«Пресную воду мы расходовали из расчета три литра в сутки на человека»
— Самый сильный шторм за эти два года мы пережили в начале кругосветного плавания, в декабре 2009-го, при переходе через Черное море, — говорит капитан яхты «Купава» киевлянин Юрий Бондарь. — Достаточно сказать, что из-за этого шторма затонули два большие судна, причем экипаж одного из них погиб. А наша яхта маленькая, длиной всего девять метров. Можете себе представить: огромные волны, ураганный ветер, темное низкое небо, фонтаны брызг, «Купаву» бросает, как щепку… Самое страшное произошло ночью — в борт ударила мощнейшая волна, наша лодка перевернулась. Мы оказались в ледяной воде (экипаж тогда состоял из четырех человек, самому старшему, Валерию Деймонтовичу, шел 73-й год). Все были привязаны к борту специальными страховочными системами, поэтому никого не унесло в море. Яхты оснащают большим, как гигантское перо, свинцовым килем: это придает судну устойчивость, а в случае опрокидывания лодка быстро возвращается в нормальное положение. Так что спустя несколько секунд «Купава» стала мачтой вверх. К счастью, во время этих кульбитов никто серьезно не пострадал. Вода была ледяной, но после купания ни у кого из нас даже насморка не возникло. Лишь в каюте был настоящий погром.
После двух лет плавания за кормой украинской яхты осталось около 60 тысяч километров — три океана. Кругосветка почти пройдена. Сейчас лодка находится в Израиле, в городе Хайфа. Дело в том, что путь в Киев преграждает лед, сковавший Днепр. Перед завершающим переходом, который намечен на весну, команда прилетела в столицу Украины повидаться с родными. Мы встретились с капитаном «Купавы» Юрием Бондарем.
*Яхту «Купава», успешно выдержавшую кругосветное плавание, Юрий Бондарь построил своими руками четверть века назад
— В кругосветное плавание мы отправлялись два года назад вчетвером: чемпион Украины по парусному спорту Андрей Зубенко (ему, самому младшему из нас, тогда был 41 год), режиссер Михаил Ильенко, ветеран киевского яхт-клуба Валерий Деймонтович и я, — рассказывает капитан «Купавы» Юрий Бондарь. — Мы хотели зайти на украинскую полярную станцию в Антарктиде, везли зимовщикам гостинцы — сало, мед, книги… Михаил Ильенко планировал снять там эпизод художественного фильма «ТойХтоПройшовКрiзьВогонь» (в январе нынешнего года лента вышла во всеукраинский прокат, за месяц ее сборы достигли миллиона гривен. Подобного коммерческого успеха не имел ни один отечественный фильм за все 20 лет независимости Украины. — Авт.). Главную роль в этой драме исполняет актер Дмитрий Линартович, а в данном случае режиссер был его дублером. Ильенко вез через океан костюм для съемки — изношенные солдатские шинель и шапку. Однако в Антарктиду нас не пустили льды. Подходящую натуру пришлось искать в Южной Америке, высоко в Андах. Отсняв эпизод, Ильенко вместе с коком улетели из Аргентины домой, их заменили яхтсмены Геннадий Стариков и Виктор Копайгородский, прилетевшие из Киева. Эта ротация планировалась изначально. С новыми членами экипажа мы обогнули Южную Америку и оказались в Тихом океане. С острова Робинзона Круза они улетели в Киев, и остальную часть пути — а это примерно две трети земного шара — мы с Андреем Зубенко прошли вдвоем.
— Вдвоем сложнее?
— И да, и нет. Четверым на такой маленькой яхте тесновато. Свободно перемещаться не получалось: чтобы пройти куда-либо, нужно было попросить товарища освободить пространство. Это чем-то напоминало игру в пятнашки. Когда экипаж сократился наполовину, стало просторно, но справляться с такой работой, как, например, подъем якоря, было уже тяжело.
— Выходит, самый большой на планете океан — Тихий — пересекли вы с Андреем.
— Мы проложили маршрут так, чтобы двигаться от острова к острову, делая на них передышки, пополняя запасы воды и продуктов. Кстати, останавливались и на известном острове Пасхи, на котором стоят загадочные и огромные каменные истуканы. Видели каменоломню, в которой лежат почему-то брошенные недоделанными статуи исполинов.
