Обряды сеятеля озимых, «хождение по калину» и «ожерелье» для Богородицы: Первая Пречистая в народных традициях
На праздничный стол подавали освященный хлеб из муки нового урожая
— После вознесения Иисуса перед Девой Марией во время молитвы на Голгофе явился архангел Гавриил и предсказал ее переселение на небеса, — рассказывает о происхождении Успения Богородицы Елена Громова, — Так и произошло: вскоре апостолы и праведники попрощались с Матерью Божьей, которая вознеслась к Спасителю. Церковь рассматривает переход в вечность Богородицы как испытание для каждого, кто завершает земной путь, поэтому верующие считают событие не смертью Пресвятой Богородицы, а перенесением в жизнь небесную.
В этот день принято в церковь (где молились за родных и близких) нести хлеб из свежей муки, семена (которые готовили к новому засеву), колосья, потому что завершалась жатва. Но скоро и сев озимых. Хлеборобы пытались справиться, пока погода позволяет — до Второй Пречистой (Рождество Богородицы в этом году 8 сентября). Недаром же в народе говорили: «Перша пречиста жито засіває, Друга дощем поливає, а Третя снігом покриває» (Третья Пречистая, или Введение в храм Пресвятой Богородицы, с этого года 21 ноября).
Когда сеяли озимые, то в некоторых регионах проводили обряд по подготовке семян. Брали обжиночный сноп (или зерновые в поле на нескошенном от Спаса клочке — «дедову бороду») и поручали кому-то из пожилых крестьян обмолотить его, чтобы добавить к основному засеву. Тогда приговаривали: «Руками діда сіють в мішок, щоб його руками сіяти в полі», «Роди, Боже, жито-пшеницю і благослови». Из дома в поле брали вареные яйца, творог со сметаной, лепешки с маком, овощи, хлеб с щепоткой соли, а еще кусочек кулича, который хранился за образами от Пасхи, и писанку. Яйцо закапывали, а сухой кусочек кулича перетирали и добавляли в зерно. Перед посевом хозяин клал на полотенце еду с хлебом, рядом расставлял мешки с зерном и садился. Сеятель окроплял ниву святой водой и засевал, приговаривая: «Боже, благослови ниву мою це насіння прийняти. Сійся-родися на щастя, на здоров’я, щоб на новий рік хлібець був краще, ніж цей рік».
Землю заволакивали и немного оставляли зерна в сумке «для расплода».
К празднику в саду собирали плоды, напевая: «Пречиста по груші ходила, Пречиста мішок загубила, а Спас ішов і мішок знайшов. Спасику-батьку, віддай мій мішочок, не буду ходити у твій садочок». К празднику собирали яблоки (которые созрели), сливы и другие плоды, начинали копать картофель.
На стол после двухнедельного поста уже подавали скоромное, также освященный хлеб из муки нового урожая, пироги, вареники с фруктами. Уже полным ходом начинали заготавливать на зиму овощи и варили варенье.
На Первую Пречистую в западных регионах выпекали разноцветное ожерелье из печенья (делали его в форме крестиков, листочков, цветочков, шариков) как символ богородичного праздника. Такое «ожерелье для Богородицы» называли еще «корали», в выпечку для цвета добавляли природные красители (сок свеклы, моркови, отвар ромашки, мяты
— С Первой Пречистой выполнялся еще обряд «хождения по калину», — продолжает Елена Громова. — Рвали калину, ее гроздья подвешивали под крышей дома и высушивали или оставляли на ветках, чтобы замерзла. Калину использовали как основу для варенья, джемов, ею лечились при простуде, несла она и символическую обрядовую нагрузку: ее вплетали в венок невесте, использовали как украшение каравая, а также клали в гроб покойника.
Калина, подвешенная под крышей хаты, служила своеобразным знаком для сватов
— Кусты калины, как правило, росли у каждого дома, — рассказывает Елена Громова. — На праздник же девушки после церкви шли за дикой калиной. После забав, песен, полдника собирали ягоду, но сначала пару ягодок бросали в рот и загадывали желания. На обратном пути парни хотели отобрать лесные дары у девушек, поэтому те мстили: молодежь со смехом разрисовывала друг другу лицо раздавленной ягодой, а потом все вместе направлялись домой.
Матери, принимая от дочерей пучки ягод, приговаривали: «Ой, доню, будь такою червоною, здоровою, незайманою та чистою до самого вінця, як ця калина». А к калине обращались: «Ой, калинонька, будь гожою на коровай, на гільце, на квітки весільні та хрестильні — на здоров’я людям і добро нашому роду». Калину подвешивали под образами и под крышу хаты на улице — и после этого калина служила своеобразным знаком для сватов.
После Успения уже готовиться к свадебному сезону. Родители детей на поре заводили разговоры о сватовстве. Между Первой и Второй Пречистой уже засылали сватов (а свадьбу назначали после Покрова — с 1 октября). В сватовстве придерживались минимум трех этапов: договор, смотрины, помолвка… А как ставили магарыч, то девушка считалась засватанной (и в волосы вплетала специальную ленту). Говорили об этом периоде: «Прийшла Пречиста — сватів несе нечиста», «Старости на Пречисту, в хаті речисто»…
На Успение действовали запреты: грех было отказывать кому-то в помощи, ссориться, оскорблять друг друга, выполнять тяжелую работу, заниматься рукоделием. В этот день принято не ходить босыми ногами по росе (считалось, что трава хранила слезы Богородицы). Люди верили, что кто надевает в этот день старую, грязную или драную обувь, того одолеют трудности, дела не пойдут вверх. А девушкам утром, пока не умоются из источника или росой, нельзя разговаривать, иначе останется незамужней.
На Первую Пречистую крестьяне следили за погодой, потому что из многолетнего опыта уже знали: «Какая Первая Пречистая — такая и осень». Если стоит густой туман, в лесу жди много грибов, радуга на небе — к теплой осени; много паутины — к морозной и малоснежной зиме; если выпал на Пречистую дождь — следует ожидать дождливой и холодной осени. А если не будет дождя, то теплая и «без болота».
На следующий день после Успения в народе отмечают Третий Спас.
262Читайте нас в Facebook