Узнав, что ее партнером будет Олег Ефремов, Люсьена Овчинникова заявила: «С ним я сниматься не стану!»
Впервые Люсьена Овчинникова появилась на экране в фильме Льва Кулиджанова «Отчий дом». Зрители сразу обратили внимание на простую девушку с открытым лицом, ямочками на щеках и обаятельной улыбкой. Но настоящим триумфом Люсьены Ивановны стала картина Юрия Чулюкина «Девчата», после которой актриса стала знаменитой на всю страну. Выпускницу ГИТИСа взяли на работу в московский Театр имени Маяковского. На спектакли с ее участием («Иркутская история», «Молодая гвардия», где она играла Любу Шевцову) невозможно было достать билеты. Казалось, на сцене и экране Овчинникова не играет, а живет. Все были уверены: блестящая актерская карьера ей обеспечена. Но несмотря на роли в картинах «Девять дней одного года», «Хоккеисты», «Звонят, откройте дверь!», «Большая перемена» былого успеха Люсьене Ивановне повторить так и не удалось, а ее звезда, засиявшая после «Девчат», вскоре померкла.
Не нашла Овчинникова и личного счастья: жизнь с мужьями не складывалась, детей не было. Она не любила заниматься домашним хозяйством, была равнодушна к своему внешнему виду (на замечания, которые делали ей подруги, неизменно отвечала: «Наплевать!») и ютилась в московской хрущевке — одолевать начальство своими просьбами актриса тоже не умела. У Люсьены Ивановны были проблемы с сердцем и сосудами, но она никогда не ходила по врачам — очень этого не любила. В результате у актрисы оторвался тромб, и она умерла до приезда «скорой» в квартире у подруги, к которой пришла праздновать Рождество.
О Люсьене Овчинниковой рассказывает кинорежиссер Виталий Мельников, в картине которого «Мама вышла замуж» актриса сыграла свою единственную в кино главную роль.
«Люсю местные жители не считали артисткой — они были уверены, что она своя, такая же, как они»
— Виталий Вячеславович, сколько актрис пробовались на роль Зины Голубевой в вашей картине «Мама вышла замуж»?
— Очень много, в том числе и такие звезды того времени, как Нонна Мордюкова и Инна Макарова. Кандидатуру Люсьены Овчинниковой я поначалу не рассматривал вообще. Она считалась комедийной актрисой, а мне нужна была такая, которая одинаково легко сыграла бы и комедию, и трагедию. Перебрав всех, кого первоначально прочили на эту роль, мы не нашли ту, что искали, и тогда вспомнили об Овчинниковой.
*Виталий Мельников сожалеет, что Люсьена Овчинникова в конце своей жизни оказалась невостребованной, никому не нужной
— И сразу же утвердили ее?
— На пробах стало понятно, что в этой картине актриса находится на своем месте. К тому же она покорила съемочную группу своей открытостью, искренностью и присущей ей скромностью, хотя в то время была известной на всю страну. Узнав, что ее партнером по фильму будет Олег Ефремов, Люся неожиданно заявила: «С ним я сниматься не стану!» «Почему?» — опешил я. И знаете, что она мне ответила? «Я недостойна такого партнера: кто я и кто он!» — говорит. А ведь до этого Люся уже снялась в таких фильмах, как «Отчий дом», «Девять дней одного года» и, конечно же, «Девчата» Юрия Чулюкина, где сыграла бесшабашную, но такую симпатичную Катю. В то время на улицах к Овчинниковой выстраивались за автографом огромные очереди.
Этот, казалось бы, детский поступок может многое сказать о Люсе как об актрисе и человеке. Она невероятно ответственно относилась к своей работе, старалась делать ее максимально хорошо, а будет это оценено критиками и начальством, станет ли она знаменитой, получит ли какие-то звания и награды, Овчинникову абсолютно не интересовало. К тому же, как мне показалось, она перед Ефремовым немного робела.
— У нее имелись на то основания?
— Честно говоря, да. Олег Николаевич был человеком строгим и непростым в общении, отреагировать на партнера мог самым неожиданным образом. Поэтому я посоветовал Люсе просто работать, не обращая внимания на нюансы поведения Ефремова. Но Овчинниковой он неожиданно для всех начал симпатизировать. Они быстро нашли общий язык, замечательно общались как на съемочной площадке, так и за ее пределами. Если у Люси в актерском плане что-то не получалось, Олег Николаевич, который был опытнее, охотно помогал. Она же, почувствовав внимание Ефремова и съемочной группы, просто расцветала и играла настолько замечательно, что все мы диву давались.
— Стилистика вашей картины существенно отличалась от всего, что делали до этого в советском кино. Кадры фильма «Мама вышла замуж» казались почти документальными.
— Так мы и хотели, чтобы все, увиденное зрителем на экране, мало чем отличалось от реальной жизни. Пошли на отчаянный, в общем-то, шаг: вместо павильона киностудии работали в обыкновенной квартире ленинградской хрущевки.
— Но там же тесно.
— Вы даже не представляете себе, насколько маленькой была квартира, в которой снимали. Если в комнатке находились актеры, то ставить камеру было уже некуда. Мы долго ломали голову над этой задачей и в конце концов нашли решение: подвесили к потолку рельс, по которому на специальном креплении ездила камера. Но такое неудобство работало на замысел картины — лица и глаза актеров находились рядом с объективом, поэтому все тонкости и нюансы их отношений были перед зрителями как на ладони.
