«Коренные жители, получив российские паспорта, постепенно покидают Абхазию, а вместо них заселяются семьи военнослужащих из России»
Специалисты — историки, политологи и экономисты — после проведения нелегитимного референдума в Крыму неоднократно предрекали полуострову судьбу Южной Осетии и Абхазии. О том, как сегодня живут и развиваются «независимые» регионы, какие у них есть социально-экономические проблемы и перспективы, «ФАКТЫ» спросили у экспертов.
— В условиях, когда бюджет Цхинвальского региона (Южная Осетия. — Авт.) на 95 процентов зависит от российских вложений, бюджет Абхазии — на 70 процентов, а финансирование нестабильное и обусловлено состоянием экономики самой России, положение в этих зависимых регионах однозначно тяжелое, — рассказывает политолог Ника Читадзе. — Высокие показатели уровня безработицы, процветающая коррупция, незаконный оборот денежных средств, тех самых, которые Россия вкладывает в развитие экономики вышеперечисленных регионов и осуществление социальных программ… Эти деньги зачастую оседают в карманах местных и российских чиновников.
Правда, есть и реальное поступление российских средств, и распределение их по назначению. К примеру, сразу после августовской войны 2008 года Россия первым делом выделила 10 миллиардов рублей на восстановление Цхинвальского региона. Но и тогда наблюдался незаконный оборот денег. Железная дорога Абхазии контролируется Россией, и, соответственно, Россия выделяет на нее деньги. Нефтяные месторождения также в распоряжении российской компании.
Россияне отдыхают на курортах Абхазии, тем самым пополняя бюджет региона. Люди зачастую имеют и российское гражданство, поэтому многие получают пособия и пенсии от России.
Но это палка о двух концах. Наличие российского паспорта — причина того, что местные жители постепенно покидают регион, а вместо них заселяются семьи российских военнослужащих. В районах, где строятся российские военные базы, к работе привлекаются живущие в тех местах граждане, и в общем-то это можно назвать рабочими местами. Но проблему безработицы строительство баз не решает.
— Экономически Цхинвальский регион полностью зависит от России, — объясняет эксперт, директор «Кавказского дома» Гиорги Канашвили. — Денег, которые Россия вкладывала в Южную Осетию (речь идет о действительно крупной сумме), хватило бы на восстановление региона, но до сих пор не ликвидированы последствия войны 2008 года. По словам самой Москвы, Южная Осетия — это черная дыра, где исчезают деньги. Сказать, какая часть этих средств осела в карманах у осетинских чиновников, а какая — у российских, невозможно, но то, что они не дошли до адресата, — факт.
Уровень миграции высок. Наличие закрытой границы, вернее (мы не признаем границы), невозможность свободного передвижения между Грузией и этими регионами, усугубляет проблему. Молодежь, получающая образование в России, понятное дело, обратно не возвращается. При открытой границе с Грузией они могли бы частично реализовываться там. А так возможность только одна. В Цхинвальском регионе сейчас не больше 15 тысяч жителей. И он полностью контролируется Россией. Хотя от Тбилиси до Цхинвали ехать часа два. В Абхазии примерно 200 тысяч жителей (до 2001 года было 500 тысяч).
Подготовила Кама РЗАЕВА, журналист (Тбилиси)
Фото РИА «Новости»
7457Читайте нас в Facebook