Исчезли миллионы долларов: в Украине массово грабят банковские ячейки
Бандит заходил в банк под видом иностранного клиента, который хочет арендовать ячейку
Банда, о которой сейчас активно пишут американские СМИ, орудовала с марта 2015 по октябрь 2019 года. Преступники выбирали банки с определенными прорехами в системе безопасности. Их интересовали отделения, в которых видеокамеры не захватывали некоторые участки в комнатах с персональными ячейками-сейфами. Жертвами становились клиенты, у которых ячейки находились в таких «слепых» зонах. Серия ограблений прокатилась по Украине, России, Молдове, Латвии, Азербайджану, Узбекистану, а также Северной Македонии и даже Франции.
Стояли за всем этим, как сообщила американским СМИ Бруклинская федеральная прокуратура в Нью-Йорке, 56-летний Вэл Купер (он же Вэл Конон или Валерий Кононенко), 52-летний Алекс Левин и 49-летний Гарри Смит (он же Игорь Берк или Игорь Беркович). Все они уже граждане США. Каждому из них теперь грозит до 20 лет лишения свободы и конфискация имущества.
Американские издания пишут, что деятельность этой троицы напоминает голливудские криминальные фильмы. Порой кажется, что подобные преступления могли родиться только в изощренных фантазиях сценаристов.
Купер, Левин и Смит никогда не взламывали сейфы. Они работали в ногу со временем. Смит заходил в облюбованный банк под видом иностранного клиента, который хочет арендовать ячейку. Оставшись в помещении с сейфами один, Гарри фотографировал замки находящихся в «слепой» зоне для видеокамер замки чужих сейфов, используя дорогую суперсовременную аппаратуру, например, бороскоп. Этот прибор используется в медицине для исследования закрытых полостей. Полученные снимки Смит передавал Левину, у которого был чудо-мастер, изготавливавший по ним копии ключей.
Дальше все было просто. Смит возвращался в банк как арендатор ячейки, открывал чужие сейфы полученными ключами, забирал наличные деньги, золотые слитки, драгоценности — и спокойно уходил. Никаких следов взлома не оставалось. Жертвы таких ограблений потом разбирались с банками, пытаясь вернуть украденное или получить компенсацию.
Гарри возвращался с уловом в Бруклин. Затем в игру вступали Левин и Купер. Они сбывали краденое и отмывали деньги через свои банковские счета. Кстати, покупкой бороскопа и прочего оборудования занимался Левин, а Купер арендовал склад в Бруклине, где хранил часть украденных ценностей, которые не успел продать.
Аппаратуру американская полиция нашла во время обыска, как и копии ключей от банковских ячеек. Прокуратура Бруклина поблагодарила за содействие в расследовании правоохранительные органы Украины и других стран. Предоставленные ими улики, включая записи видеокамер, установленных в банках, помогут доказать, что Гарри Смит посещал их накануне ограблений. Активное участие в расследовании принимал также Европол.
Что касается задержанных, то известно, что все трое жили в Бруклине. У Вэла Купера есть еще дорогой дом на Статен-Айленде. Американский сайт Daily Beast выяснил, что Валерий Кононенко (Вэл Купер) в молодости также занимался кражами. Именно за это его осудили в 1986 году в бывшем СССР. В 2001 году его пытались привлечь к ответственности уже в России, но тогда ему удалось избежать наказания.
Алекс Левин в 1999 году проходил в США как подозреваемый в громком деле о махинациях с ценными бумагами. В нем были замешаны бывшие советские эмигранты и члены итальянской мафии. Левин тогда признал вину, поэтому получил мягкое наказание — два года за решеткой. Примечательно, что его защищал известный среди эмигрантов из бывшего СССР адвокат Сэмюэл Рейсер. Этот уроженец Черновцов долго работал на Вячеслава Иванькова по кличке Япончик, а до него представлял интерес Вениамина Найфельда, одного из первых главарей «русской мафии» в США.
Что касается их сообщников, то некоторые из них уже задержаны в Украине.
— Во время досудебного расследования на территории Украины полицейские направили в суд обвинительные акты относительно шестерых, — сообщили в пресс-службе Нацполиции Украины. — Еще пятерых задержали на территории Латвии, Узбекистана и Азербайджана. При этом четверо из них были задержаны на основании информации, переданной украинскими полицейскими.
