Спасаясь от российских оккупантов, семья победителей акции «Гордість країни» бежала из родного села
О Евгении и Светлане Исаевых, родителях двух здоровых детей, которые первые в Украине усыновили семь (!) ВИЧ-инфицированных малышей, «ФАКТЫ» писали не раз. А в 2012 году семья из Донецкой области стала победителем акции «Гордість країни» сразу в двух номинациях — «Семейная история» и «Народный герой». Тогда, на церемонии награждения, ведущие политики, общественные деятели и известные люди Украины аплодировали им стоя.
*Семья Исаевых на церемонии вручения премии «Гордість країни». 2012 год
К сожалению, в этот раз мы встретились при драматических обстоятельствах. Когда солдаты российской армии захватили Новоазовск и продвинулись в сторону Мариуполя, семья была вынуждена бежать, забрав с собой только документы. Сейчас Светлана, Евгений и девять детей временно живут в летнем лагере в пригороде Киева. Сюда они, как и еще 35 детей и 11 взрослых из Луганска, устроились благодаря Фонду Елены Пинчук «АНТИСПИД». Дети пока не понимают всего происходящего, спрашивают родителей, когда можно будет вернуться домой, пойти в школу. Пытаясь их отвлечь, глава семейства придумывает различные игры и старается не показывать своего беспокойства. А когда Евгений остается со Светой наедине, сразу начинает обсуждать план действий.
— О том, что российская армия движется в сторону нашего дома, мне на прошлой неделе в два часа ночи сообщил товарищ по телефону, — говорит Евгений Исаев из села Червоное под Мариуполем. — Тогда мы со Светой стали будить детей: старшие сразу все поняли и принялись собирать вещи, а младшие подумали, что это такая игра. На сборы у нас было меньше часа: мы паковали документы, лекарства, взяли еды на первое время. Вывезти всех детей одновременно на нашем семейном микроавтобусе не получилось. У одной из девочек, 11-летней Иры, кроме ВИЧ-инфекции еще и детский церебральный паралич, очень хрупкие кости. За две недели до случившегося она упала, сломав тазобедренный сустав. Теперь дочка по пояс закована в гипс, из-за чего не может ходить и сидеть. Ей требовалось много места — я положил ее на несколько сидений. Рядом сели супруга и дети. Старшие держали на коленях младших. Но 15-летним Пете и Юре пришлось остаться дома ждать моего возвращения.
Из Мариуполя мы выезжали целой колонной. Наша машина, автобус с воспитанниками детского дома, другие семьи. Все покидали свои дома. Мы добрались до Днепропетровска. Свету и детей приютила одна семья, а я отправился в Мариуполь за сыновьями и соседями. Тогда сотрудники Фонда «АНТИСПИД» уже были в курсе нашей ситуации и предложили ехать в Киев, где обещали нас встретить. Я отвез им мальчиков, затем вернулся в Днепропетровск за остальными членами семьи. На такой переезд ушло три дня. И только когда нас поселили в летний лагерь, я понял, что за все это время ни разу не прилег.
— Наши дети нездоровы, и у каждого есть своя схема приема лекарств, которую нельзя нарушать,— вступает в разговор Светлана. — Стоит один раз не принять нужную таблетку, теряется весь эффект лечения, и тогда придется менять схему. К счастью, я взяла с собой все медикаменты, справки, и мы ничего не пропустили. Сейчас будем ставить детей на учет в столичную клинику. К слову, Иру (девочка с переломом тазобедренного сустава. — Авт.) уже госпитализировали в киевскую больницу «Охматдет». Врачи говорят, что ей предстоит длительное лечение, но дочка не унывает, смотрит мультики. Помню, как в первый день нянечка мне сказала: «Нужны чашка, ложка, полотенце». Но, увидев мои полные слез глаза, исправилась: «Ничего страшного. Сами найдем». У нас ведь почти ничего нет.
Когда уезжали из дома, я помогала собираться младшим детям, а старшие убедили, что справятся сами. В дороге я переспросила: «Взяли все необходимое?», дети единогласно кивнули. А когда в Днепропетровске я открыла их чемоданы, ужаснулась. Например, 12-летняя Даша взяла с собой шорты, футболки и купальник. А теплые вещи, сменное белье и носки остались дома. В сумке восьмилетней Ани оказалась одна пара брюк. Сейчас, пока тепло, детям есть что носить. А когда похолодает, даже не знаю, что будем делать. Но и это не самое страшное. В летнем лагере, где мы находимся, очень хорошие условия, четырехразовое питание, есть детские площадки. Но официально лагерь закрывается через три дня. Даже если руководство пойдет нам навстречу и разрешит остаться на осень и зиму, мы не сможем здесь находиться с больными детьми, у которых ослаблен иммунитет. Им необходимы другие условия, гарантированное отопление, теплая вода. Кроме того, детям нужно ходить в школу. Ведь неизвестно, как долго продлится эта ситуация.
— Мы и в дальнейшем будем поддерживать семью Исаевых, поможем им снять жилье в Киеве,— говорит директор по коммуникациям Фонда Елены Пинчук «АНТИСПИД» Павел Пиминов. — Сейчас наши сотрудники активно ищут многокомнатную квартиру или дом для семьи. Ведь необходимо разместить десять спальных мест, важно, чтобы был раздельный санузел. Конечно, в столице есть такие квартиры. Но они уже заняты семьями переселенцев. И найти подходящее жилье достаточно сложно.
