ПОИСК
Происшествия

«только на вершине говерлы мы признались проводнику, что одна из девушек нашей группы без ноги, на протезе»

0:00 14 мая 2008
«только на вершине говерлы мы признались проводнику, что одна из девушек нашей группы без ноги, на протезе»
Галина КОЖЕДУБОВА специально для «ФАКТОВ» (Сумы)
Спортивный журналист из Сум Александр Гринка, живущий с обездвиженными руками, вместе с друзьями по спортивному клубу инвалидов покорив Говерлу и пустыню Сахару, собирается совершить восхождение на Эльбрус

В свои тридцать шесть лет сумчанин Александр Гринка, который с детства вынужден обходиться без рук, успел довольно много: и дом построил, и сына вырастил, и дерево посадил. А кроме того, стал почетным жителем Луисвилла (США) и дважды побеждал в престижном конкурсе «Украина олимпийская» среди спортивных журналистов страны, поднялся на Говерлу, покорил Аравийскую Сахару. В этом не было бы ничего необычного, если бы Саша не был инвалидом I группы, с детства не жил с обездвиженными руками из-за тяжелого врожденного костно-мышечного нарушения. Одним из последних его достижений стала победа в народном конкурсе «Гордость Сумщины» (местный аналог совместной акции «ФАКТОВ» и «Нового канала» «Гордчсть кращни»).

«Когда я пошел в первый класс, отец сделал для меня специальную парту — отрезал половину обычной школьной, чтобы я мог удобно сидеть и писать»

Мы с Сашей беседуем в небольшом офисе спортклуба инвалидов «Феникс», которым Александр Гринка руководит уже восьмой год. Когда я зашла в комнату, Саша работал за компьютером. Он научился самостоятельно делать любую работу. «Вот и на компьютере я начал работать где-то примерно год назад, — делится со мной Александр.  — Теоретически я освоил его уже давно, хорошо понимал принцип, но вот попробовать самостоятельно решился лишь недавно… Получилось… »

 — Я очень благодарен родителям за то, что в детстве они не отдали меня в специализированный интернат, и я ходил в обычную школу, — рассказывает Александр Гринка.  — Вокруг себя я видел обыкновенных детей, играл вместе с ними в игры, гонял в футбол. Когда пошел в первый класс, отец сделал для меня специальную парту — у обычной школьной отрезал половину, чтобы я мог удобно сидеть и иногда забрасывать ногу для поддержки руки с ручкой. За такой партой я просидел только в начальной школе, а потом приноровился работать за обычной. Когда мне было пять лет, моему отцу, машинисту на железной дороге, отрезало ногу, ему поставили протез. И когда я стал школьником, то он, чтобы быть ко мне ближе и, если что, помочь, устроился в эту же школу помощником завхоза. На своем протезе и по чердакам лазил, и по подвалам. В детстве родители мне, конечно, помогали. А потом я подумал: дальше что я буду делать в жизни? И начал помаленьку приспосабливаться. Сейчас я полностью самостоятельно обслуживаю себя во всем.

Тогда же, в школе, родилось и мое увлечение спортивной журналистикой. Мой отец был таким футбольным фанатом, что я вместе с ним не пропускал ни одного матча уже лет с пяти. Еще ребенком я знал составы всех футбольных команд, всех игроков и тренеров. И где-то классе в восьмом-девятом определился со своей мечтой — стать спортивным журналистом. После школы поехал в Киев и поступил в университет на факультет журналистики. Учился заочно, параллельно работая редактором местного радиовещания при Белопольской районной газете «Советская правда». Потом перешел работать в редакцию известного тогда молодежного издания области — газеты «Червоний промчнь». Тогда эта газета переживала времена расцвета, ее читали не только в области, но и за ее пределами. Я аккредитовался от пресс-службы ФК «Динамо» (Киев) и Федерации футбола Украины на международные матчи. И началась моя журналистская карьера.

РЕКЛАМА

Саше приходится встречаться с большим числом людей с ограниченными возможностями. Сразу оговорюсь, что сам Александр такого термина не приемлет категорически. И всей своей жизнью доказывает, в первую очередь самому себе, что способен подняться на любые вершины и преодолеть любые препятствия.

Почти восемь лет назад он вместе с друзьями зарегистрировал городской спортивный клуб инвалидов «Феникс». Клуб организовывал спортивные праздники, привозил в детдома известных украинских спортсменов, занимался социальной реабилитацией. В 2006 году, во время празднования пятилетия клуба, абсолютно спонтанно возникла идея поездки в Карпаты. И все загорелись — а почему бы и на самом деле не сделать того, что делают другие? И через несколько месяцев идея воплотилась в жизнь.