Самый продолжительный переход от острова к острову не превышал месяца. Когда неделя за неделей кругом только вода, думается, сколько же ее на земле и скорее бы добраться до суши. Хорошо, что не нужно было постоянно сидеть у штурвала — на яхте есть несложное устройство, которое возвращало «Купаву» на заданный курс, если она от него отклонялась.
Мы шли по Тихому океану вскоре после того, как у берегов Чили произошло землетрясение с магнитудой 8,8 балла. Из-за этого цунами обрушилось на острова, в том числе и на расположенные в тысяче и более километров от эпицентра. На острове Робинзона Крузо (550 километров от Чили) видели страшные последствия катастрофы: разрушенные дома, превратившуюся в груду мусора школу. Жители рассказывали, что волна высотой 18 метров обрушилась среди ночи, поэтому в школе не было детей. Погибли люди, до чьих жилищ дошла волна. Причем, по словам местных, их никто не предупредил о надвигающейся стихии. На одном из островов нам рассказали о девочке, которая спасла многих жителей. Ночью ей позвонил из Чили дедушка и сказал: произошло землетрясение, на остров вскоре должна обрушиться гигантская волна. Девчушка бросилась будить людей. Теперь ее именем хотят назвать поселок.
— Как яхта выдержала столь продолжительное плавание?
— Приходилось ее ремонтировать. Одну из серьезных неприятностей нам «организовали» морские черви. Они поселились в борту яхты. Получилось так, что у берегов Чили с борта сорвало кусок пластиковой обшивки, и деревянная часть корпуса стала доступной для живности. Мы обнаружили, что она там завелась, когда прошли Тихий океан и были уже в Индийском. К этому времени из личинок выросли черви толщиной с карандаш, которые насквозь проели борт. Пришлось просить помощи на военно-морской базе США, расположенной на острове посреди Индийского океана.
— Вам приходилось сталкиваться с морскими бандитами?
— От американской военно-морской базы путь лежал по водам, в которых орудуют пираты, — мимо Сомали. Американские моряки обнадежили, мол, по нашему маршруту бушуют штормы, а сомалийские флибустьеры в такую погоду не выходят на промысел. Прогноз оправдался: до самого Красного моря — примерно 1800 морских миль — мы шли в зоне штормов. И это был тот случай, когда мы радовались такой погоде. Пиратов не встретили.
С опасностью нападения еще раз столкнулись в Аденском заливе. Пришли в Оман — благополучное, богатое государство. Там встретили французскую семью с детьми, которая путешествовала на морском катамаране. Эти люди рассказали, что в море едва не попали в руки разбойников, когда шли с другой семьей из Франции, у которой был свой катамаран. Вдруг появились пираты на катере и напали на один из катамаранов. Мужчину убили, его жену увезли с собой. Семье, которая нам все это поведала, удалось оторваться от преследования.
«Купаве» предстояло идти туда, где французы пережили нападение. Они посоветовали другой маршрут, вдоль берега, и предупредили: на этом пути нищие йеменские рыбаки требуют мзду, но не прибегают к насилию и тем более не убивают. Мы пошли вдоль берега, и действительно к нам неоднократно подходили рыбаки. Приходилось откупаться небольшими суммами, продуктами.
*По словам Юрия Бондаря, проходя через воды, в которых орудуют сомалийские пираты, команда яхты радовалась шторму, ведь в непогоду морские бандиты боятся выходить на промысел (фото Михаила Ильенко)
— Чем питались в море?
— Значительную часть рациона составляла рыба, которую сами ловили. Как рыбачить в океане, нас научил киевлянин Валерий Петущак по прозвищу Дедушка. В 1990-е годы он со своей женой Натальей обошел земной шар на яхте «Лелитка» — такой же маленькой, как наша. По совету Валерия, на большой крючок-тройник мы нанизывали своего рода наживку — полиэтиленовые пакеты — и крепили эту снасть к корме. Во время движения наживка напоминала кальмара со множеством щупалец. Ее хватали тунцы, морские щуки барракуды, лобастые рыбы-дельфины… Улов зависел от скорости яхты: если она шла медленно, рыба видела, что именно движется за кормой, и не клевала. Иногда азарт не давал нам остановиться, и мы игнорировали наставление Дедушки ловить столько рыбы, сколько сможем съесть за раз. В таких случаях приходилось каждому съедать по четыре-пять больших кусков — не пропадать же добру. Впрочем, в океане есть места, где рыбы очень мало.
Бывало, на нашу снасть неделями ничего не попадалось. Оставалось налегать на каши (самая популярная — рисовая) и вермишель быстрого приготовления. Нужно было жестко экономить газ для плиты, поэтому кашу лишь доводили до кипения, а затем снимали с огня и заворачивали в теплоизолирующий кокон: так продукт постепенно доходил до готовности. У нас есть газовая плита с двумя конфорками. Она установлена на особых подвижных креплениях, благодаря которым во время качки всегда остается в горизонтальном положении, а содержимое кастрюль не выплескивается даже в сильный шторм.
На стоянке в Ушуайа — самом южном городе Аргентины — я сильно отравился большущей мидией, которую выловил в море. Только позже узнал, что этот вид моллюсков питается ядовитыми водорослями. Я раскрыл ракушку, посолил и съел прямо сырую — видел, что так делают островитяне. Остальной улов поставили варить. Все это могло закончиться очень плохо. Повезло, что как раз подошел местный житель и сказал по-английски: «Прежде чем начать есть, отправьте домой завещание». Представляете, что я тогда пережил! Ведь уже проглотил один моллюск. Несколько дней мне было очень плохо, я принимал активированный уголь и, как видите, выжил.
— Какое блюдо мечтали отведать во время путешествия?
— Борщ. На борту его не варили, ведь для этого нужно мясо, а оно в нашем рационе появлялось редко.
— А как спали в шторм?
— Если он был сильным, могло сбросить с постели, поэтому пристегивались ремнями, похожими на ремни безопасности автомобиля.
— На яхте можно было принять душ?
— Нет, конечно. Пресную воду расходовали из расчета три литра в сутки на человека. Этого хватает на чай, кофе, приготовление пищи и на то, чтобы умыться. В море одно из самых сильных желаний — принять ванну. Ведь ты весь покрыт солью, из-за этого кожа зудит, появляется раздражение. Добравшись до берега, мы с наслаждением стояли под душем, купались в речках, горных ручьях. Там полоскали и одежду: важно было вымыть из нее соль, так как вещи из-за нее почти не сохнут.
— Как отмечали дни рождения?
— Я родился в июле, но свое шестидесятилетие встретил в зимних куртке и ботинках, ведь в Южной Америке, где мы тогда находились, июль — это середина зимы. Ребята подарили мне арбалет. Мы попытались поохотиться на птиц, но даже непуганые утки Патагонии не подпустили нас на расстояние полета стрелы. Кстати, в ту зиму порядком намучились: температура в каюте близка к нулю, на потолке конденсируется вода и капает на постель, вещи все время сырые. Большую часть зимы мы простояли в портах, но в гостиницах не селились ради экономии. Ночевали в промерзшей каюте. Кстати, в Чили, где нас угощали огромными крабами, мы научили местных жителей лепить снежную бабу.
— Во что вы одевались?
— В специальную одежду для яхтсменов, которую пошила украинская фирма — непромокаемые куртки, костюмы, отводящие наружу влагу и хорошо сохраняющие тепло… Если бы мы все это носили в Киеве, одежда могла бы служить очень долго, а в плавании из-за жесточайшей эксплуатации довольно быстро утратила свои особые свойства.
— Находясь длительное время на яхте, страдали гиподинамией?
— Да, поэтому во время остановок на берегу старались как можно больше двигаться, ходить.
— Во время переходов по океану пользовались электричеством?
— Конечно! Яхта оснащена ветрогенератором и солнечной батареей. От них заряжается аккумулятор. Кроме того, есть дизельный двигатель. Мы иногда шли на нем, когда проходили каналы и швартовались. Работая, он тоже пополнял запас электроэнергии, но ее не хватало, поэтому приходилось экономить.
— Сколько денег потратили на экспедицию?
— Финансовой частью занимается помощник капитана Андрей Зубенко. Он назвал приблизительную сумму — порядка 400 тысяч гривен (это 50 тысяч долларов). Если бы путешествовали обычным образом, за эти деньги не побывали бы и в десятой части мест, которые увидели в плавании. Большую долю средств предоставил Андрей, определенные суммы внесли я и остальные члены экипажа. Еще нам помогли ребята из Киевского городского крейсерского яхт-клуба, членом которого я являюсь.
— «Купаву» вы построили своими руками?
— Да. Строил ее более трех лет по собственному проекту. Спустил на воду четверть века назад. Она была не первой яхтой, которую я построил.
Закончим кругосветку, и я начну готовиться к новому путешествию — друг пригласил пройти по озерам Канады.
1937Читайте нас в Facebook