Когда работник райкома партии потребовал, чтобы сотрудники окб ильюшина убрали с новогодних столов спиртное, генеральный конструктор ответил: «если пьянку нельзя предотвратить, ее нужно возглавить! « и предложил гостю присоединиться
Генеральный конструктор самолетов, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР академик Сергей Ильюшин был одним из тех, кто в ХХ веке решительно двинул Россию, а с ней и Украину к техническому прогрессу. Его имя стоит в одном ряду с такими корифеями авиастроения, как Игорь Сикорский, Андрей Туполев, Александр Яковлев, Олег Антонов.
Самолеты не только сокращают расстояния. Страна, производящая их, считается развитой.
1. Сергей Ильюшин родился 30 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской области. Он был одиннадцатым, самым младшим, ребенком в крестьянской семье. Хорошо закончил начальную школу, рос крепышом. С 15 лет начал зарабатывать на хлеб чернорабочим, косарем.
В 1910 году, работая землекопом на ипподроме под Петербургом, который приспосабливали под аэродром для проведения первой в России авиационной недели, юноша впервые увидел самолет и загорелся авиацией.
Правда, вскоре Сергей стал свидетелем и одной из первых воздушных трагедий: во время вылета известного русского летчика капитана Льва Мациевича (кстати, уроженца Киевской губернии) его самолет начал разрушаться в воздухе, пилота выбросило из него, он упал с высоты около 400 метров и погиб. Парашютов еще не было.
2. Гибель летчика не поколебала мечту парня об авиации. Через четыре года, во время службы в армии, Ильюшин снова попал на этот аэродром, где стал помощником авиамоториста, а затем и мотористом.
Летчикам нравилась старательность и сообразительность молодого солдата. Они начали брать его с собой в полеты в качестве бортмеханика. И все чаще доверяли ручку управления.
Летом 1917 года Ильюшин получил удостоверение пилота. Но хорошим летчиком так и не стал. Как вспоминал его сын — Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Ильюшин, — из-за отсутствия практики отец летал слабенько, во время совместных полетов на самолетах с двойным управлением ему не раз приходилось исправлять ошибки Сергея Владимировича в пилотировании.
В 1938 году во время полета из Москвы в Воронеж у трехместного самолета, за штурвалом которого летел Ильюшин-старший, забарахлил мотор, пришлось идти на вынужденную посадку, которую пилот выполнил неудачно. Самолет перевернулся, Ильюшин и двое его подчиненных получили травмы. Узнав об аварии, Сталин запретил главным конструкторам управлять самолетами.
У героя нашего рассказа на всю жизнь остался шрам над разбитой бровью. Последствия травмы головы вкупе с постоянным нервным напряжением сказались в старости — в конце 50-х у Ильюшина начались сильные головные боли, на склоне лет развилась болезнь Паркинсона.
3. Как Сергей Королев, Олег Антонов и многие другие будущие конструкторы ракет и самолетов, Сергей Ильюшин свой путь инженера начал с создания планеров. Летом 1924 года на слете планеристов в Коктебеле перед вылетом его первенца оказалось, что у летательного аппарата нарушена центровка. Для ее восстановления пришлось в носовой части планера прикрепить шест, к которому привязали тяжелую кувалду. С ней он и летал.
4. Первым самолетом, который Отечество получило от Ильюшина, можно считать трофейный английский самолет «Авро», во время гражданской войны доставленный будущим конструктором, в то время начальником авиаремонтного поезда, из лесов Карелии в Москву вместе с пятью красноармейцами.
«Аврушка», как называли машину авиаторы, очень пригодилась при создании первого советского учебного самолета У-1, на котором обучались курсанты аэроклубов до 1932 года, пока его не сменил знаменитый поликарповский «кукурузник» У-2, впоследствии названный По-2.
В предвоенные годы такой самолетик был и в ОКБ Ильюшина. До упомянутого сталинского запрета главный конструктор летал на нем на другие авиазаводы. А Восьмого марта, в женский праздник, приглашал всех сотрудниц КБ на аэродром и по очереди поднимал в небо. Дамы визжали от восторга.
Перед войной конструкторы и рабочие трудились допоздна, нередко без выходных. Поэтому и праздники отмечали на работе. Однажды перед Новым годом в ОКБ пришел работник райкома партии. Увидев накрытые столы, он потребовал у Ильюшина убрать спиртные напитки. Главный конструктор удивленно ответил: «Если пьянку невозможно предотвратить, ее следует возглавить!» Он присоединился к коллективу и пригласил к столу выпить за партию и за Сталина сконфуженного представителя райкома.
5. В конце июля 1941 года фашистская авиация начала бомбить Москву. Сталин потребовал нанести ответный удар по Берлину. Эту задачу успешно выполнили летчики Первого гвардейского минно-торпедного бомбардировочного авиаполка ВВС Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского на бомбардировщиках ДБ-3Ф, позже переименованных в Ил-4.
Фашисты, не ожидавшие от русских такой смелости, поспешили объявить внезапную бомбардировку делом рук англичан. Однако англичане опровергли этот факт.
Через год подвиг авиаторов-балтийцев на таком же ильюшинском самолете повторил Герой Советского Союза 22-летний летчик Александр Молодчий — украинец с Донбасса, впоследствии дважды Герой, генерал-лейтенант авиации.