«Об ограблении пострадавшие узнали только через два дня»
Почему большинство ограбленных этой группировкой банков украинские? СМИ предполагают, что причина не только в украинских корнях организаторов банды. А в первую очередь в том, что в системах безопасности именно наших банков больше всего пробелов, позволяющих подготовленным преступникам практически беспрепятственно вскрывать ячейки. И для этого даже необязательно быть Гарри Смитом или иметь бороскопы. Срабатывают и куда более простые схемы. Например, в мае 2020 года в киевском VIP-отделении «УкрСиббанка» на Голосеевском проспекте было совершено хищение из депозитария — забрали деньги и драгоценности из 17 ячеек. И в том случае поддельные ключи не использовались — ячейки были взломаны.
Как это могло произойти? Из материалов дела, оказавшихся в распоряжении «ФАКТОВ», стало известно, что в ночь ограбления в отделении банка пропал свет. 24 мая в 2:12 на пульт диспетчера охранной фирмы перестал поступать GPS-сигнал охранной сигнализации из банковского отделения. В 2:36 отключились цифровые камеры видеонаблюдения, отделение оказалось обесточено. При этом сотрудники охранной фирмы приехали на объект только в 3:41. Приехали и… уехали назад, даже не вызвав полицию! В отчете охранной фирмы сказано, что сотрудники охраны так поступили потому, что не увидели на двери банка следов взлома — и диспетчер сказал им уезжать. Электричество в отделении банка, между тем, так и не включилось. И когда уже в 5:50 утра сотрудники охранной фирмы вернулись на объект, они обнаружили открытой дверь черного хода. В самом отделении уже никого не было, а 17 ячеек, в которых клиенты банка хранили деньги и драгоценности, оказались пусты. Вызов полиции был сделан лишь в 7:50.
— При этом клиенты узнали о случившемся только через два дня, — рассказала «ФАКТАМ» адвокат пострадавших клиентов банка Татьяна Жуковская. — Им позвонили из банка и сообщили, что «возникли неприятности». После чего начальник отделения банка, толком ничего не объясняя, просил их подписать бумагу о том, что они соглашаются на разглашение своих персональных данных. О том, что были вскрыты ячейки, мои клиенты в результате узнали не от банка, а из собственных источников. Они хранили в ячейке 140 тысяч долларов. Эти люди — переселенцы, собирали деньги на собственное жилье в Киеве и были клиентами этого банка последние двадцать лет. Не добившись никаких объяснений от начальника отделения, мы поехали в главный офис банка, но там к нам даже никто не вышел. А когда я все же добилась встречи с правлением банка, моим клиентам просто выразили соболезнования и дали понять, что ни на какие компенсации можно даже не рассчитывать.
— Почему? Разве банк, в котором клиент арендует ячейку, не отвечает за сохранность имущества?
— В соответствии с договором банк несет ответственность за обеспечение сохранности имущества. Но опись этого имущества не проводится. И соответственно, когда происходит подобное ЧП, клиент никак не может доказать, что в его ячейке было 140 тысяч долларов, а не 40 гривен. Так как опись не проводилась, невозможно даже заявить соответствующий иск — человек ничем не может подтвердить сумму ущерба. И это касается не только «УкрСиббанка». На опись имущества не соглашаются большинство украинских банков, им это крайне невыгодно. Особенно если система безопасности в банке далека от идеальной. Например, условия в ограбленном отделении «УкрСиббанка» меня шокировали. Это VIP-отделение (!) находится на первом этаже жилого дома, там хлипкая входная дверь с одним замком. Хранилище с ячейками находится на цокольном этаже. Позже выяснилось, что сотрудницы, ответственные за хранение ключей от ячеек, даже не держали их в кассе! На видеозаписи видно, как ключи от сейфа сотрудница кладет в обычный ящик стола — туда же, где лежит ее косметичка!
О выявленных грубых нарушениях в системе безопасности банка начальник Голосеевского райуправления полиции письменно поставил в известность Департамент безопасности НБУ и указал на необходимость проведения Нацбанком проверки. В документе сказано, что перечень нарушений существенный: игнорирование работниками банка и работниками охранных организаций уведомлений системы безопасности в момент совершения преступниками хищения, недостаточные меры для сохранности ценностей, не оперативный и несвоевременный выезд охраны на место происшествия после прекращения поступления на пульт охраны сигнала GSM из отделения банка. Во время патрулирования работниками охраны ненадлежащим образом осмотрены входы в отделение банка и окна, видеокамеры в отделении банка установлены ненадлежащим образом и в некоторых помещениях, где они должны быть — отсутствуют, замки и двери помещения банка не соответствуют установленным требованиям.