РЕКЛАМА

Уже весной группа из 13 человек — членов клуба, среди которых были инвалиды I, II и III групп, — поднялась на Говерлу. В то, что они смогут это сделать, не верил даже их проводник. Когда спасатель МЧС Сергей Дячук, сопровождавший ребят на вершину, впервые увидел группу из Сум, то на какое-то мгновение просто потерял дар речи. Потом сказал: «У вас же плохая экипировка». Он сомневался, что на такую вершину смогут подняться люди, у одного из которых нет рук, двое еще очень маленького, просто детского роста, а одна из девушек-волонтерок обута в туфельки… на каблуках! Потом, уже на вершине, проводник узнал, что еще одна из девушек, покорила гору без ноги, на протезе…

В момент счастливого триумфа покорения высоты и себя, после открытого шампанского и Гимна Украины, они получили сообщение по рации: «Срочно спускайтесь — надвигается буря». Всю прелесть переменчивой погоды в горах ребята ощутили на себе буквально через несколько минут. Группа только успела сойти с вершины, как налетела такая туча, что ее можно было потрогать руками. «Больше всего мы переживали за малышей, — вспоминает Александр.  — Леся и Саша очень маленького роста, их могло запросто унести ветром. Через минуту температура упала до нуля градусов, пошел такой снег, что было видно только спину шедшего впереди тебя. Шаг в сторону — и пропасть. Но мы дошли. Пусть не за 40 минут, как здоровые люди, а за три часа, но мы это сделали! Вообще, я считаю, что каждый духовно здоровый человек должен подняться на Говерлу и сказать себе: «Я — украинец».

РЕКЛАМА

«Несколько километров, которые мы ехали на верблюдах, мне показались вечностью»

 После покорения Говерлы ребята из «Феникса» успели совершить не одно экстремальное путешествие. Сходили в Крымские горы, объехали пол-Венгрии и проплыли несколько километров на плотах по разбушевавшемуся Дунаю. «Малыши», Саша и Леся Николенко, летом 2006 года в составе международной экспедиции покоряли сибирскую тайгу. Участников экспедиции, 12 человек, на вертолетах высадили в центре Республики Коми, в самой настоящей тайге. За восемь дней ребята должны были преодолеть сплавом 150 километров по реке Подчерем на надувных лодках. Первые дни девчонки даже плакали — дождь, сырость, тучи комаров. Но смогли, преодолели. И ни о чем не пожалели. «Правда, об одном все-таки Саша жалел, — смеется Александр Гринка.  — В поселке Вуктыл он увидел у местных жителей красивенную шкуру медведя. Даже был готов ее на себе тащить в Украину, да цена в тысячу долларов остановила. Но шкурку соболя все же привез.

Еще год фениксовцы мечтали о пустыне. Увидев по телевизору фильм о французских инвалидах-опорниках, совершивших необычную экспедицию в Сахару, ребята начали готовиться к поездке. Сначала планировали ехать в Кара-Кум. Но потом выяснилось, что попасть в бывшую советскую республику и финансово, и физически намного сложнее, чем на африканский континент. Выбрали Египет. Попасть из Хургады в пустыню все равно что сходить в городской парк: там пески повсюду. Но одно дело — выехать туда на джипе на полчаса, как это делают туристы, и совсем другое — зайти вглубь. На экстремалов из Украины теперь уже с недоумением смотрели проводники-бедуины: и зачем этим приезжим, у которых не все в порядке со здоровьем, нужна пустыня? Загорали бы себе на солнце.

 — И уж совсем долго они не могли понять, — вспоминает Александр Гринка, — как меня сначала посадить, а потом везти на верблюде. Эти корабли пустыни на самом деле очень гонористые животные. Мой сначала не хотел меня везти, потом все время норовил укусить за ногу, а затем постарался сбросить. Те несколько километров, которые мы ехали на верблюдах, мне показались вечностью.

Испытание Сахарой ребята преодолели тоже. Конечно, их экспедицию не сравнить с французской. Иноземцев в пустыне сопровождало огромное число людей и зарубежных телекомпаний. У французских путешественников не было никаких финансовых проблем — их решали многочисленные спонсоры. А «Фениксу» приходится считать каждую копейку.

 — Спасибо, немного помогли друзья и сумские предприниматели, — говорит Александр.

 — А как же городские власти? — спрашиваю я.  — Ведь наверняка в городском бюджете заложены средства и на развитие спорта (клуб считается городским спортивным), и на помощь инвалидам?

 — Властям города мы тоже сказали «спасибо», — вздыхает Саша.  — Перед походами столько порогов оббили, столько бумаг написали… Одна городская чиновница даже заставила нас собрать целую кипу документов: мол, помогу вам, ребята, есть такая возможность. Я почти десять дней все оформлял, принес ей. Ошиблась, говорит, ничего не получается. Поэтому, вернувшись из Сахары, отправили одному из заместителей мэра песок Аравийской пустыни в конвертике. К сожалению, с чиновниками бороться — это не вершины покорять. Больно, когда рассказываешь, например, о нашем походе на Говерлу, а в ответ слышишь, и не от кого-нибудь, а от власти: «А зачем вы туда поперлись?»

 — Саша, а на что ты планируешь потратить свою премию (всем номинантам «Гордости Сумщины» вручили по пять тысяч гривен)?

 — Как на что? Конечно, на новую экспедицию. Сумской клуб альпинистов приглашает нас поехать с ними на Кавказ. Будем стараться взойти на Эльбрус.

730

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров