Режиссер Антон Азаров: "В 60-е годы Лобановский старался подражать иностранным футболистам"
В конце ноября станут известны имена победителей 34-го Международного фестиваля Sportmovies&TV, который проходит в Милане. Одним из его номинантов стал украинский фильм «Лобановский навсегда» режиссера Антона Азарова. Это документальная лента о легендарном тренере киевского «Динамо» Валерии Лобановском, который впервые в истории советского спорта вывел свой клуб в лидеры европейского футбола. Фильм основан на документальных кадрах и воспоминаниях людей, хорошо знавших Валерия Васильевича. Среди них известные спортсмены, деятели культуры, политики и даже президенты. Для питерского режиссера Антона Азарова это дебют в полнометражном документальном кино. Кстати, съемки были осуществлены на деньги команды фильма, без государственной поддержки. Благодаря собственным средствам авторов лента поступит и в прокат. Ее премьера в Украине состоится 1 декабря. «Я очень хочу, чтобы наш фильм посмотрели в кинотеатрах, — сказал Антон Азаров. — Он сделан для большого экрана. Надеюсь, картина станет частью истории, имя которой Лобановский».
*Фильм презентовали Антон Азаров, Сергей Полховский и Дмитрий Симонов
— Идея снять документальное кино родилась у нашей команды осенью 2014 года, — рассказывает Антон Азаров. — Известный спортивный журналист Сергей Полховский, продюсер Дмитрий Симонов и я решили сделать цикл картин о знаменитых стадионах мира. В том числе и о стадионе, который сейчас носит имя Валерия Лобановского. В каждом большом городе мира есть спортивная площадка со своей неповторимой историей. Но вскоре мы поняли, что проект невозможно осуществить без мощного финансирования. И тогда у нас появилась мысль сделать фильм о футбольном тренере Валерии Лобановском. Наше желание подкреплялось и тем, что до сих пор так и не создано серьезного документального фильма об этом легендарном человеке. Четыре месяца ушло на доработку деталей, и в декабре 2014 года наш проект стартовал.
— Обычно подобные фильмы создаются к круглым датам их героев.
— Мне кажется, это немного советская идея снимать фильмы о знаменитостях сугубо к их датам. Мы просто начали работу над лентой о человеке, которого знают миллионы. Я весьма далек от футбола, да и Симонов тоже. Профессионал в этом вопросе Сергей Полховский. Для нас было важно найти максимально объективный взгляд на все, что связано с Лобановским. По сути, я начал заниматься историей его жизни с нуля. Пересмотрел все программы, перечитал книги, изучил хроники.
— Накануне старта съемок фильма «Лобановский» вы только закончили работу над картиной о другом знаменитом спортсмене — Вячеславе Фетисове.
— Это был художественный мини-сериал «Слава» о легендарном хоккеисте. От хоккея я был еще более далек, чем от футбола. Футбол хоть иногда смотрел. Кстати, первый раз попал на стадион именно в Киеве. Это было в прошлом году, когда шли отборочные матчи Лиги чемпионов. Конечно, мы очень хотели, чтобы киевское «Динамо» прошло дальше в Лиге чемпионов, чтобы наш фильм выходил на волне подъема интереса к футболу. В этом смысле мы очень зависим от киевского «Динамо». Если они плохо сыграют, на нас это тоже отразится.
В своей картине разбираем футбол на части. Пытаемся понять, в чем было ноу-хау системы Лобановского, зародившейся еще в советское время. Я знаю, что сейчас в Украине достаточно пренебрежительное отношение ко всему, что связано с СССР. А в России наоборот — СССР становится новой идеологической платформой. По-моему, и то, и другое бессмысленно. По крайней мере, в том, что касается спорта. Когда смотришь, скажем, хронику 60-х, видишь болельщиков на стадионе, понимаешь, что их абсолютно не волнует политическая идеология. Сейчас то же самое.
Лобановский достиг абсолютного успеха именно в той системе, которая по сути своей была совершенно античеловечной, не дающей возможности прыгнуть выше установленной планки. Он достиг вершины вопреки всему. Лобановский — это огромный культурный, социальный и исторический пласт, связывающий целое поколение людей, живших при советской власти и в настоящее время. Это смог сделать один человек, обладающий невероятным спортивным чутьем и талантом. Почему меня и привлекает спорт — он не имеет национальностей и политического окраса.
*Валерий Лобановский впервые в истории советского спорта вывел киевский клуб в лидеры европейского футбола
— С чего начинается ваша история о Лобановском?