6. К мнению Ильюшина относительно путей развития авиации нередко прислушивался Иосиф Сталин. Но однажды, как рассказывает писатель Феликс Чуев, домой к конструктору явились два офицера НКВД и велели быстро собраться. Сергей Владимирович прощался с женой и детьми. А вскоре был немало удивлен, увидев, что машина вьезжает не во двор тюрьмы, а на дачу Сталина в Кунцево. Там Ильюшин прожил целую неделю, работая и общаясь с вождем. Его поразил скромный быт Сталина — железная кровать с солдатским одеялом без пододеяльника, никаких картин и украшений, только огромное количество книг. Питались вместе — щи, гречневая каша
7. Самым массовым самолетом Великой Отечественной войны стал ильюшинский «летающий танк» — бронированный штурмовик Ил-2. Он атаковал наземные войска противника внезапно, с малой высоты, поражая мощным пулеметно-пушечным огнем, бомбами и реактивными снарядами пехоту и танки врага. При виде его фашистские солдаты нередко сходили с ума. Они называли этот самолет «шварце тод» — черная смерть.
К сожалению, нередко гибли и наши летчики. Особенно в первые месяцы войны, когда, вопреки мнению Ильюшина, что в экипаже самолета должен быть еще и стрелок, защищающий машину от нападения сзади, руководство страны приказало выпускать одноместный вариант. Дескать, больше бомб будет брать. А стрелка-радиста надо еще и учить.
Чтобы хоть как-то отпугивать вражеские истребители, некоторые летчики вставляли в лючок за кабиной палку, торчащую, словно ствол пулемета. Увидев ее, немцы действовали более осторожно. Другие летчики сажали в пространство за кабиной механика или политработника с настоящим пулеметом.
В конце концов в 1942 году Сталин признал свою неправоту и приказал промышленности выпускать двухместный штурмовик.
Ил-2 получился неприхотливым, довольно живучим самолетом. В марте 1944 года во время боя летчик-штурмовик Милонов увидел, что немцы подбили наш истребитель, который совершил вынужденную посадку на вражеской территории, и сел рядом с ним, чтобы забрать летчика. Однако зенитный снаряд повредил шасси и оба экипажа оказались в беде. К ним бежали фашисты.
В небе кружили на «ильюшиных» летчики Демехин и Клюев. Демехин пошел на посадку и застрял колесами в размокшем черноземе. Клюев барражировал и огнем отгонял немцев. Милонов, его стрелок Хирный и летчик-истребитель Стопа вытолкали машину Демехина на твердый грунт. Двое забрались в кабину стрелка, а двое уселись на откосы стоек шасси. Так Ил-2, рассчитанный на двух человек, прилетел на наш аэродром с пятью летчиками. Очевидцы были в шоке.
8. После войны Ильюшин развелся с первой женой. У них было двое уже взрослых детей. Уходя, Сергей Владимирович оставил жене квартиру площадью 206 квадратных метров и практически все нажитое за долгие годы имущество. Половину квартиры посоветовал супруге вернуть государству. Она так и сделала.
С собой главный конструктор забрал, кроме личных вещей, лишь письменный стол и собрание Джека Лондона. Поскольку бывшая жена не получала пенсию, Ильюшин каждый месяц высылал ей деньги.
Дети болезненно пережили развод родителей. Сын двадцать лет не разговаривал с отцом. Ильюшин хотел, чтобы Володя стал конструктором. Сын же стал известным летчиком. Его научил летать шеф-пилот ильюшинской фирмы Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Коккинаки.
Сын жаловался, что известность отца поначалу ему очень мешала. Хотел, например, устроиться испытателем в КБ Артема Микояна. Тот отказал: «А что я скажу Сергею Владимировичу, если ты убьешься?» — вспоминал Владимир Ильюшин.
Первой женой Ильюшина-младшего была дочь Вячеслава Молотова Светлана. А Ильюшин-старший после развода женился на своей сотруднице Анастасии Советовой. Об их романе знали все. Министр авиационной промышленности Шахурин, недолюбливавший Ильюшина, даже предлагал перевести ее куда-нибудь подальше. На что Ильюшин ответил: «Эту женщину я никому не позволю трогать!.. »
У них родились двое мальчиков, которые потом работали в ильюшинском КБ на скромных должностях. Сергей Владимирович и Анастасия Васильевна очень любили друг друга.
9. Когда после успешных испытаний первый в мире лайнер Ил-18 пошел в серию и специалистам КБ Ильюшина было поручено подготовить правительственный самолет, однажды приехал летчик Хрущева и потребовал сменить отделку салона: «Уберите красное дерево. Никита Сергеевич любит карельскую березу». Сменили, но в сроки не уложились. Летчик Хрущева возмутился. «Мы премьера уважаем, но дерьмо делать не будем. Сделаем как следует», — спокойно ответил Ильюшин.
Под конец жизни генеральный конструктор дважды просился на пенсию. Брежнев не отпускал: «Я помню, Сергей Владимирович, как ваши штурмовики хорошо работали на Малой земле »
В конце концов просьбу удовлетворили. И вот однажды на проходную КБ к турникетам подошел невысокий старичок. Вахтерша потребовала пропуск. «Я — Ильюшин», — молвил старик. «Ну и что?» — гаркнула охранница.
10. Умер Сергей Ильюшин 9 февраля 1977 года на 83-м году жизни. Когда хоронили, у него, генерал-полковника авиации, не оказалось парадной генеральской фуражки. Тогда сын Владимир положил на гроб свою. Вот так они и помирились.
589Читайте нас в Facebook