76, который направлялся в Судан с гуманитарной помощью для местных жителей. На борту самолета, который принадлежал грузинской частной авиакомпании «Sunway Airlines», находилось около 40 тонн палаток. Машина оторвалась от бетонной полосы аэродрома в 1. 45 ночи по местному времени и уже через три минуты врезалась в землю. Как сообщили местной прессе свидетели происшествия, вскоре после взлета один из двигателей самолета загорелся. Затем пламя охватило все крыло. Весь экипаж, в составе которого были один гражданин России и семеро украинцев, погиб.

«Сын мечтал о семье, о детях. Не успел… »

Самолет рухнул на жилой пригород Гульшан Джамаль, а точнее на территорию строящихся домов, где в этот момент почти не было людей. Эксперты называют это счастливым обстоятельством, поскольку самолет успел пролететь всего несколько километров, его баки были полны топлива. По этой причине сразу после столкновения с землей произошел мощный взрыв и начался пожар. Частично были разрушены два десятка домов. Огонь тушили всю ночь. Пакистанские телеканалы в первые часы сообщили, что, по разным данным, число погибших при падении самолета составило до 20 человек, в том числе и те, кто находился в это время на земле.

Основной версией причины катастрофы была названа техническая неисправность самолета. По оценке руководства бюро расследований города Карачи, командир самолета и члены экипажа сознательно направили воздушное судно в менее населенные районы города, пытаясь избежать многочисленных жертв среди населения.

29 ноября жители района, где случилась катастрофа, провели поминальный обряд в память о погибшем экипаже. К этому времени были известны имена всех погибших: украинцы — командир воздушного судна Тарас Нижник, штурман Александр Шпунт, второй пилот Сергей Дядечко, бортинженер Евгений Солоденко, радист Владимир Малый, техники Виктор Королев, Вячеслав Абатуров и россиянин бортоператор Александр Ульянов.

РЕКЛАМА

Генеральный директор грузинской авиакомпании «Sunways Airlines» Джемал Тамазашвили не исключил, что причиной катастрофы могла стать стая птиц, попавшая в двигатели. «Самолет был в идеальном состоянии. Он две недели назад прошел плановый техосмотр, а пилоты до вылета отдыхали в течение 18 часов», — сказал Тамазашвили журналистам.

На сегодняшний день тела в Украину еще не доставлены. В минувшую пятницу у членов семей погибших взяли кровь на ДНК и отправили ее в Пакистан для идентификации тел перед отправкой на родину. «ФАКТЫ» связались с семьями погибших летчиков.

РЕКЛАМА

 — 26 ноября я разговаривал с сыном по скайпу через интернет, — рассказал «ФАКТАМ» Валерий Иванович, отец погибшего борттехника Славы Абатурова из Армянска.  — Он был спокоен. Правда, сообщил, что у самолета какие-то неисправности и их сейчас устраняют. Я ему говорю: «Сын, может, не надо лететь?» Слава отвечает: «Папа, не беспокойся, все будет нормально». А 28 ноября в 6 утра я включил телевизор и услышал в российских новостях о катастрофе самолета в Карачи. Сердце забилось. Связался с друзьями Славы. Они по своим каналам все быстро узнали. Потом звонок: «Да, ваш сын был на этом борту».

Слава мечтал о семье, о детях. Ему было 38 лет. Не успел… Он закончил Пермское военное авиационное училище и Севастопольский технический университет. Облетал весь мир. Видели мы его редко. Он жил в Киеве, снимал с друзьями квартиру. Знал бы, что так произойдет, устроил бы его учителем в школу у себя в Армянске (Валерий Иванович сейчас пенсионер, работал учителем истории.  — Авт. ). Накануне мы ездили в Россию на 86-летие тестя. Жена почему-то не находила себе места, торопила отъезд. Как будто что-то чувствовала. Извините, не могу больше говорить…

РЕКЛАМА

О борттехнике Викторе Королеве из Джанкоя рассказала давняя подруга его жены Кати — учительница начальных классов Галина Рябоконь. Сама Катя к телефону не подходит — ей сейчас очень трудно общаться.

 — Никаких плохих предчувствий у Кати не было, — рассказала Галина.  — У них потрясающая история знакомства. Катя родом из Улан-Удэ, училась в Бурятском пединституту и во время летних каникул в составе студенческой агитбригады работала проводницей. На остановке в Кирове (сейчас это город Вятка) Катя вышла из вагона на платформу. В это время рядом проходили два курсанта из Кировского военного авиационного технического училища. Один из них был Витя. А Катя красавица: белокурая, стройная. Они обменялись адресами. Это была любовь с первого взгляда.

