«под влиянием «двох кольорiв» женя мартынов написал единственную свою песню на украинском языке — «кольори кохання»
С легендарным поэтом-песенником Владимиром Кудрявцевым я встретился в одной из столичных больниц, куда он приехал лечиться из дома престарелых. Тяжело и нестерпимо больно осознавать, что автор текстов многих известнейших песен — «Повiр очам» (музыка Владимира Ивасюка), «Стожари» (музыка Павла Дворского), «Останнiй лист» (музыка Павла Дворского на совместный стихотворный текст с Назарием Яремчуком), «Горянка» (музыка Николая Мозгового), «Кольори кохання» (музыка Евгения Мартынова), «На перевалi» (музыка Валерия Громцева), «А ми удвох» (музыка Александра Зуева), «Матiоли цвiт» (музыка Левка Дутковского) — последние три года пребывает в нищете и забвении. Странно, что подобное происходит при двух детях (дочь живет в Киеве, а сын — в Италии).
«У нас с Мартыновым намечался цикл песен, но его жизнь трагически оборвалась»
В начале 1970-х Кудрявцев был мужем Тамары Миансаровой, самой популярной эстрадной певицы СССР тех времен. Его песни поднимали до эстрадных высот многих отечественных исполнителей. Тексты Владимира Алексеевича давно стали национальной классикой, и на них выросло уже не одно поколение украинцев.
— Своей первой песней вы, Владимир Алексеевич, попали в «десятку». В конце 1960-х «Шовкову косицю» взяла в свой репертуар популярная югославская певица Радмила Караклаич!
— Было дело Музыку написал закарпатец Иван Голяк — музыкант от Бога, который прожил очень короткую жизнь, — рассказывает Владимир Кудрявцев. — Последние годы он провел в Ирпене, работал баянистом в одном из санаториев. Как-то решил организовать свой творческий вечер. Мы с ним договорились встретиться на вокзале, я немного опоздал, а его убили Именно Иван показал песню «Шовкова косиця» Радмиле Караклаич, и она согласилась ее петь. Правда, мы с Иваном готовили югославке еще одну песню, но мелодию Голяк навсегда унес с собой в могилу.
— Скажите, а как родились «Кольори кохання»?
— К этому побудил шлягер Дмитра Павлычка и Александра Билаша «Два кольори». Но я никак не соглашался с тем, что «червоне — то любов». Красный — цвет крови, в украинской поэзии он всегда нес негативный оттенок. А настоящая любовь — это многоцветие красок. Так родилась идея, а воплотилась она в «Кольорах кохання».
Подаруй менi на радiсть
Кольори травневих райдуг,
Щоб палали в серцi полум'яно
Кольори мого кохання.
Текст я отдал Жене Мартынову, с которым мы дружили. Это, кстати, его единственная песня на украинском языке. У нас намечался целый цикл произведений. Но так произошло, что жизнь Мартынова, как и Ивана Голяка, трагически оборвалась. Женя, надо сказать, вполне прилично разговаривал по-украински, почти без акцента пел. Жена же его — киевлянка. Да и он когда-то учился в Киеве.
Когда я заканчивал Ленинградскую высшую школу работников культуры, Мартынов приезжал ко мне на выпускной вечер. Это вызвало невероятный фурор. Он исполнял свои лучшие песни, раздавал автографы, фотографировался. Никакой звездной болезни у Мартынова не было — простой, доступный, открытый.
«Хит «Стожары» родился под влиянием легенды»
- Помню забавный эпизод, — рассказывает Владимир Алексеевич. — Еще во время учебы в Киевском техникуме связи я создал студенческий ансамбль «Интелина», в котором пели представители 14 стран — в основном развивающихся. И вот в Москве на одном из конкурсов мы выступали в вышиванках — даже негры и арабы! Спели «Куди щдешь, Явтуше?» и стали первыми!
— У вас есть хит, написанный совместно с Павлом Дворским, — «Стожари».
