Вторая Пречистая: народные традиции «бабского праздника», приметы и обычаи
Как именно в быт вписалось это христианское событие и о каких старинных традициях сохранились воспоминания в народе, «ФАКТЫ» узнавали у Нины Главацкой, этнографа, старшего научного сотрудника отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины в Пирогово.
Вторая Пречистая считалась женским праздником, когда чествовали мать
— Вторая Пречистая, или Рождество Пресвятой Богородицы, — один из великих двунадесятых праздников, наиболее значимых в христианском мире, — рассказывает Нина Главацкая. — Основан праздник в честь дня рождения Девы Марии — Матери Иисуса. Именно это событие было предсказано разными пророчествами задолго до ее появления на свет…
Вспомним, как это было, по религиозным рассказам. Пожилая пара Иоаким и Анна жили без детей, что осуждалось, потому что считалось Божьим наказанием. Иоаким отправился в пустыню, чтобы вымолить у Бога отцовство. Ангел с небес предрек рождение дочери Марии, которая прославится на весь мир. Счастливая пара дала обет посвятить дочь Господу. Трехлетнюю Марию ввели в Иерусалимский храм (этому событию посвящается Третья Пречистая, которая раньше приходилась на 4 декабря, а теперь на 21 ноября), где она воспитывалась до подросткового возраста. Позже Марии избрали в мужья вдовца Иосифа Обручника, впоследствии она родила Сына…
Празднование Рождества Богородицы по времени совпадает с окончанием основных полевых работ. У наших предков Вторая Пречистая считалась днем радости, когда проводили богослужения, и еще женским праздником, когда чествовали мать. И в этот день Божью Матерь благодарили за собранный урожай, ведь она считалась покровительницей земледелия. У Заступницы также просили помощи на год будущий. Ко Второй Пречистой старались выкопать картофель, «бо на Пречисту бульба чиста».
В храме верующие молились за родных и близких, просили защиты и благословения Богородицы. В церкви икону Матери Христа украшали венками из цветов и трав, ставили свечи. Если размещенный на престоле венок сплели девушки, то они загадывали на удачное замужество, а молодые женщины — на супружескую верность. На Буковине, например, венки, привязанные к корзинам с травами, приносили святить, а потом несли домой, чтобы семья при здоровье дождалась Пасхи. В доме возле иконы Богородицы зажигали свечу, ставили мисочку с отваренной пшеницей (добавляли мед) — так вспоминали умерших женщин рода.
В праздник приветствовалось делать доброе дело — подать милостыню, помочь нуждающимся, потому что издавна считалось: добро, сделанное в этот день, к тебе вернется благополучием семьи и радостью.
В этот день почитали Богородицу как подательницу всяческого благополучия и покровительницу семьи, а особенно материнства. В народных традициях Рождество Богородицы считался женским днем — культ женщины был бесспорен. Так и говорили: «Вторая Пречистая — это мамин день». В некоторых регионах Украины праздник Рождества Богородицы считали «бабским праздником». С ним связывался день Рода-Рожениц. Женщины, у которых нет детей, в этот день справляли обед и приглашали бедных, «чтобы молились Богородице за ее детей». Также нанимали службу Божью в церкви, а после богослужения приглашали людей к себе на обед. Праздник Рода-Рожениц уходит корнями в дохристианские времена и связан с благодарностью духам дедов-Ладо, опекунам нив и урожая, которые «спочатку ниву засівали, а потім поливали» («Перша Пречиста ниву засіває, а друга дощем поливає»). В древности ритуальным блюдом для духов урожая была кутья с медом и маком, которую выставляли на окнах.
Считалось, что собранные между Первой и Второй Пречистыми приворотные травы обладали особой силой
В Украине с этого дня можно было уже засылать сватов, шутили: «Прийшла Пречиста — принесла старостів нечиста». Если же молодожены уже отгуляли свадьбу, то в этот день к ним в гости приходила родня, чтобы выслушать, как живется новым супругам. Молодожены также ходили в гости: обычно к родителям молодой вместе со свекром и свекровью — для налаживания хороших отношений как между невесткой и родителями мужа, так и между сватами.
