Начало сезона свадеб: традиции, приметы и запреты на Покров
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — таково полное название праздника, который православные и грекокатолики празднуют 14 октября. Это важнейший осенний христианский праздник из ряда Богородичных.
История праздника Покрова
История Покрова, по одной из легенд, началась с того, что войско киевского князя Аскольда, пытаясь захватить византийский Царьград (или Константинополь), взяло его в осаду. В центре православия жители начали молиться Богородице, надеясь на ее спасение. Матерь Божия появилась и покрыла верующих своим омофором (покровом), и их не увидел враг. Аскольд же с женой, впечатленный тем, что произошло, приняли святое крещение. Существует еще одна версия, по которой вдохновением для праздника стало видение Андрея Юродивого во время осады Константинополя врагами. По преданию, события происходили, когда Византия воевала с сарацинами, и Константинополь стоял на пороге опасности. В 910 году Богородица явилась в переполненном верующими Влахернском храме и спасла людей, накрыв всех белым покрывалом и сделав их невидимыми. В честь этого события и установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
В Украине Покров, или Покрову, ввели еще со времен крещения Руси, а широко отмечать начали с XII века. Издавна Богородицу считали покровительницей всех украинских воинов-защитников. 14 октября отмечается День украинского казачества, образования Украинской повстанческой армии, а с 2014 года — День защитника Украины, который переименовали в День защитников и защитниц Украины (закон вступил в силу 5 августа 2021 года).
На Покров запорожские казаки возвращались с Сечи на зимовку в свои хутора
В октябре не предусмотрено длительных постов — Рождественский начнется только в конце ноября. На Покров верующие посещают службу Божью, а в быту сформировались свои правила празднования. Об их особенностях «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— Мне пришлось побывать в городе, где стоял древний византийский Влахернский монастырь (он изначально был деревянный, потом сгорел), и там, на территории современного Стамбула, сейчас стоит церковь, — рассказывает Елена Громова. — В Турции сохранили именно то место, где людям показалась Богородица и покрыла их своим рушникоподобным покрывалом — омофором… В Украине, где глубока история Покрова, построили много Покровских церквей. Самая древняя возведена в XV веке на Хмельнитчине — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
14 октября сделали Днем защитников и защитниц Украины, а еще этот праздник воинов УПА, также День казачества. Кстати, праздник Покрова Богородицы был одним из главнейших у запорожских казаков, которые почитали икону Покрова и строили одноименные храмы. А первую такую церковь казаки возвели в 1659 году на Чертомлыкской Сечи, всего же во времена Сечи было 13 Покровских церквей, 8 — Святого Николая и 3 — Архистратига Михаила. По старинным рассказам, на Покров запорожские казаки возвращались на зимовку в свои хутора, оставляя на Сечи только тех, кто по разным причинам не бросал своих куреней. А поскольку в древности все делалось по церковному календарю, то на Покров возник казацкий праздник.
У нас на территории музея тоже есть Покровская церковь (построена в 1792 году, перевезена из села Канора Воловецкого района Закарпатской области). Она полностью из дерева, ее разобрали и привезли издалека, чтобы здесь уже сложить отдельные дощечки. И это третье место нахождения (сначала Свалявский район, затем село Канора и музей) этого произведения архитектурного искусства. Как и каждый год, в этом тоже 14 октября днем (в 12:00) проходит в храме служба, а затем предусмотрена большая концертная программа на Певческом поле.
Приметы и народные традиции, связанные с Покровом
— К началу октября наши предки пытались закончить полевые хлопоты и завершить земледельческий цикл работ, — продолжает Елена Громова. — К празднику хозяева должны были заготовить корма животным, завершить сенокосы: «До Покрови думай про пашу корові», — приговаривали в народе. С осени во многих хозяйство «запускалися» коровы, обычно надои падали, и тогда говорили: «До Покрови давали молоко корови, а від Покрови пішло молоко в роги корови».
Собранным урожаем заполняли погреба, амбары, у крестьян становилось больше свободного времени. И это давало возможность переходить к планированию других праздников, например, свадеб. В народе бытовала пословица: «Свята мати Покрова землю вкриває листком, дівчат — платком, а подекуди й сніжком», «Покрова накривала траву листям, землю снігом, воду льодом, а дівчат шлюбним вінцем». До 14 октября под крышами домов пестрели калиновые кисти — это означало, что там ждали сватов. На Покров в основном завершался период сватовства (он начинался после Первой Пречистой, или Успения) и приготовления к свадьбам. И молодые девушки очень ждали случая надеть свадебный платок. Покров — как раз начало сезона свадеб, который заканчивался до Филиппова поста (с 28 ноября). И если девушку не просватали в это время и не взяли замуж, то люди говорили: «Минула Покрова, заревіла дівка, як корова».
