На Кременчугском водохранилище спасли 19 рыбаков, льдину с которыми оторвало от берега и начало уносить в открытое море
Двадцатишестилетний житель села Сары Гадячского района Полтавской области Сергей Гуренко оказался среди тех, кто находился на дрейфующей льдине. «ФАКТЫ» связались с ним по мобильному телефону в субботу под вечер, когда он после, считай, суточного приключения вернулся домой. Хоть и без улова, зато живой и здоровый.
— Почему без рыбы? Что, клева не было? — поинтересовалась у мужчины.
— Да я приблизительно за полтора часа, с четырех и до половины шестого утра, пока льдина стояла, килограмма пять плотвы поймал, — охотно рассказывает Сергей Гуренко. — И многие, с кем я там был, тоже не с пустыми руками могли бы вернуться домой. Но мы знали, что на берегу вместе со спасателями и медиками нас ждет рыбинспекция, поэтому выпустили рыбу в лунки, чтобы не платить штраф. Оказалось, зря — запрет на ловлю начинается только первого апреля...
— Вы заядлый любитель подледного лова?
— Как сказать. За прошедшую зиму, может, раз десять выезжал на пруд в Миргородский район, а вот на водохранилище был всего лишь второй раз. Друзья подбили поехать на рыбалку с ночевкой в село Жовнино Драбовского района Черкасской области. Мы все четверо — из Сар, на Полтавщине.
— И вас не смутило, что на календаре — середина марта?
— В следующий раз точно не поеду весной на рыбалку, да и другим закажу. Ну, а тут азарт взял. Да и лед был нормальной толщины — сантиметров тридцать пять-сорок. Часов в пять вечера в пятницу мы расставили палатки, пробурили лунки и стали ждать клева. Но его практически не было, а на поверхности начал подниматься ветер, который чем дальше, тем больше усиливался. Слышу, сосед из стоящей рядом палатки возмущается: «Кто украл мою удочку?» Я тогда не придал этому значения, подумал, кто-то пошутил над мужиком. Потом еще два рыбака обнаружили пропажу удилищ. Они списали это на то, что на крючок попалась большая рыбина. Через некоторое время исчезла и одна из моих удочек. Позже мы поняли: виной всему было то, что нас течением относило в море. Ночью-то ничего не видно.
— И что, никакого треска льда не слышали?
— Мы оказались на довольно большом ледяном массиве, площадью в несколько гектаров, поэтому не придали особого значения непонятному шуршанию. Но вскоре поняли, что наша «команда» дрейфует: на том месте, где мы усаживались, глубина достигала трех метров. Когда же снова начали закидывать мормышки, они уже не достигали дна.
— Началась паника?
— Нет. Часа в четыре утра, видимо, поменялся ветер и пошел клев. Все были увлечены рыбалкой. Так продолжалось до половины шестого. Когда начало светать, народ, собрав пожитки, рванул было по домам. Но выяснилось, что от берега нас отделяет уже приблизительно полтора километра. Ближе было к островам, мимо которых мы проплывали. Издали казалось, что до них вообще не больше десяти метров. Мы с ребятами из села были одеты в ОЗК — общевойсковые защитные комплекты, поэтому приняли решение добираться до островов вплавь. Увы, нам только казалось, что расстояние до них небольшое. На самом деле оно достигало метров трехсот. Да и подходить к краю льдины было опасно — она размывалась и крошилась на глазах. Среди нас (а люди приехали порыбачить в то место и из Днепропетровска, и из Кировограда) оказался один инвалид без ноги, видимо, местный. Они с товарищем хотели выбраться из ловушки на маленькой лодке, которую прихватили с собой, однако не смогли спустить ее на воду — высота волны достигала полуметра. Утонули бы, если б рискнули. А ветер поднялся такой силы, что сдувал людей, сидящих на санках. Было холодно — больше всего мерзли руки.
— Мобильная связь хотя бы оставалась?
— В полседьмого начали набирать телефоны всех экстренных служб. Я дозвонился в Глобинский райотдел МЧС Полтавской области. Объяснил, где мы находимся. Сказали ждать помощи. И это было тяжелее всего. Расстояние от Глобино до того места, где мы дрейфовали, километров сто. Сначала мне пообещали, что спасатели прибудут через час. Звоню через час — просят подождать еще полчаса. А знаете, что такое находиться каждую минуту в опасности? Там секунда вечностью кажется. Я просил помощи не только у спасателей. Поднял на ноги знакомых и в Сарах, и в Веремеевке Драбовского района. Было все равно, кто за нами приедет, лишь бы скорее сняли со льдины. Полсотни гривен, лежавших на счету, выговорил довольно быстро. Своей жене, правда, не хватило духа сказать правду. И, если честно, думал, это конец. Мысленно прощался с жизнью...
*Для спасения рыбаков был использован аэроглиссер аварийно-спасательного отряда спецназначения Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Черкасской области. Фото Светланы Рыбалко, специально для «ФАКТОВ»
— Терпевшие бедствие рыбаки, вышедшие в море с территории Черкасской области, находились в акватории, принадлежащей Полтавской, — объясняет ситуацию помощник начальника Государственной службы Украины по чрезвычайным происшествиям в Полтавской области Светлана Рыбалко. — Поэтому потребовалось некоторое время на координацию совместных действий по спасательной операции. Спецподразделениям было одинаково далеко добираться до места происшествия. Следовало искать более приемлемый вариант. Начальник государственного пожарно-спасательного поста № 2 из Глобино Виктор Захарчук связался с председателем районной госадминистрации и попросил его подключить к поискам рыбаков черкасскую рыбинспекцию, обслуживающую всю акваторию Кременчугского водохранилища. А рыбинспекция уже задействовала работников рыбного хозяйства «Прибой» Глобинского района — их катер «Ладога» как раз находился неподалеку от дрейфующей льдины, которая к тому времени успела удалиться от берега на четыре километра.
— Нам сказали передвигаться по льду к поданному катеру на расстоянии пяти-семи метров друг от друга, чтобы, не дай Бог, не провалиться, — продолжает Сергей Гуренко. — Мы придерживались этой рекомендации. Но все же тот, кто забирался на катер последним, не удержался и таки очутился в холодной воде. Хорошо, что мы тут же подхватили мужика.
Вскоре начался второй этап эвакуации рыбаков — навстречу катеру выехал аэроглиссер аварийно-спасательного отряда спецназначения Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Черкасской области. Он сделал несколько рейсов, каждый раз забирая из катера, который не мог пристать к берегу, где не оборудован причал, по три человека. Уже на суше спасатели дали рыбакам теплые одеяла и горячий чай. Около одиннадцати утра спасенные начали разъезжаться по домам.
Для водолазов, прибывших из Черкасс, работы, к счастью, не оказалось.
— Беспечные все-таки люди, эти рыбаки, — подводит итог начальник Глобинского аварийно-спасательного поста № 2 Виктор Захарчук. — Сами создают проблемы и себе, и другим, при этом ведут себя так, будто это рядовое в их жизни событие. Рыбакам повезло, что льдину не успело вынести в фарватер (до него оставалось три-четыре километра), иначе волны ее просто покрошили бы...
1490Читайте нас в Facebook