Евгений Клопотенко потерялся на пути к шинку: чудеса на хуторах близ Диканьки случаются не только под Рождество
Думаю, если не каждый, так через одного мечтал хотя бы раз встретить сочельник на каком-нибудь из хуторов близ Диканьки. Ведь именно в этот вечер там происходят чудеса. Многие хотят верить, что в ночь под Рождество здесь действительно ведьмы вылетают из дымовых труб…
— Да у нас здесь чудеса случаются чуть ли не каждый день! — уверяет администратор культурно-развлекательного комплекса «Вечера на хуторе близ Диканьки», что на хуторе Прони, Марина Макаренко. — Недавно Женя Клопотенко (известный шеф-повар, бизнесмен, телеведущий. — Авт.) хотел у нас поужинать, а навигатор повел его куда-то в поле, с которого он не мог сам выбраться. Отправили за ним пожарную машину — она сломалась. Вынуждены были гнать бульдозер. Если бы еще немного, как раз на завтрак успел бы…
И не один Клопотенко оказывался в поле. Кто знает, что с той гугл-картой происходит, но она упрямо указывает неверный путь к известному шинку.
В туман, говорит Марина, поворот к ним проезжают даже те, кто хорошо знает дорогу.
Остается надеяться, что в этом году многочисленные гости, которые будут праздновать Рождество в Пронях, все же вовремя сядут за стол.
В шинке подают вареники размером с ладонь
Именно в Пронях, уверяют работники комплекса, накануне Рождества происходили невероятные события, описанные Николаем Гоголем. И хотя название хутора писатель нигде не упоминает, но оно легко угадывается. В переписке с матушкой и друзьями Гоголь говорит о первом хуторе, который встречается на старом тракте у Диканьки, в котором жил казак Пронь. Тот «тракт» между Полтавой и Гадячем до сих пор лежит рядом, только называется он теперь автотрассой. Так что путешественники с удовольствием заворачивают сюда с дороги, чтобы ощутить атмосферу, в которой жили гоголевские герои.
Все организованные группы туристов, о приезде которых хозяева знают заранее, встречает у «тракта» казак на коне. А на пороге шинка праздничного настроения добавляют народные музыканты. Здесь воспроизведен весь колорит гоголевского времени. Только ступишь за ворота, как ноги сами идут в пляс.
Гости особенно любят зал, под потолком которого летают Солоха на метле и Вакула на черте.
— К сожалению, всех желающих не можем принять, — разводит руками Марина Макаренко. — Кроме собственно кафе на четыре зала, на территории комплекса есть еще два старинных глинобитных дома, в которых также угощаем гостей. И нигде свободного места нету. Мы можем за один вечер только двести человек посадить за столы. А едут к нам и из Киева, и из Харькова, и из Днепра, Миргорода, Полтавы, Кременчуга… Да отовсюду. Семьями, коллективами.
— Кутью подаете?
— Конечно! Кутья и узвар — обязательно. А еще можно заказать карасей в сметане, деруны с мясом, грибами и просто со сметаной. Голубцы, крученики, клецки по-хуторянски (с мясной подливой и со шкварками), вареники с картошкой, печенью, картофельно-мясной начинкой, вишнями, сыром. Картофель по-казацки «От Вакулы». Домашнюю колбасу… Кстати, покупных колбас мы не подаем, всегда сами делаем. Много салатов, среди которых фаворит — «Панский» с красной и черной икрой. Можем предложить также казацкий кулеш, сваренный на открытом огне, борщ, капустняк.
Читайте также: Вкуснейший салатик «Рождественский венок»: простой рецепт праздничного блюда за час
Пока в Пронях ждут наплыва гостей, я, не надеясь попасть сюда на праздники, заказываю порцию вареников. Сразу хочу предупредить тех, кто собирается побывать на хуторе: порции здесь рассчитаны не на слабаков. Мне принесли четыре вареника с мясом, но каждый из них был размером с мою ладонь! И это стоит 80 гривен. С картофелем или капустой такая же порция (400 граммов) обойдется на 5 гривен дешевле. Столько стоит и миска галушек. За огромную тарелку борща с куском свинины нужно заплатить 65 гривен.