— Это 60-е годы, когда Валерий Васильевич был игроком киевского «Динамо». Об этом времени рассказал Йожеф Сабо. У Лобановского была своеобразная манера игры — несколько угловатая. Он насмотрелся, как играют иностранные футболисты, ему нравилась их раскованность на поле, и Лобановский старался это перенять. Каждый из наших рассказчиков вспоминал что-то необычное, малоизвестное из жизни великого тренера. У нас в фильме более 20 героев. Кино построено так, что нет закадрового голоса или ведущего. Чтобы записать истории, мы работали в Киеве, Санкт-Петербурге, Мадриде. У нас есть высказывания Мишеля Платини, российского футбольного комментатора Геннадия Орлова. В фильме достаточно большой объем информации, которая буквально выливается на зрителя. Из одной эпохи мы переходим в другую, но главное, что в нашем фильме Валерий Васильевич не умирает.
— Что это означает?!
— Лента заканчивается тем, что его увозит скорая помощь. Изначально мы планировали сделать блок, условно назвав его «Время после Лобановского», но потом отказались. Посмотрев кино, каждый зритель сам сделает для себя выводы о том, что осталось после Лобановского. Мы монтировали фильм почти полгода, прорабатывая каждую минуту. Придя к финишу, поняли, насколько сильно сжились с Лобановским. Из-за этого и не смогли вставить кадры, где люди прощаются с Валерием Васильевичем, переживают его смерть. Несмотря на утрату, мы до сих пор чувствуем незримое присутствие Валерия Васильевича во всем, что касается футбола. С этим не поспоришь.
— С кем из героев фильма сложнее всего было договориться?
— Все с готовностью откликнулись на наше предложение поучаствовать в кино. Согласился и игрок киевского «Динамо» Олег Базилевич, несмотря на то что к моменту записи был тяжело болен. Мы приехали к нему домой, но Базилевич так и не смог с нами поговорить. С ним находился сын Олег, и мы записали его. Последним нашим героем стал Андрей Шевченко, которого все никак не могли поймать. Он мотался между Европой и Украиной. В конце концов поговорили с ним в Киеве, на динамовском стадионе. Без Андрея картина была бы неполной. Он — ключевая фигура Лобановского 90-х годов. На базе «Динамо» между тренировками выхватили и Сергея Реброва. Нам хотелось неформального разговора, чтобы герои раскрывались с необычной стороны. Иногда для меня были важнее даже не слова этих людей, а выражение глаз. Я видел, что некоторые едва сдерживали слезы, когда говорили о Валерии Васильевиче.
— Какая история из услышанного вам запомнилась больше всего?
— Алексей Михайличенко рассказал, как однажды Валерий Лобановский, посмотрев на него, сказал, что нужно срочно похудеть на четыре килограмма. Михайличенко несколько дней ничего не ел и таки похудел. Это было накануне одного из внутренних матчей. Тогда стояла плохая погода, был сильный ветер. Михайличенко рассказывал, что физически ощущал свою неспособность бороться с ветром, который его просто сдувал. Люди шли на отчаянные поступки, иногда не понимая зачем. Они настолько верили в правильность решения тренера, что даже не думали его оспаривать.
Еще была интересная история, связанная с курением. Однажды Лобановский отстранил одного из игроков от матчей. Тот, не выдержав, пришел к тренеру и сказал, что больше не может не играть. Футбол ему снится и он так переживает, что даже бросил курить. Валерий Васильевич отправил его на обследование. Затем посмотрел тренировочные данные, сказал, что они ухудшились, и приказал снова начать курить. Его мышление было нестандартно. Вспоминают, что Лобановский был достаточно строг, одного его взгляда для игроков было достаточно. Тем не менее он умел здорово разрядить атмосферу и пошутить. Тренер удивительным образом умел сплотить людей вокруг одной идеи. К сожалению, такую атмосферу сейчас мало кто может создать.
— Говорят, Валерий Васильевич был достаточно суеверным человеком.
— Нам рассказывали о некоторых приметах Лобановского. Например, не брать в автобус женщин, когда команда куда-то едет. На игры он ходил в одном и том же костюме. В девяностых годах зимой, например, это был спортивный костюм, дубленка и кепочка. Были особые ритуалы, которые совершала команда перед матчем. Но Олег Блохин о них нам не рассказал, сохраняя эту информацию как что-то очень личное.
— Надо полагать, Антон, вы теперь живете в Украине?
— Да. В первый раз я приехал в Киев в 2008 году. Активно снимал для украинских и российских телеканалов. Потом постоянно мотался между Питером и Киевом. А когда начался Майдан, окончательно решил вопрос с переездом. Это было осознанное решение. Киев — тот город, в котором я хочу жить, любить и работать. Не все из родных и друзей приняли и поняли мой выбор. Но сам для себя я окончательно расстался с иллюзией под названием «Москва». Известно, что для всех кинематографистов и актеров Москва — предмет мечты. Одно время хотел этого и я. Но состояться можно в любом городе, главное — не потерять себя. Москва для меня сейчас абсолютно некомфортна. Не могу там находиться даже на физическом уровне. Понятно, что в Киеве тоже все непросто, в частности экономически. Но здесь я чувствую себя совершенно свободным.
1350Читайте нас в Facebook