Люсю же местные жители не считали актрисой. Они были уверены, что она своя, такая же, как они. Бывало, выйдет в перерыве между съемками во двор, сядет на скамеечку, и ее от других женщин не отличить.
«О Люсьене, наконец, заговорили, как о серьезной драматической актрисе, но, видимо, случилось это поздно»
— Как кинематографическое начальство отнеслось к вашему новаторству?
— Поначалу следило за нами с опаской, ведь киноисторию придумал Юрий Клепиков, написавший до этого сценарий к фильму Андрона Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж». Эту картину, как известно, категорически не приняли и на долгие годы положили на полку.
Наш фильм такая участь миновала, но перед самым выходом на экраны из него вырезали одну очень сильную сцену, где герои Овчинниковой и Ефремова в парке катаются на качелях-лодочках. Взрослые люди веселятся так, будто вернулись в детство, объясняются друг другу в своих чувствах и становятся ближе. Люсьена сыграла очень хорошо, поэтому, не обнаружив сцены в уже готовом фильме, ужасно расстроилась. Да и все мы были в подавленном состоянии, ведь картина сильно пострадала.
*Зина Голубева (Люсьена Овчинникова) и Виктор Степанович (Олег Ефремов). Кадр из фильма «Мама вышла замуж». 1969 год
— Что крамольного нашел худсовет в таком безобидном эпизоде?
— Сначала я ничего не мог понять, но потом мне объяснили. Герои катаются под звучащую из громкоговорителей парка очень популярную в то время песню «Лада». В ней есть слова: «Нам столетья — не преграда», а на дворе стоял 1970 год, вся страна праздновала 100-летие Ленина. Чиновники от кино увидели в этом совпадении тайный смысл и решили перестраховаться. Можно было сказать мне, мы бы переписали музыку и спасли сцену, но никто не счел нужным это сделать.
К тому же фильм вышел на экраны с большим опозданием. Мы ждали премьеру в московском Доме кино (она давала старт всем картинам), а ее все не было. Спрашиваю у начальства: «В чем дело?» Мне отвечают: «Мы тут немного скорректировали планы, вашу картину передвинули на более позднее время». А потом в газете вышла разгромная статья под названием «Диагонали любви на экране». Там, помимо прочих глупостей и несуразностей, было написано, что фильм «Мама вышла замуж» очерняет советскую действительность и рабочий класс, как ее составную и неотъемлемую часть. Герои картины грубы и неотесанны, а это поклеп, потому что наши рабочие образованные, культурные люди. Все, кто хоть раз видел фильм, знают, что это не так, но в то время пресса отражала мнение высокого партийного начальства и спорить с ней было не принято. Увы, в актерской судьбе Овчинниковой этот факт сыграл отрицательную роль. После премьеры о Люсьене, наконец, заговорили, как о серьезной драматической актрисе, но, видимо, случилось это поздно. Ролей подобного плана ей больше не предлагали.
«Овчинникова не умела бороться за роли, вырывая их у других актрис зубами»
— Как отразился на жизни Люсьены Овчинниковой кинематографический кризис 90-х годов прошлого века?
— К сожалению, время таких героинь, как она — простых, веселых и бесхитростных — прошло, и Люсьена осталась без работы. Ей в буквальном смысле слова не на что было жить, да и моральное состояние оставляло желать лучшего. Человеку тяжело ощущать себя выброшенным на жизненную обочину, а если такое происходит на склоне лет, то это просто невыносимо. Люсьена очень переживала, но бороться за роли, вырывая их у других актрис зубами, не умела. По натуре она не была бойцом.
Из того, что Люся рассказывала мне о своей жизни, я знал, что судьба у нее была нелегкой. Мама умерла рано, она росла с мачехой, сводной сестрой и отцом-военнослужащим, который почти все время проводил вне дома. Семья часто переезжала с места на место, жили Овчинниковы, в основном, в военных городках, а это особая — закрытая — среда обитания, и к обычной жизни Люсьена во многом оказалась не приспособленной: не знала, как вести себя в той или иной ситуации. К тому же была она тихой, скромной и не очень красивой. В ответ на свою мечту стать актрисой слышала от родных и одноклассников только одно: «Ты в зеркало себя видела?» Сыграв несколько замечательных ролей, в том числе и в картине «Мама вышла замуж», большого успеха Овчинникова так и не достигла.
— Помните, когда последний раз встречались с Люсьеной Ивановной?
— Это было на моем творческом вечере, состоявшемся в 90-е годы в Москве. Меня поразило то, как она была одета. Почти всю ее фигуру закрывала огромная цыганская шаль. Когда я спросил, почему у нее такой странный наряд, Люся распахнула платок, и я увидел под ним ситцевый халатик. «У меня больше ничего нет», — грустно ответила она. Говорят, чтобы как-то прожить, Овчинникова часто ездила по провинции с концертами. С артистами тогда часто рассчитывались не деньгами, а продуктами.
Такое же грустное впечатление произвел на меня и Миша Кононов («Гостья из будущего», «Начальник Чукотки», «Большая перемена». — Авт.). Он и Овчинникова стояли за кулисами и держались за руки, как испуганные дети. Казалось, не понимали, куда попали, и очень из-за этого переживали. Остальные актеры, успевшие освоиться в новых жизненных условиях, вели себя свободно и раскованно: смеялись, отвечали на звонки по мобильным телефонам, которые в то время еще были в диковинку. И только Люся с Мишей выглядели на общем фоне несчастными и потерянными. Верите, столько лет прошло, а у меня до сих пор слезы наворачиваются на глаза, когда вспоминаю ту сцену.
16511Читайте нас в Facebook