Ошибка или помарка в европротоколе позволит страховой компании отказать автомобилисту в выплате
Руководство департамента ГАИ обратилось к водителям с призывом самим оформлять мелкие ДТП, используя для этого бланки европротоколов, которые автомобилисты получают вместе с обязательным полисом «автогражданки». В Госавтоинспекции считают, что это уменьшит количество пробок и высвободит инспекторов для более важной работы. «Использование европротокола существенно сокращает время оформления ДТП, упрощает эту процедуру и позволяет снизить количество заторов на дорогах, возникших по причине аварий, — заявил глава департамента ГАИ Анатолий Сиренко. — Поэтому призываю всех водителей по возможности адекватно оценивать стоимость материального ущерба, нанесенного вследствие происшествия, и если он вписывается в предусмотренные европротоколом выплаты, активно использовать данный способ оформления ДТП».
Основное преимущество европротокола — виновник ДТП освобождается от административной ответственности
В милиции отмечают, что многие водители ошибочно считают, что с помощью европротокола можно зафиксировать только самые мелкие ДТП, когда повреждения «потянут» от силы на пару тысяч гривен. На самом деле сумма компенсации сейчас увеличена до 25 тысяч гривен (лимит по «автогражданке» при обычном оформлении — с вызовом ГАИ — 51 тысяча гривен). Даже с учетом почти трехкратной девальвации национальной валюты этих средств вполне хватит для замены бампера и фары у простенькой иномарки. Вполне уложится в эту сумму рихтовка и покраска крыла и двери. Так что, если речь идет о царапинах, беспокоить ГАИ вовсе не обязательно. В департаменте также напомнили и об основном преимуществе европротокола — виновник аварии освобождается от административной ответственности. В противном случае ему грозит штраф 340—425 гривен или лишение прав на 6—12 месяцев. Наказание определяет не инспектор, а судья. Причем есть немало примеров, когда при совершенно незначительных повреждениях автомобиля у виновника ДТП забирали права.
Впрочем, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Европротоколом можно воспользоваться только в том случае, если один из участников ДТП добровольно признал себя виновным. Кроме того, оба водителя должны быть трезвыми (а не только виновник), оба — иметь действующие полисы «автогражданки». Но самая большая проблема — суметь правильно заполнить протокол. Эксперты уверены, что неопытному человеку, да еще в стрессовой ситуации, сделать это с первой попытки без ошибок и помарок практически невозможно. Многих участников ДТП ставит в тупик даже такой, казалось бы, простой пункт, как «Место происшествия». Что писать? Указывать просто название улицы или еще и номер ближайшего дома? А если авария произошла на трассе? Многие путаются и делают ошибки в пункте «Видимые повреждения». Сплошь и рядом часть протокола заполняют на русском языке, а часть — на украинском. Со схемой ДТП еще хуже: ее в любом случае рекомендуют сначала нарисовать на листке бумаги, а затем переносить на бланк.
Увы, любая помарка в европротоколе — это формальный повод отказать в возмещении ущерба.
— Страховые компании традиционно ищут юридическую причину не заплатить клиенту, в том числе и по европротоколу, — говорит известный страховой брокер Ибрагим Габидулин. — Ведь в самой процедуре оформления ДТП по европротоколу есть много оговорок. Допустим, если в документ внесено исправление в процессе заполнения, что весьма вероятно после стресса, пережитого в результате ДТП, то такому бланку в страховой компании уже не верят. Другой пример — нетипичность аварии. В европротоколе нужно выбрать одну из нескольких типовых схем ДТП. Но если происшествие не подпадает под существующие типы, страховая компания может приложить все старания, чтобы отказать в выплате.
«Если дорожное происшествие не зарегистрировано в ГАИ, добиться правды в суде будет непросто»
Чтобы свести число ошибок к минимуму, эксперты советуют перед заполнением европротокола набрать номер горячей линии страховой компании и проконсультироваться (к примеру, обязательно стоит поинтересоваться, требует ли страховая справку от нарколога, подтверждающую, что участники ДТП не находились под воздействием алкоголя или наркотических препаратов: в некоторых случаях отсутствие такого документа может стать причиной для отказа в выплате). Увы, очень часто вместо конкретных советов «девочка-консультант» рекомендует не рисковать и… вызывать ГАИ. Поговорить же с опытным специалистом далеко не всегда представляется возможным.
— В оформлении европротокола прежде всего заинтересован виновник ДТП, — считает адвокат Алексей Святогор. — Его не лишат прав, кроме того, он ничем не рискует, если в выплате будет отказано. Виновник вообще на следующий день может заявить, что все произошло совсем не так, а протокол он подписал в состоянии шока. И для убедительности представит какую-нибудь липовую справку о сотрясении мозга. Поэтому советую сфотографировать место ДТП, автомобили и прилегающую территорию на мобильный телефон или фотоаппарат. Есть также риск, что страховой полис одного из участников ДТП окажется липовым — купленным где-нибудь на дороге за полцены. В таких случаях добиться правды в суде будет непросто, ведь ДТП не зарегистрировано в ГАИ.
Не удивительно, отмечают эксперты, что пострадавшие чаще всего не соглашаются на самостоятельное оформление аварии: зачем рисковать? По данным ГАИ, в Украине с помощью европротокола фиксируется лишь 7 процентов дорожно-транспортных происшествий, хотя в 60 процентах аварий сумма убытков не превышает 25 тысяч гривен.
4077Читайте нас в Facebook