Мне удалось выведать у пани Марины рецепт воздушного теста, из которого лепят здесь вареники и галушки. Секрет, оказывается, в том, что муку (конечно же, «Диканьскую») замешивают на хорошей сыворотке из домашнего молока.
Читайте также: Почти галушки: судья «МастерШефа» поделился рецептом бабушкиных вареников на кефире
Ну, а то, что вареники сами запрыгивают в миску со сметаной и оттуда — в рот, Гоголь, думаю, явно преувеличил. Я этого не наблюдала. Хотя чем черт не шутит в рождественскую ночь на хуторе близ Диканьки!
Ведьма, играющая на… гобое
К сожалению, от хутора Прони ничего не осталось, кроме названия. Есть несколько домов, но хуторян давно нет. Покинутые ныне дома были построены в послевоенные годы: во время Второй мировой войны советские «катюши» уничтожили не только врагов, но и маленький населенный пункт.
Особой достопримечательностью стилизованного хутора является воссозданная комора семейства Кочубеев, которой уже более двух веков, а также перенесенная из села Чернечий Яр, что неподалеку, и отреставрированная столетняя хата, принадлежавшая деду бывшего директора комплекса Владимира Удовиченко (ныне покойного).
В этом живописном месте никогда не бывает скучно. А на рождественские праздники — тем более. О, вижу знаменитую диканьскую Солоху в голубой корсетке, коротеньких сапогах и цветастом платке, хитроумно завязанном на голове, с «рожками» спереди. Позади нее семенит ее помощник — чумазый Черт, держа под мышкой серебристый месяц. Женщина «притормаживает» метлу.
— Здравствуйте, пани Солоха! Какой-то у вас очень уж страшный Черт, — начинаю разговор.
— Какая жизнь, такие и черти! — не моргнув глазом, отвечает ведьма, и все, кто слышит наш диалог, начинают хохотать.
На самом деле под костюмом нечистого скрывается симпатичная студентка Полтавского медицинского колледжа Женя Корелина.
— Это уже мой восьмой «Черт», и все были такие же щупленькие. Один пошел учиться в Гадячское училище культуры, другой нашел работу в Киеве. Только я остаюсь в образе вот уже четыре десятилетия, — присела на лавку Солоха. — Давайте знакомиться. Петрова Мария Викторовна, пенсионерка, 64 года, по специальности преподаватель детской музыкальной школы по классу духовых и ударных инструментов.
— Ничего себе! - вырывается у меня. — Ведьма, играющая на трубе?
— На гобое, — поправляет женщина. — Окончила Полтавское музыкальное училище. Я с детства на сцене — декламировала стихи, пела. Выучившись, руководила духовым оркестром в своем родном селе, кружком горнистов и барабанщиков в Диканьском доме школьника, работала в музыкальной школе в Семеновке, методистом Дома культуры в Диканьке. Откуда и ушла на пенсию. Сколько я детских и взрослых хоровых коллективов создала за свою трудовую жизнь! Два из них — «Престиж» и «Краянка» — получили звание народных, кстати. А Солоха — это моя главная роль в жизни. С ней я счастлива!
— В повести Гоголя Солохе, матери кузнеца Вакулы, сорок лет… Вы немножко ее переросли, вам не кажется?
— Я тоже иногда говорю об этом хозяйке шинка, где наша маленькая самодеятельная группа выступает с получасовой программой по приглашению. А она и слушать не желает. Говорит, возраст не главное, главное — умение сыграть характер, чтобы завести публику.
В Диканьке, я вам скажу, живут два «Гоголя» и две «Солохи». Один «Николай Васильевич» работает директором музыкальной школы в Диканьке, второй — в поселковом Доме культуры. А молодой «Солохе», учительнице младших классов, которая выступает в художественной самодеятельности Дома культуры, всего 20 лет. Так что я переросла свою героиню, а она еще не доросла.
