- 21:05 Вербное воскресенье: обычаи, запреты, приметы праздника и молитва в защиту детей
- 20:38 В ближайшее время россия будет атаковать украинскую инфраструктуру — ISW
- 20:32 Чемпионат Украины по футболу, 26-й тур, 27—29 апреля: результаты и видеообзоры матчей, турнирная таблица
- 20:18 Зеленский уволил оскандалившегося главу Броварской РГА
- 20:04 Украина заставила россию отодвинуть «красные линии»: политолог об абсурдности соображений Запада
- 19:59 Известная украинская актриса сообщила о трагедии в семье
- 19:33 На Житомирщине учитель зарезал бывшего ученика из-за девушки
- 18:58 Тигров ждет много сюрпризов, Драконам лучше избегать принятия важных решений: восточный гороскоп на неделю 29 апреля — 5 мая
- 18:28 В Раде собираются повысить выплаты одной из категорий льготников: кому и когда
- 17:59 В погоне за красотой: от каких средств ухода за кожей лица лучше отказаться и почему
- 17:29 Украинцев, не сообщивших о родственниках на ВОТ, могут уволить с работы: Рада приняла закон «против коллаборантов»
- 17:04 «Эта песня заставила меня заплакать»: Евгения Власова возвращается к певской карьере и уже записала первую песню
Страна: Украина
Мануфактура: Киевский ЭКХЗ
Скульптор: Щербина В. И.
Время выпуска: 1960-е
Размер: 13×25 cm Из экспозиции «Shvets Museum»
К сожалению, большим знатоком оперного искусства считать себя не осмелюсь. Но есть такие музыкальные произведения, которые, хоть и слушал, казалось бы, сотни раз, а хочется слушать и слушать снова. К ним я, вне всякого сомнения, отношу первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем», написанную выдающимся украинским композитором, певцом, драматическим артистом и драматургом Семёном Гулак-Артемовским. Чего стоит один лишь дуэт Одарки и Карася!
- Відкіля це ти узявся,
Де ти досі пропадав?
Хоч би Бога побоявся,
Хоч би трохи сором мав!
Де ж це так ти веселився,
Де ж це так бенкетував?
Як крізь землю провалився!..
Дома чом не ночував?
- Ой, Одарко, годі, буде,
Перестань-бо вже кричать!
- Ні, нехай почують люди,
Ні, не буду я мовчать!
Родился будущий певец и композитор (кстати, племянник известного писателя П. Гулака-Артемовского) на хуторе Гулаковщина Черкасского уезда Киевской губернии 16 февраля 1813 года. Хутор этот (сейчас — Городище Черкасской области) всегда славился своими талантами. Немало писателей, художников и музыкантов были родом оттуда. Семёну Гулак-Артемовскому суждено было прославить малую родину сразу несколькими своими талантами. Поначалу он поступил в Киевское духовное училище, после окончания которого учился в Киевской духовной семинарии. Обладателя красивого голоса митрополит Евгений (Болховитинов) лично распорядился взять сначала в хор Софийского собора, а затем перевести в хор Михайловского монастыря. Вот там-то, в храме Михайловского монастыря, голосом Семёна был потрясён приехавший в Киев капельмейстер придворной императорской капеллы Михаил Глинка. Знаменитый композитор тут же пригласил талантливого певца в Петербург, сделал его там своим учеником и немало сил отдал для того, чтобы материально обеспечить Семёна всем необходимым.
Глинка не раз вместе с друзьями-композиторами устраивал концерты в пользу своего талантливого ученика. Более того, на один из таких концертов пригласил известного мецената Павла Демидова, владевшего несколькими уральскими заводами. Очарованный пением Гулак-Артемовского, Демидов оплатил его поездку в Италию и Францию. В оперном театре Флоренции первое же выступление молодого украинского певца вызвало настоящий фурор… Вернувшись в Петербург, Семён становится первым исполнителем партии Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», блестяще исполняет главные партии в операх Россини и Моцарта, а вскоре и сам ставит оперу «Запорожец за Дунаем», с успехом выдержавшую целых 13 премьерных показов! О его таланте восторженно отзываются знаменитые композиторы и писатели. Тарас Шевченко, с которым Семён к тому времени уже несколько лет был дружен, написал отзыв о пении своего друга и земляка в «Руслане и Людмиле»: «Ну, и опера! Особенно, когда Артемовский поёт Руслана… Замечательный певец — ничего не скажешь!».
Одно время гонорары Гулака-Артемовского были самыми высокими на петербургской сцене. И это тоже было своеобразной оценкой его выдающегося таланта. Впрочем, не только одним лишь музыкальным искусством он был увлечён. Рано оставив сцену, Гулек-Артемовский принялся рисовать миниатюры на слоновой кости, а также проектировать прокладку… водопроводных путей. На всё у него хватало времени. Как, впрочем, и душевных качеств хватало у него на всех. Многих бедных людей, обращавшихся к нему за помощью, он излечил за собственные средства. Рано потеряв всех своих дочерей, он и сам ушёл из жизни всего лишь в 60 лет, так и не оставив прямых потомков. Зато оставив по себе прекрасную память.
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.