Щедрый вечер: величальные песни, озорство Маланки и гадания на будущее в канун Старого Нового года
Так повелось, что на украинских землях появился Старый Новый год, который отмечают с 13 на 14 января. Григорианский календарь в Украине был введен с 25 февраля 1918 года и согласно большевистскому Декрету был совершен переход на новое исчисление, с прибавлением 13 дней. Но церковь продолжила жить по старому календарю (по старому стилю), церковные праздники и Новый год продолжали отмечать по юлианскому календарю. Вышло так, что у православных Рождество перешло на 7 января. Вечер накануне Старого Нового года (13 января) называют Щедрым или Маланкиным, а 14 января отмечают Василев день (день Святого Василия). От первого Сочельника с Богатой кутьей до Крещенского Сочельника (18 января) продолжались зимние «Святки» (от слова святить, прославлять Христа). В народе не могли отказаться от старинного обычая и продолжали между Рождеством и Крещением праздновать Новый год (он перешел с 1 на 14 января), вобрав в себя традиции, десятилетиями накапливавшие предыдущие поколения.
Поэтому накануне Старого Нового года приходил развеселый праздник с щедрой кутьей, столом, заставленным скоромной едой, с проделками озорной Маланки, ритуалом вождения Козы и щедривками. О старинных обычаях наших предков, какие традиции они хранили в народе долгое время, «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
Традиции Щедрого вечера
- У себя в музее мы 14 января (12.00−16.00) планируем провести «Рождественскую феерию» с вертепными действами, колядками, щедривками, конкурсом на лучшую семейную рождественскую звезду, — информирует Елена Громова. — Хотим хоть немного людей развеселить в такие сложные времена. А на следующий день, 15 января, наши этнографы подготовили интересные факты о видах гадания. Будет интерактив и по желанию гостей каждому смогут погадать на старинных жребиях — «бЫчках» (деревянные фигурки), также появится возможность спросить у гадальщика, чего ждать в этом году.
13 января — день преподобной Мелании римлянки, и в народе праздновали праздник Маланки (Меланки, Миланки) в канун Нового года (31 декабря по старому стилю, а по григорианскому календарю, который в Украине ввели с 25 февраля 1918 года,
Вечер накануне Старого Нового года назвали Щедрым или Маланкиным, а 14 января отмечают день Василия (день Святого Василия). Все, что делалось на Новый год — это попытка разгадать будущее и обеспечить благополучие и счастье на следующий год. Как изменится у нас календарь, то Маланка будет 31 декабря, а Василия — 1 января.
В период зимних праздников — с Рождества и до Крещения — принято было посещать богослужения, ходить в гости, делать добрые дела. Также хозяева загадывали на урожай и приплод у животных, девушки гадали на судьбу. Это была особая атмосфера обаяния и магии. Уголок в доме с Рождества обычно украшал соломенный Дидух — символ рода. По украинским традициям, которые сформировались за то время, когда люди начали отмечать Старый Новый год, 13 января наступал Второй Сочельник (или Щедрый вечер и как его еще называли «Василев вечер»). Готовилась щедрая кутья, подавалась разная скоромная еда.
На Новый год было что поесть и выпить: медовуха, наливки, но не годилось пить по одной рюмке, а все по две — «щоб старі жили в парі, а молоді собі пару знайшли!» — приговаривали за новогодней трапезой. Как и на Рождество, на Щедрый вечер могли повторить скоромные блюда: мясные, рыбные, колбасы, блины, вареники, жаркое, голубцы, пироги и пирожки — было всего. А в кутью (овсяную, пшеничную или гречневую) добавляли сливочное масло или смалец (в ячменную крупу). Во многих регионах на Святки кутью готовили дважды (щедрую кутью пропускали), а в некоторых областях (Киевщина, Полтавщина, Черкасщина) — трижды. В западных регионах кутью не варили, могли посевать, а например, на Галичине, щедровали аж на Крещение (18 января).
На Щедрый вечер в некоторых местностях совершался обряд, символизировавший благосостояние. На стол выставляли пироги-калачи, кушанья, и отец, прячась за ними, спрашивал детей, видят ли они его. А те отвечали «Нет, не видим…» Тогда отец приказывал: «Дай, Боже, чтобы и на тот год так же меня не видели»… В некоторых регионах с Рождества выставляли хлеб «карачун», стоявший в углу к Василию (14) января), день которого отмечали вслед за Маланкой.
