«Людей с «Коста Конкордия» спасло невероятное стечение обстоятельств. Повезло с погодой, с ветром…»
13 января у побережья Тосканы произошло одно из крупнейших кораблекрушений в истории пассажирского судоходства. Итальянский круизный лайнер «Коста Конкордия», превосходящий по размерам легендарный «Титаник», налетел на рифы у острова Джилья. Погибли 17 человек. Еще 15 до сих пор не найдены. Всего на судне находились более 4 тысяч 200 человек.
Эта новость потрясла миллионы людей во всем мире. Каждый из них задавал себе вопрос, как такое могло произойти? Ведь «Коста Конкордия» находилась рядом с берегом! Разобраться в случившемся взялся известный американский документалист Френч Горвиц. В невероятно короткие сроки он вместе со своей съемочной группой сделал фильм об этой катастрофе. Премьера документальной картины «Крушение «Concordia»: взгляд изнутри» состоится на Discovery Channel в воскресенье,18 марта, в 21.00.
«ФАКТЫ» стали единственным украинским изданием, которое было приглашено этим популярным телеканалом на интервью с Горвицем. Беседа проходила через интернет по skype.
Из досье «ФАКТОВ»
Френч Горвиц — известный американский документалист, работающий в этой области более 25 лет как режиссер, сценарист, продюсер. Сотрудничает с телеканалами Discovery Channel, National Geographic, Animal Planet, BBC, History Channel и другими. Снимал в Австралии, Южной Африке, Бразилии, Коста-Рике, Папуа-Новой Гвинее, в Норвегии и за Арктическим кругом.
— Скажите, Френч, у вас была возможность поговорить с кем-то из пассажиров «Коста Конкордии», являющихся гражданами Украины или России?
— К сожалению, нет. Но мне и моей съемочной группе удалось побеседовать с очень многими пассажирами из других стран. Их истории потрясают. Одни покинули судно очень быстро. А другие провели на нем ужасающие долгие часы, ожидая спасателей и теряя надежду. Их рассказы полны драматизма. Взять хотя бы пару молодоженов из США, для которых круиз был свадебным путешествием. Они мечтали увидеть Европу, окунуться в романтику Средиземноморья. Влюбленные находились в ресторане. Сделали заказ и ждали, когда появится официант. Учтите, с момента выхода лайнера из порта прошло менее трех часов. Круиз только начался, пассажиры привыкали к этому огромному судну, к настоящему плавающему городу. Появился официант, и тут все затряслось, зашаталось. На столах опрокинулись бокалы, посыпались столовые приборы…
Но все же лично на меня наибольшее впечатление произвела история другой семьи. Отец, мать и две их дочери отправились в круиз. К счастью, их спасли, но нашли практически последними. Они сидели в каюте, как велели им члены экипажа. Эти люди уже не верили в спасение. Они держались за руки и говорили о том, как любят друг друга, о том, что больше никогда не увидят свой дом, близких. У меня у самого есть дети. Я был поражен мужеством и силой духа отца этой семьи, который не поддался панике и поддерживал своих детей и супругу.
— Есть ли в вашем фильме сенсационные догадки, открытия? Как вы думаете, какой эпизод может произвести на зрителя наибольшее впечатление?
— О, это весьма индивидуально. Что касается меня, то я был поражен выводами экспертов, к которым мы обратились, работая над фильмом. Они уверены в том, что эта катастрофа действительно сравнима с гибелью «Титаника»! Жертв могло быть гораздо больше — более тысячи человек! Спасло людей чудо, невероятное стечение обстоятельств, если хотите. Повезло с погодой, с ветром, который был не очень сильным.
— А кто был вашими экспертами?
— Это лучшие моряки в США — преподаватели Морской академии в Массачусетсе, по праву считающейся лучшим центром по подготовке капитанов торговых и пассажирских судов в Америке. Ее выпускники бороздят моря и океаны по всей Земле. Многие из них служат лоцманами. В отличие от меня, они прекрасно разбираются в подобных вопросах. С их помощью нам удалось скрупулезно воссоздать события 13 января. У меня нет оснований сомневаться в их выводах. Скажу прямо, это политика Discovery Channel. О чем бы мы не снимали фильмы, подход должен быть строго научным.
— Сколько человек входило в вашу группу? Ведь снять полноценный документальный фильм, опросив столько очевидцев, менее, чем за два месяца, почти нереально.
— В общей сложности в съемочную группу входили более 30 человек.
— С какими трудностями вы столкнулись, работая над фильмом? Вам кто-нибудь чинил препятствия?
— Нет. Никто не мешал, наоборот, нам оказывалось всяческое содействие. К сожалению, не удалось побывать на самом лайнере, но для этого есть веские объяснения. Наверняка, вы читали или слышали в выпусках новостей, что «Конкордия» не лежит спокойно. Судно двигается. И пребывание на нем крайне опасно. Даже водолазы, проводившие съемки по поручению полиции, находились на лайнере всего по несколько минут. Кроме того, с точки зрения закона лайнер сейчас является местом преступления. Туда никто не допускается. Поэтому главной трудностью для меня было найти людей, совершавших круиз на «Конкордии», тех, кто был там 13 января и хотел бы поделиться своими воспоминаниями, наблюдениями. Для них, поверьте, это нелегко. Это каждый раз является глубоким эмоциональным переживанием. Но благодаря нашим розыскам и встречам с пассажирами лайнера, удалось получить в распоряжение съемочной группы уникальные кадры. Это же был круиз! Практически у каждого его участника была видеокамера или смартфон, позволяющий производить видеозапись. Думаю, еще лет 20 назад мы бы не смогли снять такой фильм. У нас бы просто не хватило материала для него.
— Скажите, Френч, а зачем вообще снимать такие фильмы? Вы же сами сказали, что для переживших такое событие воспоминание о нем — тяжкое испытание. Вы не чувствовали угрызений совести?
— Уверен, подобные фильмы нужны. Хотя бы для того, чтобы в дальнейшем избежать подобных трагедий.
Таких лайнеров, как «Конкордия», становится все больше и больше. Морские, океанские круизы — популярный вид отдыха и выгодный бизнес. Это огромные корабли, сравнимые по размерам с современными авианосцами. Десятки тысяч людей доверяют свои жизни экипажам лайнеров и их владельцам. Но насколько эти лайнеры безопасны? И насколько хорошо подготовлены экипажи? Я не берусь сейчас кого-либо обвинять. Будет суд. Но и эксперты, к которым мы обратились, и видеоматериалы, оказавшиеся в нашем распоряжении, указывают в данной истории на человеческий фактор. Мы включили в фильм уникальные кадры, ранее нигде не демонстрировавшиеся. Они были сняты на капитанском мостике после того, как «Конкордия» наскочила на риф. Капитан Франческо Скеттино обсуждает со своими помощниками сложившуюся ситуацию…
(Расшифровка видеозаписи)
— Покидаем судно!
— Пробоина больше, чем мы думали…
— Вот почему так быстро поступает вода.
— Покидаем судно! Покидаем судно!
— Судно тонет!
— Что с двигателями?
— Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой — все вышли из строя!
— Нужно бросить якорь. И уходить!
— Хорошо, я объявляю всеобщую эвакуацию…
— Стойте, стойте!
— Всеобщая эвакуация!
Запись длится всего пару минут, но даже этого достаточно, чтобы понять — капитан и его помощники находились в замешательстве. Скеттино пытается выглядеть спокойным. Возможно, он не хочет, чтобы началась паника. Однако в это время тысячи пассажиров не понимают, что происходит. И когда эвакуация все же объявлена, никто не говорит им, что нужно делать.
Теперь хочу сказать несколько слов об этическом аспекте. Да, уверен, для тех, кто был на лайнере, смотреть наш фильм нелегко. Но любой психиатр скажет вам, что человеку, пережившему трагедию или какое-то глубокое потрясение, нельзя держать воспоминания в себе. Такому человеку просто необходимо выговориться. Только тогда наступает облегчение. А возможность увидеть на экране себя или своих близких, или даже тех, кто оказался рядом с тобой, может дать еще больший эффект.
— Вы сказали, что беседовали с пассажирами «Конкордии». А вам удалось поговорить с кем-то из экипажа лайнера?
— К сожалению, нет. На данном этапе это невозможно. Идет расследование, и все члены команды во главе с капитаном не имеют права комментировать случившееся в прессе или на телевидении.
837Читайте нас в Facebook