Нужно сказать, что Донецк и Луганск всегда были регионами с наибольшим количеством ВИЧ-инфицированных людей. А сейчас, когда там идет война, государство и международные организации заметно уменьшили финансирование медицинских учреждений и программ по борьбе со СПИДом. Это может вызвать новый всплеск эпидемии. Сейчас наш фонд вместе с другими благотворительными организациями переориентирует свои проекты на помощь таким людям. Недавно мы передали Главному военному клиническому госпиталю в Киеве современный иммуноферментный анализатор, который позволяет быстро и надежно тестировать кровь. Это поможет обезопасить людей от заражения крови во время переливаний. В ближайшее время такой же анализатор мы передадим и в Харьковский военный госпиталь.
В Макеевке Донецкой области находится специализированный дом ребенка, в котором живут дети с ВИЧ. Они нуждаются в лекарствах, особом уходе, полноценном питании. Там и раньше недоставало финансирования. На содержание одного такого ребенка надо 36 гривен в день, из которых государство выделяло всего 18. Сейчас, когда в регионе идет война, дом ребенка не получает даже этих средств. Наш фонд в партнерстве с благотворительным фондом «Пациенты Украины» (UCAB) делает все, чтобы им помочь. Сегодня сделать пожертвование может каждый. Для этого достаточно зайти на сайт www. fashion-aid.in.ua и заказать стильную футболку с надписью «UKRAINE. FUCK CORRUPTION», созданную нашими коллегами. Все собранные средства пойдут на помощь детям.
— Что вы говорите своим детям, когда они спрашивают: «Почему мы уехали?»— обращаюсь к Светлане.
— Они понимают, что в стране война. Наш дом под Мариуполем находится в двух километрах от блокпоста, через который мы проезжали каждый раз, когда возили детей в магазин, больницу, на гимнастику или в художественную школу. Поэтому по несколько раз в день военные осматривали нашу машину, проверяли документы, сумки. За пару дней до нашей эвакуации 14-летняя Саша сказала: «Раньше по утрам меня будили солнечные лучи, а теперь — грохот танков».
Ребята стараются не унывать. Только самая младшая, четырехлетняя Ева, хнычет по вечерам. Она скучает по своей комнате, игрушкам. Очень грустит и восьмилетняя Аня. Шесть раз в неделю дочка занималась гимнастикой, у нее второй разряд. В этом году она собиралась получить первый, а затем — звание кандидата в мастера спорта. Это была ее мечта, которая отложилась на неизвестное время. Планы 15-летнего Юры, который в прошлом году закончил девять классов, тоже нарушились. Первого сентября он должен был начать учебу в колледже в Мариуполе. А вместо этого оказался в чужом городе, где все дети в этот день очень нарядные: в костюмах, вышиванках, девочки — в платьях и с бантиками. А ведь дома у нас тоже остались ленточки и заколки, приготовленные ко Дню знаний.
До этого момента Светлане, боковым зрением присматривавшей за игравшими на площадке детьми, удавалось сдерживать свои эмоции. Вдруг она замолчала. На выручку супруге пришел Евгений.
— Каждый ребенок, которого мы забирали из детского дома год-два-три назад, был напуганным и обозленным,— говорит мужчина. — У Александры было два устрашающих диагноза: туберкулез и СПИД (последняя, самая тяжелая стадия иммунодефицита человека). Врачи уверяли, что девочка долго не проживет. Нам же удалось излечить дочь от туберкулеза, улучшить ее состояние. Теперь вместо записи СПИД в ее карте стоит диагноз ВИЧ, что намного лучше. Уверен, раньше Саше недоставало внимания и любви. За четыре года, которые она провела в детском доме, ее никто не навестил. В нашей семье девочка, как и другие дети, окружена заботой и вниманием. Сейчас ребята ладят друг с другом, помогают нам, идут на контакт с незнакомыми людьми. Последние четыре года наша семья вместе с руководителем благотворительного фонда «Пилигрим» Геннадием Махненко активно выступает против системы интернатов. Каждое лето мы устраиваем велопробеги по Украине и России, в ходе которых заезжаем в населенные пункты, где проводим круглые столы, сборы, рассказываем свою историю, показывая людям, что у каждого ребенка должны быть любящие мама и папа. Уже семь лет мы делаем все, чтобы наши дети забыли о боли и страданиях, которые им довелось пережить. Они не заслуживают этого, равно как и войны.
*В летнем лагере, где сейчас находится семья Исаевых, очень хорошие условия: детская площадка, четырехразовое питание. Но уже через три дня лагерь официально закрывается, и больным детям некуда будет идти
P. S. Сейчас, когда семья Исаевых оказалась в очень тяжелом положении, Светлана, Евгений и их дети будут рады любой помощи. Им нужны деньги, вещи, посуда, постельные принадлежности, продукты. Но самое главное — найти подходящее жилье, аренду которого готов оплачивать Фонд Елены Пинчук «АНТИСПИД». Связаться с главой семьи Евгением можно по телефону (097) 395−29−59.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
10519Читайте нас в Facebook