Время 13 января (Маланки) проходило со щедривками (а вот колядовать могли все праздники) и смешной Маланкой, которая любила баловство, а еще могли водить Козу, переодевались, шумели и веселились. Обряд Маланки соблюдался почти во всех регионах Украины, например, в Покутье, Подолье, Прикарпатье, Буковине (и до сих пор всех Маланок собирает фестиваль, где показывают сценки из сельской жизни). На Подолье в «Маланку» переодевался парень, а «Василием» могла быть девушка, или это были два парня, которые веселили публику. Происходило переодевание (как говорили на Гуцульщине — «переберія») — маскарад, или ряжение.
Маланке подрисовывали брови, свеклой натирали щеки, надевали юбку так, чтобы еще выглядывали и голые ноги — создавали комический персонаж, олицетворение неумелой хозяйки, которая за что бы ни взялась, все делала неправильно: то подмазывает водой печь, то белит лавки, а то схватит веник и метет дом от порога к углу … Она причиняла, прыгала, танцевала. Хозяева пытались «откупиться» от Маланки и говорили о ней: «Наша Маланка неробоча — на ній сорочечка парубоча. Люди ідуть на жнива, а Маланка — на пива. Люди ідуть з серпами, а Маланка — з склянками. Люди нажали по сім кіп, в Маланка — на один сніп». Когда-то переодевание выполняло важные религиозно-магические функции, а затем превратилось в веселый маскарад (с масками), развлечение. В центральной части страны был распространен вертеп, также ходила группа переодетых: в компании с «Маланкой» видели Бабу, Деда, Козу, Охотников, Пахарей, Журавля, Доктора, Цыгана, Михоношу и других. «Маланка сама не ходить, а за собою почет водить». Все одеты в кожухи навыворот, подрисованы белой глиной, намазаны сажей, с бородами, усами — рядились, кто как умел. Так люди прощались со старым годом — его прогоняли и встречали новый. Большую компанию всегда с радостью встречали, особенно радовались дети. Ватага двигалась по селу и заходила преимущественно туда, где собирались для гадания девушки.
После заката накануне новогоднего праздника вечерние «обходы» Маланки проходили под аккомпанемент щедривок. Начинался «Щедрий Вечір, добрий Вечір — добрим людям на здоров’я!» (распространен на Гуцульщине, Приднепровье, Восточном Подолье). На большей части Украины на Щедрый вечер пели очень известный «Щедрик»: «Щедрик-щедрик-щедрівочка, Прилетіла ластівочка. Стала собі щебетати, Господаря викликати»… Или запевали «На щастя, на здоров'я, на нове літо! Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю. Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!»
- Если колядки более религиозного содержания, то основой величальных песен Щедрого вечера было прославление хозяев и пожелание всех благ, урожая и достатка — щедривки более аграрного толка, — уточняет Елена Громова. — Бывало, с вечера 13 января иногда начинали сеять: Маланка разбрасывала зерно по всему дому, и эти посыпания имели на самом деле аграрно-магическое содержание. Ведь вместе выполняли обряд засева — у славян он был нацелен на хороший урожай. За щедрование давали продукты или деньги. Собранное могли продавать и направлять средства в церковь или оплачивать музыку, празднование. Когда одаривали Маланку деньгами, то приговаривали: «Це Маланці на вінок (наче наречена Василя)»…
Рождественская Маланка: как и когда «водят Козу»
Девушки тоже иногда «водили Маланку». В этих отдельных группах как молодую обряжали Маланку (венок с лентами, ожерелье), а вторую рядили Василием (в жупане, шапке, шароварах и сапогах). Но эти девичьи группы не заходили в дом, а щедровали только во дворе: «Ой, на річці наша Маланка у Дністрі була, у Дністрі була і дністрову воду пила, на камені ноги мила, білий фартух замочила. Повій, вітре буйнесенький, і висуши фартух тонесенький, повій, вітре, туди-сюди і висуши фартух межі люди, повій, вітре, на болото — висуши фартух на золото, повій, вітре, на дубині — висуші фартух на дівчині. Добрий вечір!» А вот глубоко верующие не только не пускали Маланку во двор, но и осуждали молодежь за участие в действе и говорили: «Маланочка світом ходить та з дороги людей зводить, та й з дороги християнства навертає до паганства».