«Видеокамеры в помещении установлены ненадлежащим образом. В некоторых местах, где они должны быть, они отсутствуют. Ключи от депозитария находились в письменном столе работника банка. Замки и двери не отвечают уровню безопасности для сохранения имущества клиентов. Не отвечает требованиям и система сигнализации» — указал начальник Голосеевского райуправления полиции.
«Не исключено, что имел место сговор — либо с охранной фирмой, либо с кем-то из сотрудников»
— Здесь имело место не интеллектуальное вскрытие ячейки (как в случае с задержанной в США группировкой. — Авт.), это был обычный взлом, — говорит Татьяна Жуковская. — Само сейфовое хранилище открыто родным ключом, а ячейки, которые находятся внутри, уже вскрывали механически путем отжима. Не исключено, что преступники оставались в здании банка с 23 мая и в ночь на 24-е вскрыли ячейки. Известно, что они покинули здание банка через черный ход, при этом повреждения на двери черного хода были только изнутри. Снаружи на двери не было ни царапины.
Не менее странным выглядит поведение сотрудников охранной фирмы, которые, приехав на вызов с большим опозданием, в результате просто уехали, даже не вызвав полицию. Они якобы звонили начальнику отделения, с которым по странному стечению обстоятельств не было связи до восьми часов утра. Нельзя исключать, что имел место сговор — либо с охранной фирмой, либо с кем-то из сотрудников банка. Расследование, к сожалению, не продвигается, и создается впечатление, что сам банк в нем тоже не заинтересован.
Что касается полиции, то я подавала многочисленные ходатайства и обращалась с жалобами по поводу бездействия следствия. Доходило до того, что я сама расписывала план следственных действий — что осмотреть, что истребовать, кого допросить. На каком-то этапе удалось добиться, чтобы дело передали из Голосеевского райуправления полиции в киевский главк, после чего расследование немного продвинулось вперед, было повторно осмотрено место преступления, допрошены работники банка, состав преступления переквалифицировали на «Кражу в особо крупном размере или организованной группой» и была добавлена квалификация по статье «Злоупотребление полномочиями должностным лицом». Но затем дело опять вернули в Голосеево — и пока никаких результатов нет. С момента хищения прошел почти год, а в деле до сих пор нет ни одного подозреваемого.
Читайте также: Пенсионеров ограбили на 2 миллиона: в Кировоградской области банкиры-аферисты присваивали средства клиентов
«ФАКТЫ» отправили по этому поводу сразу несколько официальных запросов. В полицию Киева — по поводу расследования дела, и в банк — с вопросами о том, почему в VIP-отделении в центре Киева не были предприняты элементарные меры для сохранения имущества клиентов. На момент выхода материала в печать мы не получили ответов.
Тем временем выяснилось, что расследования ограблений банковских ячеек, о которых мы сообщали раньше, для пострадавших клиентов тоже ничем не закончились — ни компенсаций, ни возврата средств люди не дождались. Речь идет, например, о клиентах одного из банков на улице Княжий Затон, где еще в 2016-м украли из ячеек больше семи миллионов гривен. Причина отказа в компенсации все та же — не было описи имущества клиентов. Именно поэтому юристы, которые неоднократно сталкивались с подобными историями, дают один-единственный совет, как уберечь свои средства: не хранить их в банке.
— В нынешней ситуации это действительно единственный дельный совет, — прокомментировал «ФАКТАМ» ситуацию старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. — Что касается законодательства, то обязать банки делать опись имущества клиента, конечно же, невозможно. Но постановлением НБУ можно установить требования к помещениям, в которых находятся ячейки. Например, чтобы там обязательно были камеры видеонаблюдения. Если клиент не хочет, чтобы кто-то видел его сбережения, он может уходить с содержимым своей ячейки в комнату, где камер не будет. Но в помещении, где находятся ячейки других людей, камеры должны быть обязательно. Иначе подобные случаи будут повторяться.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали о шайке воров, которые вынесли из элитного особняка под Киевом наручных часов на 3 миллиона гривен.
8819Читайте нас в Facebook