А чтобы ускорить ожидаемую свадьбу, на Покров девушки со всех ног бежали утром в храм, чтобы первыми поставить большую праздничную свечу. Тогда это давало надежду на скорое замужество, о котором просили девушки у иконы «Свята Мати Покровонько, накрий мою головоньку — хоч ганчіркою, аби не зостатися дівкою». «Свята Мати Покровонько, завинь мою головоньку чи в шмату чи в онучу, най се дівкою не мучу», — голосили на Подолье. А еще молились: «Свята Мати Покровонько, покрий землю сніжком, а мене, молоду, хустиною».
Покровские обряды: гадание на счастливую судьбу, освящение воды
— В западных регионах страны, где наиболее живучи народные традиции, верили в Покровский обряд, который помогал девушкам на выданье как можно скорее найти пару, — рассказывает Елена Громова. — И на праздник мать с дочерью, которая хотела замуж, проводили гадания. На рассвете открывали двери в доме и ворота — чтобы сваты не проминули дом. Затем женщины шли в комору, перекладывали там заготовленные к свадьбе рушники со словами: «Хочу на рушничку стояти і рушником старостів в’язати». Мать брала сувой домашнего полотна и раскатывала его от коморы до открытых ворот, приговаривая: «Стелися, доріженька, щаслива для молодих і старостів«…
Все Богородичные дни, в том числе и Покров, считались женскими праздниками. На Покров одевались в хорошую одежду, шли утром в церковь и просили Заступницу о благосостоянии и лучшей судьбе семье. Цвет одежды Богородицы на иконах в вишневых и синих тонах, поэтому и женщины пытались вышить себе сорочки к празднику именно в этой гамме.
На праздник нормой была благотворительность, когда делались добрые дела: церковь одаривали иконами, голодных кормили и тому подобное. Даже не забывали «про божу пташку холодною зимою», поэтому мастерили кормушки для птиц, скворечники. А если этБог землю не благословить, і може бути неврожай".
Во многих деревнях после церкви шли на кладбище поминать умерших, привести в порядок на зиму могилы, постелив там крест из калины и барвинка (место заранее убирали).
Один из важных обрядов, которые проводились на Покров, например, на Буковине, — освящение воды. Священник кропил верующих, пришедших на службу Божью, также люди несли воду и домой.
— На Покров по обычаю надо было первый раз в сезоне протопить в доме — начинали отопительный сезон, — продолжает Елена Громова. — Бросая в печь дрова плодовых (чтобы в хозяйстве все множилось и плодилось) деревьев, люди приговаривали: «Свята Покрова, ти покрий нашу хату теплом, а господарів — добром». На праздник ходили в гости, навещали родственников, носили гостинцы (калачи, печенье, пирожки с яблоками, маком), раздавали еду бедным и нуждающимся.
На праздник молодежь могла собираться в центре села и устраивать танцы, петь, развлекаться. В древности не было телевидения, телефонов, а молодежь проводила время на посиделках. Именно для них, начиная с Покрова, наступала самая благодатная пора. Юноши и девушки собирались, в складчину снимали отдельную хату, нанимали музыкантов, сносили продукты и проводили досуг.
На Покров в селах проходили храмовые праздники, когда встречались семьи, приезжали в гости родственники, чтобы всем увидеться, попеть и повеселиться. Вот поэтому и родилась в народе пословица: «Як почалися жнива, то лежить баба нежива, а як прийшла Покрова — стала баба здорова».
Что нельзя делать на Покров
Елена Громова рассказывает, что не приветствовали в день праздника тяжелую работу, нельзя было появляться на огороде, шить, стирать, рубить, вышивать, что-то занимать, резать, ссориться и обсуждать кого-то, проявлять бурные негативные эмоции. Пытались к празднику вымочить в реке домотканое полотно, потому что если делать это позже, в доме не прекратят вспыхивать ссоры и скандалы.