Под конец Щедрого вечера уставшую Маланку заменяет Коза, которая где-то «потерялась» и ее наконец-то отыскали. Козе поют: «Де Коза ходить, там жито родить, де не буває, — там вилягає, де Коза ногою, — там жито копою, де Коза рогом, там жито стогом. А в нашій Михайлівці всі хлопці стрільці: стрелили Козу в праве вушко, в самоє сердушко, тут Коза впала, нежива стала. Ой, встань, встань, Козонько…» И дальше разные попытки Козу оживить… Такой обряд «вождения Козы» мог выполняться под Новый год, но в основном — на Василия.
Гадания на Маланку
- Под Старый Новый год девушки гадали, — продолжает Елена Громова. — гадали, перебрасывая сапог через дом, куда покажет носок обуви, туда и поведет жених. Девушки с закрытыми глазами считали в плетне колышки и потом разглядывали их — где молодец, а где вдовец: будет стройный, богатый или бездельник. Еще брали горсть фасолин и считали: если выпадет четное число, то быть девушке в паре. А утром проверяли насыпанное с вечера зерно: если нетронуто, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот. Имя суженого узнавали на улице — спрашивали у первого встречного. Если встретится собака, то муж будет злой, овца — совместная жизнь будет спокойной. Перед сном под подушку клали гребешки, чтобы «суджений-ряжений прийшов чесати голову».
В канун Нового года происходили предсказания и в доме. Если корова была стельная, то хозяйка присматривалась, куда в хлеву животное лежит головой или в какую сторону стоит, то определяли, в какое время отелится: если на восток, то утром, на юг — днем, а на север — вечером. Про пол теленка узнавали так, в «ночь на Василия» из-под настольника хозяин вытаскивал ложки: как попадалась мужская, то следовало ожидать появления бычка. Если в этот вечер корова поворачивает рога на юг, то родится телочка, на север — бычок. Также поведение коровы указывало, какое будет лето: лежит животное -сухое, а стоит — дождливое. В праздник ножки стола перевязывали веревками, чтобы волы были парными. А чтобы куры хорошо неслись летом, их «колотили» кочергой и наказывали: «Курки, не цокочить, а по копі яєць знесіть».
На Ровенском Полесье тоже были Вторая кутья, Щедрый вечер, Маланка и специфическое действо — Щедруха, то есть пели щедривки. А еще хозяин в вывернутом кожухе и с едой выходил на мороз позвать на кутью: «Морозе, йди з дітками куті їсти, а як не хош, то собі хош, тільки в Петровку не йди». Хозяин выходил в садик и топором (или кочергой) стучал по неродившим деревьям, а хозяйка перевязывала ствол соломенным веслом, приговаривая: «Грушечко, дай мені грушок мішок, щоб ти була щедрою, як той Щедрий вечір». А еще возле неплодородных деревьев высыпали мусор, который собирали («щоб не винести і своєї долі») с Рождества до Нового года. А потом уже могли это сделать и ссыпать на одну кучу в саду, даже поджечь, а дым от костра обладал чудодейственной силой — им окуривали садовые деревья, «чтобы лучше родили». Смотрели и на тыквы: как в хорошем состоянии долеживали до Щедрого вечера, то уродят и следующим летом. Важно было узнать об урожае льна, поэтому смотрели на длину соломинок, которые вытаскивали из-под застольника: если хозяйке попадется длинная, то красивый лен уродит (будет тогда полотно, масло и прочее). По длине льняной соломинки, которую вытаскивали все члены семьи, каждый определял и продолжительность своей жизни… Такие проводили гадания.
Старый Новый год использовали для определения урожайности: как тихая и ясная ночь — удачный год для всех; как солнце взойдет — к году счастливому, уродит фрукты; если снег пойдет — гречихи большой урожай; яркие звезды на небе — будет много грибов и гороха; если тепло, то лето будет дождливым; сильный мороз со снегом — жди хлебного урожая; как на деревьях много инея — будет удачным медосбор и урожай зерновых. Замечали, каким будет первый день Нового года, таким быть и всему году. Если на Маланку оттепель — до теплого лета, какая Маланка, такие и летние Петр с Павлом.