Потом поженились. Витя служил в Афганистане, Германии, многих городах бывшего Союза. Через какое-то время семья вернулась в родной город Вити Джанкой, где он продолжил службу в авиационном полку.

По характеру это был очень добрый, жизнерадостный человек. Жену свою любил безумно. И она его. Иначе Витю не называла, как «дорогой», «любимый», «милый». Сыну Артемию они дали прекрасное образование: он закончил Одесскую государственную морскую академию. Совсем недавно Артем заключил контракт и ушел в плавание третьим помощником капитана на четыре месяца, как вдруг эта страшная беда. Он очень поддерживает мать. Шлет эсэмэски, звонит: «Мамочка, держись!»

Витю собираются похоронить на Джанкойском кладбище, где есть могилы других летчиков. Среди своих…

«Муж сказал: «Мы взлетаем и боимся. Не знаем, что нас ожидает»

В составе экипажа были три летчика из Кривого Рога. Первый же прохожий в военном городке, где раньше жили семьи летчиков, показал дом командира погибшего экипажа 57-летнего Тараса Нижника. «А, Батя! (так командира называли сослуживцы.  — Авт. )», — воскликнул он и махнул рукой в сторону обшарпанной пятиэтажной хрущевки.

Дверь открыла женщина в черном. Она говорила с трудом.

- Мы оба родом из села Старые Бабаны Уманского района Черкасской области, -  рассказала Анастасия, жена командира экипажа Тараса Нижника (на фото).  — Там он заканчивал школу, там мы познакомились, там вся его многочисленная родня. Тарас очень любил свое село. Считал, что никакие красоты океанов, на которых он бывал не раз, не могут сравниться с родными ставками и природой нашего края. Всем морям предпочитал отдых с семьей на родине. Его, конечно, все знали и любили. Гордились, что в их селе есть летчик, который облетал весь мир.

У нас трое детей: сыну 32 года, дочкам — 25 и 17 лет. Шестилетний внук. Сын, как и отец, закончил авиационное училище.

Тарас был добрым человеком, но дома чувствовался его командирский характер. Я его укоряла: «Тарас, ты во всем любишь порядок, а за своим здоровьем не следишь! Когда займешься собой?» Единственное, чего я добилась: он стал обливаться холодной водой. А услышав в очередной раз мои выпады, отшучивался: «Настя, вот перестану летать, тогда и буду делать все, что скажешь!»

Муж очень любил дачу, с землей возиться. Участвовал в создании музея криворожского авиагарнизона, где описана вся история его полка. И даже на даче в одной из комнат хотел создать стенд с летными экспонатами. Очень петь любил…

Еще он говорил: «Настя, самолет водить умею, а удочку держать не научился!» Купил удочки. Так радовался! На балконе их спрятал. Но так ни разу и не порыбачил. Удочки есть, а мужа нет… Не могу с этим смириться. Кажется, сейчас позвонит в дверь, и все пройдет, как страшный сон.

В доме погибшего старшего бортрадиста 51-летнего Владимира Малого стоит его увеличенный портрет в траурной рамке.

 — Наверное, Вова что-то чувствовал, — признается жена Владимира Светлана Малая.  — Дней за пять до этого полета позвонил и сказал: «Пусть невестка сходит в церковь и поставит свечку. Мы взлетаем и боимся. Не знаем, что нас ожидает».

- Он объяснил почему?

 — Нет. Вова в подробности своих полетов нас не посвящал. Хотя облетал весь мир. Десять лет летал в Афганистан. После развала Союза был везде. Кроме Америки. Говорил, что часто летал на старых самолетах. Думаю, поэтому и тревога была. Вслух он ее высказал только сейчас, в последний раз. Обычно больше за нас боялся. Уезжая, всегда наказывал: «Вы поаккуратнее… »

А в воскресенье прозвенел звонок: «Света, наших мужей больше нет!» Когда я немного отошла, стала смотреть выпуски новостей. Они шли по всем каналам каждые полчаса. Взрыв. Самолет распадается на куски. Пожар. У меня разрывалось сердце, но я смотрела на экран. Это было что-то очень страшное. И… родное. Последние минуты жизни моего Вовы.

Мы прожили вместе тридцать лет. У нас двое детей: сыну Диме 25 лет, Андрею — 27. Вова был очень добрый, мягкий, отходчивый. Все хозяйство было на нем. В последний раз привез мне из Эмиратов французские духи. Я их не открывала — берегла. Теперь буду пользоваться… В память о муже.