— Песня родилась в 1979 году под влиянием легенды. Существует созвездие — астрономы называют его Плеяды. Если двое молодых людей встречаются и влюбляются под этим созвездием и ни одна туча не закрывает звезды, то влюбленные будут всю жизнь вместе. В народе это созвездие называют Стожары, оно приносит счастье.
Був зорепад
I зелен сад,
I ми були у парi,
По тiм саду
Без тебе йду,
Коли горять стожари.
Гей ви, стожари,
Менi насняться вашi чари,
Так хочу стрiти
Кохання наяву.
Так чом, стожари,
Ви знов заходите за хмари,
Коли я з вами
I мрiю, i живу?
Мне кажется, что мы с Павлом попали в цель — песня удалась (улыбается).
— А еще раньше вместе с Александром Зуевым вы написали не менее удачную — «А ми удвох».
— У Саши Зуева тоже непростая судьба. Он, как и Мартынов, родом с Донетчины. Зуев руководил ансамблем «Кобза». Я подружился со всеми ребятами из этого очень популярного в то время коллектива. Появилась идея записать песню. Я принес Зуеву «А ми удвох». Музыку он написал легко и быстро.
А ми удвох, а ми удвох
В одне дiвча закоханi,
Все мрiхмо i вiримо,
Що любить нас обох,
А ми удвох, а ми удвох,
Неначе причарованi,
Тiй дiвчинi освiдчитись
Нiяк не зберемось.
— Недавно эту песню записали Валерий Леонтьев и Дмитрий Гордон.
— Неужели? Я не слышал
«На мои стихи написано больше ста песен»
— Много ли написанных текстов вам приходилось перерабатывать?
— Почти со всеми композиторами мне удавалось «попасть» в нужный текст. Лишь с Ивасюком немного мучился. Володя знал цену словам, он же был прекрасным поэтом. Поэтому требовал, чтобы слова не только звучали хорошо, но их легко можно было петь. Володя первым исполнял написанное. С ним родилась песня «Повiр очам», она вошла в репертуар Софии Ротару.
Чому ти не вiриш мощм очам,
I погляд свiй рониш долу?
А я сподiвалась в розлуцi, що нам
Довiра не зрадить нiколи.
Глянь же в очi
I менi ти знов повiриш.
Знай, що серцю
Все вони розкажуть щиро.
Бо в коханнi
Очi знають серця мову.
Глянь -
I ти повiриш знову.
Где-то больше ста песен написано на мои стихи. Работал я с Николаем Мозговым, Сашей Злотником, Иваном Поповичем, Левком Дутковским, Валерием Громцевым
— Известно, что вашей женой была Тамара Миансарова
— С Тамарой я познакомился во время учебы в Ленинграде. Человек она хороший, певица прекрасная. Правда, наш союз просуществовал всего три года. У нас был гражданский брак. Детей мы не имели. Она постоянно на гастролях, я же скучал в четырех стенах московской квартиры. С тех пор как разошлись, я ее больше не встречал
Потом в Париже влюбился в итальянскую певицу Диану Либратори. Там же, во Франции, написал стихотворение «Запитай у серця», которое стало позже популярной песней в исполнении Назария Яремчука и ансамбля «Кобза». С Дианой мы перебрались в Рим, жили там в украинском квартале. Итальянская жена даже выучила мову своего любимого Вольдемара и пела украинские песни. Но снова не сложилось. У нас родился сын Артур, который живет в Риме.
От третьей жены у меня есть дочь, она находится в Киеве
А я уже третий год мытарствую. Прожил такую насыщенную жизнь, а в старости остался один Хотел даже наложить на себя руки Но выжил. Хорошо, что так случилось, а то бы закопали где-то во рву, за кладбищем. Как самоубийцу Такая уж, видно, моя судьба — умереть в нищете и забвении А я хочу быть похоронен на Берковецком кладбище в Киеве. Возле матери
P. S. Владимиру Кудрявцеву еще можно помочь. Для этого нужно собрать средства, чтобы он мог жить в нормальных условиях в Доме ветеранов сцены Национального союза театральных деятелей Украины. Адрес и реквизиты счета, по которому можно оказать помощь, находятся в редакции.
1945Читайте нас в Facebook