«Над ним издевались»: о режиссере «Мариуполис 2», замученном российскими оккупантами, рассказала продюсер фильма
В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Надежда рассказала, почему Мантас тайно уехал в Мариуполь и каким был их последний разговор.
«Свою первую картину он снял в Чечне»
— Все, что случилось, стало для меня полным кошмаром, — рассказала Надежда. — Мы ведь не знали, что Мантас собрался ехать в Мариуполь! К тому времени мы работали над нашим совместным третьим проектом. Была середина марта, и вдруг мы узнаем, что Мантас с его возлюбленной, актрисой Анной Белобровой (кстати, он познакомился с ней на нашем предыдущем фильме «Парфенон»), едут в Мариуполь. Помню, это было 18 марта, Мантас прислал мне на телефон их совместную фотографию с Анной и текст, что они сейчас по дороге в Мариуполь. Я была в шоке, написала, чтобы они были очень осторожны. Кроме того, чтобы молиться, ничего мне не оставалось.
— В то время Мантас работал над новым проектом?
— Да, они с Аней жили в Уганде, городе Кампала и готовили там фильм. Вернее, это должны были быть два фильма — документальный и игровой. Часть материала уже была отснята. Ни о каком «Мариуполисе 2» тогда и речи не было.
— Вы ведь были в команде и первого «Мариуполиса».
— И, кстати, он тоже случился независимо от нас, продюсеров. Мы готовились к съемкам картины «Парфенон» и в рамках исследований Мантас поехал в Мариуполь. Когда вернулся с кучей материала, сказал, что хочет сделать фильм. Мы ему: «Мантас, сосредоточься на нашем проекте!» Но удержать его было невозможно, он таки заставил посмотреть то, что уже отснял, и мы сразу сказали: «Да, это надо делать». Отодвинули «Парфенон» и принялись за «Мариуполис». Это был 2015 год, а закончил он картину в 2016.
— Что для Мантаса было главное в работе?
— Он же антрополог. Ему важно было показывать, как живут люди в предлагаемых условиях. Ведь свою первую картину он снял в Чечне. Для меня она самая сильная, невероятная история про войну. Ты не видишь ни одного военного, оружия, но ты ее все время ощущаешь. У меня до сих пор мурашки, когда вспоминаю об этой картине. Знаете, Мантас ничего не боялся. Опасность была частью его работы. Когда он снимал первый «Мариуполис», ему пришлось знакомиться с разными категориями людей. В том числе и военных формирований. Но Мантаса интересовало прежде всего поведение человека в сложных условиях.
— На протяжении шести лет после «Мариуполиса» он говорил, что хотел продолжать эту тему?
— Нет, совершенно. Свои следующие работы он снимал в Африке. Мы никогда не обсуждали продолжение «Мариуполиса». Конечно, Украина присутствовала в его жизни. Анна, его любовь, — актриса из Украины, многие из команды были украинцами.
— Полагаете, Анна не могла его остановить тогда в марте?
— Знаете, это была пара «сорви голов». Их было не остановить. Последний раз я видела Мантаса в ноябре 2021 года в Париже. Он был такой заросший, с большой бородой. И тут вдруг на фотографии, которую они мне прислали из Мариуполя, Мантас был совершенно другой, побритый. Они с Анной сделали селфи на фоне плаката Одри Хепберн. Но я знала, что говорить ему: «Что ты делаешь, не езди», — было совершенно бесполезно. А через несколько дней мне позвонила знакомая продюсер из Украины, сказала, что Мантаса убили и Аня ищет способы вывезти труп обратно в Вильнюс.
— Что вы тогда почувствовали?
— Полную беспомощность. И сильное желание нажать на кнопку телефона, чтобы отмотать время назад.
«Аня просто чудом нашла машину и смогла вывезти тело»
— Аня рассказывала, что случилось?
— Конечно. К тому времени Мантас уже искал способы выехать из города. На самом деле, он ведь думал, что в Мариуполе найдет тот греческий театр, который снимал для «Мариуполиса», будет общаться с прежними героями. Но все они уже покинули город, и Мантас с Аней жили вместе с людьми в евангелистской церкви. Передвигаться по городу было невозможно, поэтому Мантас просто начал снимать, как живут эти люди.
После десяти дней пребывания там он понял, что надо срочно уезжать. Оставил Ане все материалы и вместе с еще одним мужчиной отправился искать машину, чтобы покинуть город. Но их поймали военные. Его товарища отпустили, а Мантаса оставили, сразу поняв, что он никакой не украинец. Когда Мантас не вернулся, Аня начала его искать. Абсолютно везде! И вот в одном из военных отделений ей сказали, что у них есть такой мужчина, но он уже мертв. Анна рассказывала, что, когда увидела Мантаса, то одежда была на нем не та, в которой он уходил, и одно плечо было сильно выдвинуто вперед. Видимо, над ним издевались. Мы тогда уже все время были на связи. Аня просто чудом нашла машину и смогла вывезти тело. Она выезжала через россию и Латвию.
— Анна вывезла и все материалы для фильма?
— Да. Мы сразу их посмотрели и решили, что это полноценный фильм. Была середина апреля. Фильмы Мантаса никогда не были в Каннах, и я подумала, что это мог быть такой прощальный подарок ему. Я написала главе Каннского фестиваля, рассказав, что у нас есть материал, и попросила взять его в виде исключения. Мне тут же ответили: «Да, конечно». Мы показали фильм отборочной комиссии 9 мая, а фестиваль начинался через пару дней. Нам ответили на следующий же день, что нас берут.
— Полагаете, фильм понравился бы Мантасу?
— Думаю, да. Мы постарались сохранить особый «ритм» Мантаса, и, знаете, в этом даже нам помогло то, что мы делали все с колес. Признаюсь, я ощущаю, что Мантас все время со мной. Он очень вдохновляющая личность со своим своеобразным взглядом на человечество.
— Что бы Мантас сейчас сказал?
— Он бы знал, как поддержать каждого из нас. Точно бы сказал: «Я тут, с вами».
Напомним, в США стартовали показы украинского фильма «Клондайк», номинанта на премию «Оскар», который рассказывает о трагедии рейса МН-17 на Донбассе.
12309Читайте нас в Facebook