«На Диканьщине каждая третья женщина ведьма и каждый мужчина черт, если выпьет лишку»
— А что вы скажете, благочестивая Солоха, с высоты своих прожитых лет, действительно ли на Диканьщине есть такие места, где человек может просто потеряться? Говорят, нечистая сила водит там несчастного, как ей вздумается, затемняя его ум и ослепляя глаза.
— Правду люди говорят. Как мне кажется, у нас есть параллельные миры. С детства помню, что на хуторе Коротковка, которого уже нет, однажды пропала пятилетняя девочка. Пошла днем за васильками и пропала. Всю ночь ее искали, а под утро нашли в поле. Ребенок стоял на небольшом пятачке и не мог с него выбраться.
Одно из таких заколдованных мест находится за забором моего дома. Как раз где установлен почтовый ящик. Заблудиться там — раз плюнуть. Мне самой приходилось троих мужчин выводить оттуда. «Да где это я? Никак домой не попаду», — не понимают люди и топчутся на одном месте.
Рядом с бывшей автостанцией тоже опасно ходить. Однажды мы — двадцать пять артистов, когда еще не было мобильных телефонов, возвращались с концерта, и водитель автобуса остановился у дома сватов нашего директора Дома культуры Галины Александровны. Она должна была занести к родственникам какие-то вещи. «Я быстренько», — пообещала. Стоим минут двадцать, а ее нет. Идем в дом. «Так Галина Александровна ушла давно», — удивились хозяева. Но куда она могла пойти, почему мы ее не видели, если наш автобус стоял в пяти метрах от ворот? Ничего не понимая, едем в Дом культуры. И тут нам навстречу из своего кабинета выходит директриса. «Почему вы уехали, не дождавшись меня?» — спрашивает нас возмущенно. — «Мне пришлось вызвать такси». Мы доказываем, что честно ждали ее почти полчаса, а она — что не видела автобуса…
А то однажды в Балясном, где мы были с концертом, исчез наш участник художественной самодеятельности. Где его только не искали! Как сквозь землю провалился. Решили возвращаться домой без него. Выезжаем за село, и видим: идет по трассе нам навстречу Анатолий Иванович в красных шароварах. Говорит, ему показалось, что автобус уехал без него. Однако почему он шел в село, а не из села, так и не смог объяснить.
Словом, с чертовщиной на Диканьщине все хорошо. Здесь, говорят, каждая третья женщина ведьма и каждый мужчина черт, если выпьет лишку.
Пани Мария признается, что сама к магии имеет опосредованное отношение. А вот ее бабушка, которая жила на хуторе Сивцы близ Диканьки (этого хутора давно уже нет), гадала на картах. Родственники ходили к ней узнать свою судьбу. Но она всех предупреждала: «Страшно заглядывать в будущее».
— Черной магией никогда не занималась, — уверяет моя колоритная собеседница. — Хотя однажды ходила к местной гадалке, так я сама рассказала ей о том, что меня ждет, а она только поддакивала. И все, о чем думаю, всегда сбывается.
Но карты «не сказали», что Солохе, или Марии Петровой выпадет дальняя дорога в Польшу, где она вынуждена будет «гнуть спину на господ», готовя для них бутерброды, чтобы заработать лишнюю копейку к своей смешной пенсии. Что переболеет там «модной» болезнью, надолго потеряет обоняние и вернется домой. И что под Рождество будет «летать» на старой березовой метле, потому что она не сотрется от работы, как бывало раньше, и будет выглядеть как новая… Рестораны и кафе в прилегающих к Диканьке городах и селах пока реже заказывают гоголевских героев, корпоративы отменяют из-за ковида.
— Так и говорю, какая жизнь, такие черти, — подводит итог разговору женщина в платке с «рожками». И, «седлая» метлу, приглашает: — Садитесь сзади. Могу подвезти, куда нужно, своим транспортом. Бесплатно.
Читайте также: Без жареного, выпечки и «помощников»: как правильно выйти из Рождественского поста
Фото предоставлены Марией Петровой и Мариной Макаренко
2664Читайте нас в Facebook