Малые — целая династия летчиков. Его дядя и двоюродные братья — летчики. Все летали благополучно и живы. Кроме Вовы… Говорят, что в двигатель самолета попали птицы. Но час ночи! В это время птицы спят.

Перед смертью Владимир (на фото) успел подержать в руках внука Кирилла, который только родился. А старший внук Ваня (на фото), которому сейчас два года и три месяца, все еще ждет дедушку. Не зная, что самолет разбился и весь экипаж погиб, Ванюшка берет телефон и кричит в трубку: «Деда, ты где? Алло!»

«Экипаж — асы, самолеты — хлам», — делятся опытные летчики на авиафорумах в интернете

«ФАКТЫ» встретились с подполковником авиации в отставке Сергеем Ефимцевым, служившим с погибшими летчиками в одном полку.

- Сергей Александрович, как в зарубежных авиакомпаниях узнают об украинских летчиках? Кто их нанимает?

 — А никак! Они сами ищут себе места и передают информацию друг другу. Погибший экипаж был слетанный — трое летчиков из нашего полка. История его типична для многих полков военно-транспортной авиации, которые расформировывались по всей стране. После развала Союза отпала надобность в огромном количестве военно-транспортной авиации, которая базировалась в Украине. И в мае 2000 года наш 363-й Черкасский орденов Суворова и Богдана Хмельницкого военно-транспортный авиаполк, который входил в состав 6-й гвардейской Краснознаменной Запорожской ордена Богдана Хмельницкого военно-транспортной авиационной дивизии и формировался в Кривом Роге еще с 50-х годов прошлого столетия, расформировали.

Это стало личной трагедией для летчиков. Многие уехали в другие города и страны. Полетов по линии Министерства обороны становилось все меньше. Люди начали расходиться по гражданским авиакомпаниям, которые занимались коммерческой перевозкой грузов.

На сегодняшний день в Кривом Роге уже, по сути, ничего не осталось. Аэродром зарос травой. Несколько самолетов — величайшее творение разума и человеческих рук — распилили на цветной металл, потому что содержать их — дорогое удовольствие. Осталось три машины. Хотя в Украине, имевшей шесть полков военно-транспортной авиации по тридцать самолетов в каждом, если бы подойти по-хозяйски, можно было бы создать единую мировую военно-транспортную компанию, в которую вошла бы новая техника (мы были последней страной, которая получила из Ташкента новые самолеты) и готовые специалисты. И всем бы хватало: и Украине, и миру.

- В Кривом Роге осталось много специалистов, которые еще летают?

 — Может, человек пятнадцать. Криворожцев охотно нанимают все авиакомпании мира. Всегда требовались грамотные высококлассные специалисты. Любая авиакомпания будет искать человека, которого не надо обучать. Ведь это колоссальные затраты. И потеря наших ребят в этом смысле — огромная человеческая и профессиональная утрата. Это были отличные специалисты и прекрасные люди.

- Ил-76, первый советский военно-транспортный самолет с реактивными двигателями, это все-таки устаревшая техника?

 — Это машина, которую еще надо будет переплюнуть. Она была, есть и будет в некоторых вопросах незаменима. Она очень много прощает летному составу. Когда мы начинали на ней переучиваться, а это был 1982 год, оказалось, что Ил-76 способен выйти из многих переделок. И сядет в невозможном месте, и взлетит. Нет такого места в мире, где бы не побывал этот самолет.

- Но на авиационных форумах в интернете много критических высказываний в адрес «старья», на котором летают наши пилоты в других авиакомпаниях. «Экипаж — асы, самолеты — хлам» — это еще самая мягкая фраза.

 — Эти высказывания небеспочвенны. Сегодня, когда самолеты передаются из авиакомпании в авиакомпанию, когда неизвестно, в каком техническом состоянии они находятся на самом деле, любой полет может закончиться катастрофой. В данном случае важно знать подлинное техническое состояние Ил-76, на котором разбился наш экипаж.

- У вас есть своя версия произошедшего?

 — Ясное дело, что здесь что-то произошло с авиационной техникой. Если будет подтверждение, что туда попали птицы, хотя слабо верится, это один разговор. Если окажется, что ребята летали на самолете, который имел технические проблемы или был недостаточно серьезно подготовлен к полету, это совсем другое. Но делать какие-то выводы можно будет только по окончании официального расследования.

Фото из семейного альбома.

«ФАКТЫ» выражают соболезнования семьям членов погибшего экипажа.

 

 

2597

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров