Григорий Гладков: «Песенку, благодаря которой родилась „Пластилиновая ворона“, мы с Успенским написали за пару часов»
Говорят, талантливый режиссер может поставить спектакль даже по телефонной книге. Григорий Гладков написал песни на таблицу умножения — для двоечников, которые не в состоянии освоить ее без музыкального сопровождения. Впрочем, это не главная заслуга Григория Васильевича, который создал столько альбомов с песнями для детей, что попал в российскую Книгу рекордов Гиннесса. Гладков — автор музыки к фильмам «Про Веру и Анфису», «Сказки старого волшебника», «По щучьему велению», «Поезд вне расписания», «Кубик». Ну и, конечно, ему мы обязаны появлению на свет культовых мультиков «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег».
Композитор полностью согласен с высказыванием Максима Горького о том, что «для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше». Хочет, чтобы его пригласили в жюри детского песенного фестиваля в Киеве, а он сделает все для того, чтобы конкурс был популярным.
— Григорий Васильевич, правда, что вы не любите праздновать круглые даты?
— Отмечать юбилеи нужно не застольями, а концертами. Вот и сейчас хочу провести несколько, на которых выступлю сам и дам возможность спеть детским коллективам — нужно же им как-то проявлять свои таланты. Звучать будет моя музыка и произведения других авторов. В начале своих концертов выхожу на сцену один, а в финале на ней — от ста до пятисот человек. Всегда говорю: «Ребята, так и в жизни должно быть: приходишь на этот свет в одиночестве, а уходишь в окружении друзей и близких».
*Григорий Гладков много лет пишет прекрасную музыку для детей. Он сочинил даже песни на таблицу умножения — специально для двоечников
На моих концертах дети не только поют, но и танцуют, это у нас называется «Детскотека» — детская дискотека. Мне вообще очень нравятся такие гибриды слов. У меня есть друг в Санкт-Петербурге, Михаил Яснов, наша с ним пластинка (его стихи, моя музыка) называлась «Чудетство» — чудесное детство. На студии «Укртелефильм» по ней была снята музыкальная видеокартина, роли в которой играли киевские дети. Ее в свое время показывали и по украинскому, и по Центральному телевидению. А мой первый фильм о картинах («Если видишь на картине...») был снят художником-мультипликатором Александром Татарским по рисункам ребят Киевского дворца пионеров, впоследствии они же стали основой для мультфильма «Пластилиновая ворона».
Татарский и его соавтор Игорь Ковалев в то время работали в группе Давида Черкасского. Свои первые мультфильмы они снимали на самодельной установке, переделанной из... рентгеновского аппарата и прикрученной к кровати. Именно на этом чуде техники был сделан и первый мультфильм на мою песенку. Эдуард Успенский плакал, увидев аппарат, сконструированный этими гениальными ребятами. Эдуард Михайлович сделал великое дело: дал всем нам путевку в жизнь, он нашел возможность перетащить на «Союзмультфильм» Татарского и Ковалева, а потом они пригласили из Ленинграда меня. Вскоре на свет появилась наша первая совместная работа — «Пластилиновая ворона».
— Говорят, вы с Успенским за полчаса написали песенку, по которой был снят мультфильм?
*Мультфильм «Пластилиновая ворона» стал первым и самым удачным в творческой биографии Григория Гладкова
— Ну, возможно, все произошло не настолько молниеносно, но действительно быстро. Нас поджимало время — нужно было за один день сочинить и представить на худсовет две песни. Я довольно оперативно написал музыку, а Эдуард Михайлович, послушав ее, взялся за стихи. Он придумал замечательную штуку: будто басню Крылова про ворону и лисицу вспоминает двоечник, который все время что-то путает — главная героиня у него то собака, то корова. Получилось то, что получилось — после того, как мультфильм показали по телевидению, мы в одночасье стали знаменитыми. Вообще, моя встреча с Татарским и Ковалевым оказалась судьбоносной, а познакомились мы с ними в Коктебеле, где я на пляже пел свои песни.
— Похоже, у вас много приятных событий, связанных с Украиной?
— Даже больше, чем вы думаете. Начнем с того, что у меня мама украинка. Папа окончил Киевский речной техникум на Подоле, получил распределение на край света — в Хабаровское пароходство и — вот ведь что значит судьба! — именно там встретил маму, которая работала на Дальнем Востоке по комсомольской путевке. Как и положено, через девять месяцев родился я. Видимо, как подарок родителям за такое дальнее путешествие. Оттуда папа с мамой переехали на родину отца — в Брянск, который находится как раз посередине между Киевом и Москвой. Мой дед был партизаном, фашисты расстреляли его в 1941 году прямо на глазах у папы, а после войны дали медаль — посмертно.
Моя юность прошла в Ленинграде, там были первые записи в студиях, первые фонограммы и первый художественный фильм, к которому я писал музыку. Много хорошего связано у меня и с Одессой. Можно сказать, я успел вскочить в последний вагон советского кино — удалось поработать над тремя фильмами на Одесской киностудии. А потом началась перестройка и все, кино закончилось. Но в те времена я провел в этом южном городе много замечательных дней, познакомился с хорошими людьми. Из Москвы ездил в Одессу через Киев. Садился вечером в поезд, проводил в нем ночь, а утром уже встречался с друзьями и оставался в Киеве на несколько дней. Потом снова садился на поезд, еще ночь — и я уже у моря. Обратно возвращался точно так же. Самолетом можно долететь за полтора часа, но это было не так интересно.
— Лихо, можно даже сказать, по-гусарски.
— Это еще что! Когда я жил и учился в Брянске, мы с ребятами каждые выходные решали: куда махнем сегодня пить кофе — в Москву или в Киев. В обе стороны на поезде часов пять езды, вот и катались.
— Александр Татарский, с которым вы дружили, снимал очень смешные мультфильмы. В жизни он был веселым человеком?
— Он все время шутил и всех разыгрывал. У Татарского и Ковалева была магнитофонная пленка под названием «Дегенераты у телефона», на которую они записывали самых высокопоставленных чиновников. Специально для этого придумали забавного персонажа — тупого водителя по имени Семен Швырь, который разговаривал на суржике. Потом точно так же — «Маловато будет!» — заговорил герой мультфильма «Падал прошлогодний снег».
Однажды при мне они разыграли руководителя ТАСС по Украине. Позвонили ему в два часа ночи, и Татарский голосом Швыря сказал, что приехал из Херсона и привез от его зама (ребята всегда называли только фамилии реально существующих людей) машину арбузов (с ударением на первый слог) и четыре ящика изюма. Казалось бы, какие арбузы могут быть среди ночи? Но Саша говорил, что ни один из тех, над кем они шутили, от даров не отказался. Дальше Швырь, который никогда не был в Киеве, расспрашивал жертву, куда все это добро привезти. Человек начинал объяснять, но дурак-водитель упорно не понимал, как доехать, поэтому повторять одно и то же приходилось снова и снова. И все это время чиновник стоял у телефона в одних трусах. А потом еще и бежал встречать машину, которая, как обещал Швырь, вот-вот должна подъехать. Начали они коллекционировать записи звонков еще в Киеве, продолжили в Москве. И никто из тех, кому Саша с Игорем звонили, не заподозрил, что это розыгрыш.
— Где вы чаще бываете — в Москве или в доме, который купили на Волге?
— Больше всего времени провожу в гастрольных поездках, а на Волге чаще бываю летом. Там у меня не только дом, но и причал прямо на участке — в общем, есть все для отдыха и работы. А еще я не так давно открыл для себя Анапу, где проходят фестивали детской песни. Так сильно влюбился в этот город, что не только сам приобрел там жилье, но и много хороших людей перетащил — Эдуарда Успенского, Николая Дроздова.
— Что-то вас все время к воде тянет — то на Волгу, то к Черному морю.
— Так я же сын речника. Кстати, моя жена тоже. Когда мы познакомились, я сразу же почувствовал к ней симпатию. Оказалось, всему «виной» профессия ее отца. Как говорится, речник речника видит издалека.
— Вы много гастролировали по Америке, считаетесь почетным жителем двух тамошних городов. Никогда не хотелось остаться в США навсегда?
— С созданной когда-то кантри-группой «Кукуруза» я объехал всю Америку. Нравится мне, что общественное мнение там имеет влияние на политиков. Именно люди, выходя на акции протеста, когда-то смогли остановить войну во Вьетнаме. Но остаться там ни мне, ни ребятам из нашей группы как-то и в голову не пришло, я не смог бы жить далеко от родины. А вот из музыкантов, которые гастролировали после нас, многие переехали в США.
— Поклонники вам подарки делают?
— В большом количестве. Особенно много дарят книг, посвященных городам, в которых я бываю на гастролях. Знаете, есть такие подарочные варианты. Изданы они, как правило, роскошно, с красивыми иллюстрациями, на мелованной бумаге, а потому очень тяжелые. Мои коллеги тут же отправляют их в мусорную корзину (в самолете будет серьезный перевес), а я все забираю с собой. Как выбросить, если люди старались? Поэтому у меня дома есть специальные полки, на которых стоят такие сувениры — мы называем это стеной почета. Так и хранятся у меня толстенные и тяжеленные тома, посвященные, например, Илловайску или Йошкар-Оле.
Еще дарят много мягких игрушек, которые тоже занимают почетное место в моем доме. Вообще, люблю все собирать, я в этом смысле настоящий Плюшкин. Но именно благодаря такому хобби у меня появилась уникальная картина со знаменитыми пластилиновыми воронами. Все началось с того, что я вытаскивал из мусорной корзины птичек, которых Саша Татарский лепил во время работы над мультфильмом, а потом безжалостно выбрасывал. Потом стал думать, что можно с ними сделать. Так появилась картина, где на вельветовой ткани красуется наша ворона в самых разных обличьях. Татарский, увидев «полотно», взмолился: «Отдай!» Я долго сопротивлялся, но потом все-таки согласился на компромиссное решение: полгода картина будет висеть в его доме, полгода — в моем. Но вскоре Саши не стало, поэтому вороны до сих пор хранятся у меня.
2653Читайте нас в Facebook