Пасечники уже окончательно утепляли на зиму пчелиные ульи, а владельцы овец во второй раз проводили их стрижку.
На Вторую Пречистую приходится и последний срок заготовки чар-зелий. Считалось, что собранные между Первой и Второй Пречистыми приворотные травы имели особую силу: могли привораживать парня к девушке (мужчину к женщине), так и наоборот. Этим и обусловлены последние походы за калиной и барвинком. К слову, подвешенные к крыше пучки калины свидетельствовали, что в доме есть девушка на выданье.
В это время погода уже поворачивала на осень, поэтому говорили: «Прийшла перша Пречиста — калина одягла намисто, прийшла Друга Пречиста — взяла комарів нечиста, прийшла третя Пречиста — стала діброва безлиста». Вторая Пречистая была первым праздником осени, поэтому еще в народе его называли «осениной».
На Рождество Богородицы поста нет, поэтому можно есть любую пищу. Ходили друг к другу в гости, а в народе считалось, чем больше блюд стоит на столе, тем богаче будет следующий урожай. Поэтому хозяйки старались наготовить разной пищи, чтобы сбылась эта примета. Подавали борщ, голубцы, жаркое, вареники или пироги с мясом, сыром, сливами, грушами, яблоками и тому подобное. В этот день готовились во многих областях и рыбные блюда. В Центральной Украине обычно к празднику выпекали караваи. После освящения в церкви их на улице ломали и раздавали кусочки за души умерших, чтобы люди молились «за царство небесное».
С давних времен на Рождество Богородицы женщины рано утром шли к водоемам, чтобы умыться до восхода солнца и так сохранить красоту до самой старости. А детей, чтобы были здоровыми, обливали на пороге водой. Существовала также особая примета на замужество: если девушка умоется до восхода солнца, то ее обязательно посватают в этом году.
На праздник Второй Пречистой парни-подростки могли ходить по улицам села и размахивать освященными еще в Вербное воскресенье веточками (с намотанными красными нитками). Ими касались животных — так благословляли, чтобы плодился скот. А потом вербу бросали на воду, чтобы больные выздоровели, а чужая болячка обошла стороной. Молодежь собиралась на выгоне, чтобы поразвлекаться. Вечером парни и девушки на берегах водоемов танцевали и пели, устраивая веселые игры с выбором пары.
В это время в Украине, как правило, идут дожди: «Друга Пречиста дощем поливає!», — приметили в народе. В этот день пристально следили за погодой, потому что «яка погода на другу Пречисту, така й вся осінь». Если на Рождество Богородицы солнечно, то и осень ожидается теплая и ясная, без обильных дождей. Если же небо пасмурное — осенние холода придут с дождями. Если день выдался ясным, то такая погода сохранится и до конца октября. Если утром туман — пойдут дожди. Утро выдалось дождливым — лить будет еще 40 дней, а зима ожидается холодной. Если аисты до Второй Пречистой улетают, то следует ждать суровой зимы. В народе верили, что многое влияет на женскую судьбу, в том числе и погода: если в день праздника шел дождь, то случатся невзгоды в жизни.
Хорошей приметой в этот день считалось испачкать руки чем-то черным. Это означало, что вскоре получишь выгодное предложение, связанное с деньгами и доходами. Чтобы быть здоровыми, в этот день сжигали старую одежду и обувь.
Как правило, в праздники действовал ряд запретов — нельзя было заниматься физическим трудом: мыть пол, окна, убирать в доме, сжигать мусор
Напомним, впереди у христиан еще несколько важных церковных праздников. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, которое раньше приходилось на 27 сентября, теперь отмечают 14 сентября. А День Веры, Надежды и Любви и их матери Софии празднуют 17 сентября.
938Читайте нас в Facebook