"Артур Рубинштейн сказал однажды: "Если Гилельс приедет в Штаты, мне тут нечего будет делать"
ХХ век был щедрым на великих музыкантов-исполнителей: Артур Рубинштейн, Владимир Горовиц, Сергей Рахманинов… В этом ряду стоит и имя Эмиля Гилельса, чье исполнение произведений Бетховена и Чайковского музыкальные критики до сих пор считают непревзойденным.
— Музыкой Гилельс увлекся рано, — рассказывает «ФАКТАМ» профессор Одесской национальной музыкальной академии, член жюри Международного конкурса имени Гилельса Татьяна Фомина. — Уже в три-четыре годика маленький Миля самостоятельно играл на старом домашнем рояле «Шредер». Музыкальный талант в нем был заложен с рождения. Однако, как говорил сам Эмиль Григорьевич: «Талант — это как жирное пятно, которое проступает через бумагу, но этого недостаточно. Талантливый мальчик — это не профессия».
С пяти лет родители решили обучать сына музыке. Его первым наставником стал известный одесский педагог Яков Ткач, в свое время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо, которого воспитал сам Шопен. Когда Эмилю было всего девять лет, педагог написал в его характеристике: «В дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба».
В тринадцать лет Гилельс дал свой первый сольный концерт, а год спустя поступил в Одесскую консерваторию в класс профессора Берты Рейнгбальд. Именно этот замечательный педагог во многом способствовала успехам музыканта. После победы Гилельса на всеукраинском конкурсе пианистов в 1931 году она добилась, чтобы 15-летнему юноше назначили персональную стипендию украинского правительства, что избавило его от необходимости поиска случайных заработков.
Тогда же юного музыканта послушал приехавший на гастроли в Одессу Артур Рубинштейн, впоследствии не раз вспоминавший их первую встречу: «Я не нахожу слов, чтобы описать, как он играл. Скажу одно: если Гилельс когда-либо приедет в Соединенные Штаты, мне тут нечего будет делать».
В 1933 году, будучи студентом консерватории, 16-летний Эмиль стал обладателем главной премии на первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве.
— К учебному заведению, в стенах которого прошло его становление, Эмиль Григорьевич испытывал самые нежные чувства, — продолжает рассказ профессор Одесской музыкальной академии заслуженный деятель искусств Анатолий Кардашев. — В Музыкальной академии сохранился его портрет с надписью: «Дорогой Одесской консерватории, воспитавшей меня».
Однако он все же был вынужден покинуть альма-матер и в 1935 году уехать в Школу высшего мастерства (так тогда именовалась аспирантура) при Московской консерватории, где его руководителем стал Генрих Нейгауз. Вскоре на гастроли в Москву приехал Отто Клемперер — уроженец Германии, один из ведущих дирижеров середины XX века, и Гилельс сыграл с ним Третий концерт Бетховена.
Драматург Александр Афиногенов записал тогда в своем дневнике: «Гилельс прикоснулся к клавишам — и рояль зазвенел чистотой и проникновенностью. А Клемперер вел оркестр, как бы подстилая его под рояль, — создавая мягкий фон исполнителю. От этого рояль выигрывал еще больше, и публика оценила это».
В 1938 году в Брюсселе проходил международный конкурс пианистов имени Эжена Изаи, престиж которого был чрезвычайно высок, а программа отличалась особой сложностью. Гилельс одержал блистательную победу. Эмиль Зауэр, ученик Ференца Листа и Николая Рубинштейна, сказал, что не слышал такого дарования за последние полвека, иными словами, со времени своих великих учителей.
После победы Гилельса торжественно встречали на границе, а вскоре наградили орденом «Знак Почета». Как отмечает доктор искусствоведения профессор Санкт-Петербургской консерватории Леонид Гаккель: «Никогда раньше артист не занимал такого высокого положения в государственной идеологической пирамиде». На афишах его именовали не иначе как «орденоносец, лауреат международных конкурсов». Сталин называл Гилельса «мое рыжее золото».
В годы Второй мировой войны он ездил с концертами на фронт. В 1943-м выступил в блокадном Ленинграде. А в 1945-м — в Потсдаме, на конференции глав правительств СССР, США и Великобритании. Высокопоставленные чиновники были поражены его игрой и долго потом делились своими впечатлениями о «русском пианисте».
*Имя выдающегося музыканта увековечено на Аллее звезд возле Одесского национального академического театра оперы и балета
После окончания войны на долю Гилельса выпала ответственная миссия — представлять во многих странах мира искусство победившей страны. В 1955-м он первым из советских музыкантов отправился на гастроли в США, где произвел фурор. О «советской сенсации» не переставала вещать и писать заокеанская пресса, назвавшая Гилельса «первым послевоенным полпредом СССР».
Несмотря на головокружительный успех, Эмиль всегда помнил о своем педагоге — Берте Рейнгбальд. Начисто лишенная того, что можно назвать педагогическим эгоизмом, она со временем приняла решение передать своего ученика для дальнейшего совершенствования Генриху Нейгаузу и настояла на его переезде в Москву.
— Летом 1944 года Московская и Ленинградская консерватории наперебой приглашали Берту Михайловну переехать к ним работать профессором, — вспоминал музыковед Леонид Гроссман. — Но она отказалась от этих заманчивых предложений, не желая расстаться с родным городом, где так плодотворно работала до войны. Однако, когда Берта Рейнгбальд вернулась из эвакуации с сыном, юным виолончелистом Аликом (его отец, одесский врач, носивший по иронии судьбы фамилию Рубинштейн, не жил в семье и не поддерживал с ней контактов), в освобожденную Одессу, городские власти не допустили ее к педагогической деятельности.
