«Муравья длиной 8 миллиметров я выковал ювелирным молоточком на 50-граммовой наковальне»
С руководителем студии эксклюзивной художественной ковки «Статус» 32-летним Александром Ракшевским мы беседуем в кузнице. Почти все выкованные миниатюры Александра разлетелись по заказчикам и выставкам. Что неудивительно — его работы опровергают мнение о громоздкости металла. Например, композиция «Охота» умещается на ладони. При этом рост охотника не более десяти сантиметров, собаки — пять, а птички — и вовсе два с половиной сантиметра! Практически все фигурки выкованы из цельных кусочков металла. На ладошке помещается и композиция «Зимняя рыбалка» — мужичок в шапке-ушанке сидит с удочкой над лункой на сундучке…
*»Вы не представляете, сколько у меня было радости, когда я оборудовал свою первую кузню», — говорит Александр Ракшевский
«В одной из усадеб я увидел то, о чем мечтал: кованый заборчик, обвитый листьями причудливой формы»
— Александр, слышала, что у вас есть целая «армия» муравьев из металла.
— Да, около 200 штук. Эта композиция сейчас находится на выставке в Киеве: кованая яблоня, на ней птицы, жуки и бабочки. Полчище муравьев марширует по стволу. Муравьишки размером три с половиной — четыре сантиметра, самый маленький — восемь миллиметров.
— Наверное, для таких изделий стандартные инструменты не подходят?
— Конечно! Подобные предметы я выковываю «детским» молоточком весом 80 граммов на миниатюрной, 50-граммовой, наковальне, которую прикручиваю к деревянной планке. Плюс крохотные клещи, переделанные из плоскогубцев. Очень тяжело было приделывать лапки жучкам — из-за этого пришлось осваивать сварку газом.
— Знаменитый Левша, как известно, подковал блоху. Вы, случайно, таким не занимаетесь?
— Ради интереса выковал как-то подковку размером пять на пять миллиметров из обычной стальной проволоки. Через увеличительное стекло пробивал дырочки. Для работы тоже пришлось специальный инструмент делать. Но самая большая проблема в том, что маленькая заготовка быстро остывает, ее надо постоянно подогревать. Вот я и придумал подставочку — третью «руку». Грел и наковальню, и подковку. Потому что пока ее из горна до наковальни донесешь, она уже остыла.
— И сколько же стоит такая подковка?
— Я ее не продавал — подарил. А оценить такую вещь сложно.
В детстве отец научил Сашу Ракшевского обращаться со сварочным аппаратом, а бабушка, токарь-универсал, поощряла увлечение паренька моделированием, выписывала журнал «Моделист-конструктор». Саша занимался в нескольких кружках, с удовольствием рисовал — от машинок и самолетиков на тетрадных обложках до картин маслом. В Токмаке учился в механическом техникуме. Признается, что именно здесь получил хорошую теоретическую подготовку и любовь к металлу. В техникуме же познакомился со своей будущей женой. Еще накануне свадьбы семья Ракшевских выстроила новый дом, вокруг выложили цоколь — хотелось сделать оригинальную ограду с решеткой.
*Гигантская роза, созданная мастером, украшает центр города
— Год стоял готовый каменный фундамент, а я все чертил, рисовал, выдумывал, каким должно быть ограждение, и ничего не получалось, — вспоминает Александр. — Потом мы с отцом поехали в Симферополь, и в одной из усадеб я увидел то, о чем мечтал: кованый заборчик, который обвивали листья причудливой формы, луна, запутавшаяся в ветках… Меня это так впечатлило! Вернувшись домой, нашел старую иностранную книжку об оружии, где был раздел о художественной ковке. В отцовском сарае оборудовал кузницу, купил свою первую наковальню — вы не представляете, сколько у меня было радости! До сих пор удивляюсь результату, ведь на старой наковальне невозможно было работать, там заведомо получались вогнутые изделия. Да и работал я простыми слесарными молотками, даже не понимая тогда, зачем нужны специальные орудия труда.
И все же я сделал заборчик, ворота, покрасил, людям понравилось, и они потихонечку потянулись ко мне. Мы стали выполнять работы на заказ. А потом меня пригласили поучаствовать в создании мемориального комплекса в соседнем райцентре Чапаевка. Это был новый этап творческой работы…
«Из банального металлического уголка можно сделать бабочку или дракона»
Вскоре Александр получил приглашение на кузнечный фестиваль «Свято ковалiв» в Ивано-Франковске.
— Для фестиваля, где темой было «Счастье», я придумал работу «Родинне гнiздо», — рассказывает собеседник. — Гнездо сантиметров 25 в диаметре. Там сидит птенчик с крылышками, клюв открыл, возле него мама-птичка. Мой старший сынок Витя отковал червячка, и мы его зажали в клювике… На этом фестивале много чего почерпнул у своих коллег. Познакомился с председателем Всеукраинского союза мастеров кузнечного искусства Сергеем Полуботько, а также с бельгийским кузнецом, у которого и подсмотрел миниатюрных муравьев. Иностранец работает в технике натурализма: если отойти метра на два-три от сделанной им пичужки, то ее не отличишь от живой — форма, перышки, коготки выполнены идеально! У него свой музей в Бельгии, ученики.
*Многие изделия, вышедшие из-под рук Александра, по своим размерам меньше обыкновенной спички
После этого фестиваля часть моих работ попала в Европу, фотоснимки композиций опубликовал российский журнал «Мир металла». (Позже миниатюры «Летняя рыбалка» и «Зимняя рыбалка» заняли второе место на конкурсе молодых талантов в России. — Авт.)
По словам Александра, из банального металлического уголка можно сделать лебедя, бабочку, дракона, ангела — всего не перечесть.
— Люди привыкли, что кованые изделия — это в основном большие ворота, рамы, скамейки. Но есть и «ювелирная» работа, для нее нужны выдержка и терпение, — объясняет мастер.
Впрочем, кроме миниатюрных изделий, Ракшевский продолжает создавать и «гигантские». Его кованая роза установлена в центре города. Возле нее с удовольствием фотографируются местные жители и, конечно же, приезжие…
Фото автора; из архива Александра Ракшевского
1505Читайте нас в Facebook