- 14 января приходил праздник Василия, его тезок и Васильевичей поздравляли с именинами, — продолжает Елена Громова. — А еще ходили громкими компаниями посевать (нельзя было отказывать колядникам-посевальщикам, чтобы «не вигнати з хати добро»), «Козу водили». Ходили ряженые, как и на Маланку, только среди персонажей был уже и Василий. Группа носила маску козы, обитую кожей. А ритуальное действо включает в себя танец Козы, ее «умирание» и «воскресение». Коза смешит, веселит, как и Маланка. Когда Коза убежала от Деда, ее ребята подстрелили, она «неживая стала». Сценарий хоть и драматичен, но символичен — умирает старый год, наступает новый, побеждает вера земледельца в весеннее обновление. Козу пытаются по очереди «оживить» Баба с Дедом, остальные для нее тоже поют, приносят дары, а после Доктор предлагает из кожи Козы «сапоги сшить, а мясо в дело пустить», и после предложенного могорыча «оживляет» Козу… конфетой. «Вождение Козы» превратилось в обрядовую игру и народное представление с юмористическим содержанием.
День Василия (в честь архиепископа Кесарии Кападокийской Василия Великого из Малой Азии, аскета, богослова и ученого, покровителя земледелия) приходится на первый день Старого Нового года. Праздники Маланки и Василия следуют один за другим. По церковному календарю один праздник завершает годичный круг, а другой начинает его. Так что в народном воображении образы Маланки и Василия образовали стойкую фольклорную пару, а Маланка поет: «…Ой, Василю, Василечку, веди мене на стежечку, буду тебе шанувати, щонедільки прибирати, за головоньку затикати» (речь идет о растении — базилике — Авт.) А Василия, кстати, предостерегали в колядках, чтобы с несерьезной Маланкой не дружил.
На Василия выполняли основной обряд — дома засевали зерном. Делали это мальчишки, которых благодарили мелкими деньгами или продуктами. Действовало правило первого «полазника» (тот, кто зайдет на порог утром) — обычно это и был первый посевальник (сначала он щедровал в своем доме), желавший благосостояния и изобилия. Считалось, что девушкам посевать не годилось. А зерно брали в рукавицу или сумку, шли к крестным родителям, родственникам и близким. В доме посевальник сыпал зерном и поздравлял всех с Новым годом. Зерно от посевальника не сметали сразу — оно несколько дней должно было быть в доме. Его собирали и отдавали курам, индюкам «чтобы хорошо неслись», а горох держали на весенний засев (прибавляли к общей массе зерна). Иногда в доме, чтобы вернуть здоровье больному, крест-накрест его посыпали зерном. А еще считали помогающей пшеницу, которой посевали новорожденного. Посыпанная этим зерном яблоня будет всегда с урожаем, а женщина, которая съест это зернышко, могла родить. Так было и со скотом.
В щедривках желали удачного хозяйственного года. В Киевской области щедровали:
Сію, вію, посіваю, з Новим роком вас вітаю!
На щастя, на здоров'я та на Новий рік,
Нехай уродить краще, ніж торік, —
Коноплі під стелю, льон по коліно,
Щоб у вас, господарі, голова не боліла.
Будьте здорові, з Новим роком та з Василем! Дай, Боже!
На Подолье желали:
Сійся-родися, жито-пшениця, всяка пашниця
На щастя, на здоров’я, на Новий рік.
Щоб уродило краще, ніж у той рік…
Приметы на Щедрый вечер (Маланку)
Пели и колядки, в которых прославляли хозяина и хозяйку (также отдельно детей, даже новорожденных).
На Василия выполнялся еще один из многих обрядов — отпугивание смерти. Чтобы не было покойника в доме и «грім на когось з рідних не впав», утром хозяин лопатой стучал под порогом. Девушки на чердак все выметали засушенными васИльками, «аби смерть туди не залізла».
Женщины проводили новогодний ритуал: наливали 14 января воду в бочку в сенях, а утром 15-го умывались, купались, чтобы сохранить здоровье. Перед зеркалом девушки призывали замужество.
Как дороги заснежит, то в селах запрягали коней в санях и катались с песнями и возгласами — ехали «на прогон» веселыми компаниями. Во время таких прогулок катали и детей.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.
Напомним, что предстоятель ПЦУ совершил Рождественскую литургию в Киево-Печерской лавре.
1436Читайте нас в Facebook