Не вступился за своего выдающегося профессора и тогдашний директор Одесской консерватории композитор Константин Данькевич, пользовавшийся большим авторитетом у властей. Он предоставил ей койку в консерваторском коридоре. А ее квартира, где она родилась и прожила 44 года, была занята сотрудником СМЕРШа. Сильным ударом стало и то, что единственный в городе бехштейновский рояль, принадлежавший Рейнгбальд, облюбовал сам… Данькевич и не торопился его возвращать.
Всемирно известный педагог была поставлена в унизительную роль просителя: вымаливать для себя хотя бы комнату, чтобы установить в ней рояль и получить прописку, необходимую для возвращения на работу в консерваторию. Но семестр уже был в разгаре, а одесские чиновники, которые раньше называли Рейнгбальд не иначе как «наша гордость», отмахивались от нее и давали понять, что она здесь не нужна. И она покончила с собой, выбросившись с лестничной клетки четвертого этажа…
После смерти учителя Эмиль Гилельс установил на могиле Берты Рейнгбальд памятник, который был выполнен по его эскизу, подписав: «Дорогому учителю-другу».
Роковой шаг профессора был воспринят тогда руководством Одессы как антисоветский выпад. Ученики Рейнгбальд не были восстановлены на работе в Одесской консерватории и разъехались по огромной стране. Один из друзей Берты Михайловны, выдающийся московский педагог-виолончелист профессор Сергей Козолупов, забрал к себе на обучение ее сына и вырастил настоящего виолончелиста. Профессор Гнесина настояла на переезде Алекса в Москву, где он учился в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Алекс Рубинштейн играл в Государственном симфоническом оркестре кинематографии, потом — в легендарном джазе Эдди Рознера, затем жил в Лос-Анджелесе и успешно сотрудничал с голливудскими кинокомпаниями.
Осенью 1974 года, когда исполнялось тридцать лет со дня трагической гибели Берты Рейнгбальд, в Одессу приехал Эмиль Гилельс. Он хотел дать концерт в память своего учителя и считал, что это непременно должно значиться в афишах. Однако именно это и явилось камнем преткновения. Гилельсу пришлось даже звонить секретарю обкома партии, который в ответ на требование пианиста заявил, что это невозможно. Великий музыкант твердо отрезал: «В таком случае концерта вообще не будет».
Функционер смекнул, что дело может обернуться громким скандалом и крушением его личной карьеры. Ведь Гилельс давно уже не был тем робким мальчиком с Молдаванки, каким он пришел когда-то к Берте Михайловне, а стал всемирно известным музыкантом, народным артистом СССР, лауреатом самых престижных в то время Ленинской и Государственной премий, профессором Московской консерватории. Последовали переговоры с Москвой, после чего наконец-то в афишах разрешили напечатать, что концерт играется «в память профессора Б. М. Рейнгбальд».
Тогда же, 3 ноября, Гилельс вышел на сцену местной филармонии с черной траурной повязкой на рукаве и очень проникновенно исполнил самые любимые произведения Берты Рейнгбальд. В прессе не появилось ни одной рецензии на тот концерт. Однако Гилельса это, скорее всего, уже не волновало: несмотря ни на что, он вышел победителем из ситуации.
Спустя пять лет, в 1979 году, музыкант отметил сольным концертом в Одесском оперном театре полувековой юбилей своей творческой деятельности. Тогда маэстро снова пришлось проявлять бойцовские качества. Гилельсу не давали сделать запись этого концерта, поскольку была договоренность с немецкими компаниями о сотрудничестве и выпуске диска. Член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов заявил, что «это непорядок, что советского музыканта на советской территории пишет капиталистическая буржуазная компания».
Это было последнее выступление маэстро в родном городе…
Очень свободный по своей натуре человек, Гилельс не признавал диктата. Тем более партийного. В 1968 году во время известных пражских событий композитор Игорь Стравинский поддержал позицию Запада против ввода советских войск в Чехословакию. После этого советские чиновники решили, что Стравинского нельзя исполнять. У Гилельса состоялся тогда разговор с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой, в ходе которого он предложил в таком случае запретить и французского композитора Равеля, потому что Наполеон сжег Москву. И добавил: либо он играет «Петрушку» Стравинского, либо никуда не поедет…
Около 40 лет Эмиль Гилельс отдал преподавательской деятельности в Московской консерватории, хотя и оставался концертирующим музыкантом. Исполнение им многих произведений стало эталонным. Это и сонаты Моцарта, и все концерты Бетховена, сочинения Брамса и Чайковского, Прокофьева и Стравинского. Он был почетным членом Лондонской королевской академии музыки, Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, Музыкальной академии имени Листа в Будапеште.
12 сентября 1985 года Гилельс дал в Хельсинки концерт, ставший последним в его жизни. Спустя месяц, 14 октября, он скоропостижно скончался в Москве, не дожив пяти дней до своего 69-летия.
Столетнему юбилею Гилельса был посвящен состоявшийся недавно в Одессе концерт «Одесса — любимому сыну». В нем приняли участие победители международного конкурса памяти Эмиля Гилельса Алексей Канке, Диана Гульцова (Украина), Хидака Шино (Япония), Лев Терсков (Франция), Жибек Кожахметова (Казахстан). Вместе с Национальным президентским оркестром Украины под руководством дирижера Дмитрия Ситковецкого музыканты исполнили произведения из репертуара великого музыканта на сцене Одесского оперного театра.
— Для меня большая честь участвовать в концерте, посвященном 100-летию Эмиля Гилельса, в Одессе, — сказал дирижер Дмитрий Ситковецкий. — В этом городе невероятное обилие талантов, которые здесь родились, учились и всю жизнь несли дух Одессы.
Фото в заголовке с сайта belcanto.ru
1508Читайте нас в Facebook