— Поскольку наступала пора свадеб, то был спрос на тематический товар, когда широко разворачивались покровские ярмарки, — говорит этнограф. — После церкви люди направлялись на площади, где могли купить все нужное, ведь продавали не только остатки урожая, но и сделанные мастерами одежду, обувь, посуду, иконы, свадебные атрибуты, украшения и тому подобное.
В народе Покров ассоциировался с переходным периодом в природе, когда «до обеда осень, а после обеда зима». Наблюдалась граница между двумя сезонами, и поэтому в этот день важно обратить внимание на направление ветра. Если он «дышит» с севера — зима будет морозной и снежной, южный ветер указывал на умеренно теплую погоду, западный — к снежной зиме, а если ветер за день изменит направление, то и зима будет неустойчивой. Как бы там ни было, а жилище надо подготовить. Еще до праздника убирали дом, утепляли стены, заполняя щели мхом, снаружи обкладывали стеблями кукурузы (они защищали от ветра), наводили порядок в хозяйственных помещениях. Долгое время сбывались народные приметы: если листья на вишне не опадут до Покрова, то зима будет теплой; если не выпадет снег на праздник, то он не покроет землю в ноябре и даже в декабре; какая погода на Покров — такова и зима.
Праздничные блюда: что готовить на Покров
На Покров не было строгих ограничений в еде, поэтому на стол ставили все подряд, включая спиртное.
А в некоторых западных регионах готовили обрядовое печенье — «покровки». Этот старинный рецепт сохранила мастерица Анна Бут с Тернопольщины (село Жеребки Подволочисского района), которым она любезно поделилась с нашим изданием. «Покровки» выпекали из дрожжевого теста.
— Тесто на «покровки» замешивали немножко гуще, чем на паску, хотя рецепты похожи, — рассказывает мастерица обрядовой выпечки Анна Бут. — А в пропорциях ингредиентов использовали числа, которые издавна считали магическими: 3, 7, 9, 12 и другие. Еще моя бабушка учила меня печь «покровки». Обычно делали их очень много — выпекали в течение недели и в день праздника несли освящать целыми корзинами. Ну, а как же! Надо всем раздать, угостить родственников, кумовьев, детей. «Покровку» выпекали круглой и с дырочкой, чтобы продеть туда цветную нитку или ленточку: девочки надевали на шею на красной или розовой, мальчики надевали на руку на «мальчишечьей» ленте — голубого, синего или коричневого цвета. А старшие женщины несли в церковь «покровку» на вышитой салфетке. Печенье было немаленьким — в диаметре 8−10 см, а то и больше. Возле отверстия в центре изделия выдавливались специальным устройством (или нарезались ножом) крестики на четыре стороны света. На Львовщине, например, пекли «покровки» не только круглыми, но и в виде звездочек, равносторонних крестиков и тому подобного.
Обязательно в праздник Покрова освященное печенье надо съесть, чтобы у человека была защита везде, где бы он ни оказался. Кто не смог пойти в церковь, святил «покровку» святой водой и даже из колодца, потому что старые люди считали и землю, и воду, и огонь святыми стихиями. Поэтому и меня мать когда-то учила: «Не плюй на землю, потому что она святая и без нее нам не выжить»…
Норму можно уменьшить по желанию, но я делаю много печенья, поэтому даю такие порции.
Старинный рецепт печенья «покровки»
На 2 кг муки нужно взять 1 л молока, пачку «живых» дрожжей (100 г), 7 яиц (можно и 3), 1 стакан масла, 7 ст. л. смальца, пачку сливочного масла (200 г), 200 г сахара на тесто (еще 100 г, чтобы посыпать сверху, прижимая сахар занозой), 1 ч. л. соли, приправами могут служить корица, ваниль, цедра лимона (можно все или каждую отдельно — по вкусу). Замешать нетугое тесто (но и нежидкое — как на паску, может чуть гуще), накрыть полотенцем и поставить в теплое место на 2−2,5 часа.
Тесто раскатать (толщиной 0,5 см), посыпать сахаром, вдавливая его скалкой, сформировать печенье (можно использовать металлические банки из-под консервов) и положить его на противень, сделать отверстие в центре (для ленты), а вокруг него — четыре крестика. Дать печенью постоять минут 15 и ставить в духовку, разогретую до 180 градусов. Выпекать 20−25 минут.
В тексте использованы материалы, собранные Еленой Громовой во время полевых исследований и этнографических командировок в 2000—2020 годах.
Фото из музея Пирогово
Фото в заголовке: https://ua.depositphotos.com/
4862Читайте нас в Facebook