ПОИСК
Культура и искусство

Ежедневно павло глазовой получал на домашний адрес пачки писем. Это были «доносы» на руководство с обязательной припиской: «напишцть про нашого начальника байку. Щоб знав! »

0:00 28 октября 2005
Ежедневно павло глазовой получал на домашний адрес пачки писем. Это были «доносы» на руководство с обязательной припиской: «напишцть про нашого начальника байку. Щоб знав! »
Год назад ушел из жизни известный украинский поэт-сатирик Свои юморески Павло Глазовой обычно писал «с натуры». К примеру, как эту, знаменитую: У тролейбусу стоїть Згорблена бабуся.  — Ой трясе, ой упаду… Як смикне — уб'юся. А мужчини он сидять. Як же ім не стидно? Справжніх, істинних мужчин Серед них не видно. А якийсь патлатий тип Так відповідає:  — Ну, мужчини, бабо, щ, Та містов немає. Первый сборник поэта-юмориста, впрочем, так и назывался — «Карикатури з натури».

«Прочитав юморески студента Глазового, Остап Вишня сказал ему: «Пишiть! Пишiть ще i ще!»

- Кстати говоря, первую славу отцу принесла именно «транспортная» тема, — рассказывает сын Павла Глазового, редактор отдела культуры журнала «Україна» Андрей Глазовой.  — Настоящим бестселлером стала юмореска «У трамваї». Не было такого правительственного концерта, на котором она не звучала бы со сцены. Она очень нравилась Петру Шелесту — он ее каждый раз заказывал. Помните?

 

У трамваї повно.

РЕКЛАМА

- Что ви за народ?

Впереді слободно,

РЕКЛАМА

Проході вперод!

Ти чево, чувішка,

РЕКЛАМА

Прьося на носок?

Опупєла, что лі?

В головє пєсок?

Нікакіх пойнятій

Об культурі нєт.

Убєру свой локоть,

Он же, как шкілет.

Дама в полосатом,

Топай вєсєлєй!

Трудно ж протолкаться,

Как срєді джунглєй.

Ти, піжон у шляпє,

Глазом нє косі!

Здєсь тєбє нєвдобно?

Єздяй у таксі!..

 

- Бессмертная вещь! Написана, будто вчера. Хотя ей уже…

- Больше сорока лет! Почти полстолетия! А культура, к сожалению, та же.

- А правда, что, когда Остап Вишня прочитал юморески студента Павла Глазового, тут же пригласил его в журнал «Перець»… заместителем главного редактора?

- Это действительно было так. Отец любил рассказывать эту историю. Будучи студентом Киевского педагогического института, он отправил в журнал «Перець» несколько своих вещиц — без всякой надежды, что их опубликуют. И вдруг отца через деканат разыскивают в общежитии и передают, что его просит зайти к себе… Остап Вишня.

- Он в те времена был главным редактором «Перця»?

- Ну что вы! После возвращения из сталинских лагерей Остап Вишня занимал скромную должность завотделом писем. Собственно, поэтому письмо отца попало прямо ему в руки. Нужно сказать, однако, что, несмотря на маленькую должность, Остап Вишня пользовался в редакции огромным авторитетом. Его мнение порою значило больше, чем мнение главного редактора. Так вот. Он вызвал отца и сказал: «Пишуть! Пишуть ще у ще», — и рекомендовал его взять… заместителем главного редактора. Кстати, помните, в «Перцу» была рубрика «Страшне перо не в гусака», где публиковались выдержки из объявлений, милицейских протоколов, ученических сочинений? Ее отец придумал. А спустя некоторое время вслед за ней в московском «Крокодиле» появилась рубрика «Нарочно не придумаешь».

«Юрий Никулин был хорошим приятелем отца — их сближало чувство юмора»

- Юморески Павла Глазового читали со сцены Анатолий Паламаренко, Неонила Крюкова, Анатолий Литвинов… А Андрей Корнеевич Сова исполнял его вещи, даже когда уже не мог ходить, сидя на сцене в инвалидной коляске…

- Мало кто знает, что отец писал интермедии также для Штепселя и Тарапуньки, для Киевского цирка. Он приятельствовал с Юрием Никулиным, который не раз приезжал в Киев. Оба любили и понимали юмор, часто обменивались какими-то идеями. Я, первоклассник, тогда впервые увидел Юрия Владимировича в цирке. Не верилось: кумир из нашумевшего в 60-е годы фильма «Пес Барбос и необыкновенный кросс» стоял рядом, о чем-то говорил с отцом. Настоящая слава, которую принесла Никулину «Бриллиантовая рука», была у артиста впереди…

- Кстати сказать, юморески Павла Прокоповича не менее смелые, чем гайдаевские фильмы…

- Да, время было, мягко говоря, малодемократическое. Но отец не боялся высмеивать бюрократов в пыжиковых шапках, в том числе милицию, судей. У нас дома до сих пор хранятся мешки писем от граждан, которые жаловались на свое руководство с обязательной припиской: «Напишуть про нашого начальника байку. Щоб знав!» В каждом третьем письме, кроме того, просили отца прислать сборник его юморесок. Отец обычно бурчал: «Думають, мабуть, що в мене тут друкарня!» Но если письмо отца брало за душу, он шел на почту и высылал книгу. В благодарность ему почитатели тоже слали гостинцы. К примеру, один ценитель юмора с Буковины регулярно присылал роскошные белые грибы. А однажды с Дальнего Востока земляки-украинцы передали отцу с посыльным три трехлитровые банки красной икры! Это было очень трогательно.

- Откуда же узнавали адрес?

- В справочных, в Союзе писателей, где угодно. Нередко почитатели отца приезжали к нам прямо домой. Кто с «доносом» на начальство, кто привозил «пробы пера». Были и такие навязчивые гости, что не выпроводишь. Однажды приехал из какого-то села «дядько з торбою яблук». Как он хохотал на кухне! Часа два, наверное! Наконец засобирался на вокзал. Только захлопнулась дверь, я захожу в кухню — глядь: чей-то ботинок! «Да это же он, так «регочучи», в тапках и отправился на вокзал», — схватился за голову отец. Минут через десять звонок в дверь — наш гость. Благо, раньше люди отправлялись на вокзал за несколько часов до отхода поезда. Это спасло нас от предоставления гостиничных услуг (улыбается).

«Куда бы Павло Глазовой

ни приезжал — в областной центр или глухую провинцию, его встречали, как… Папу Римского»

- Андрей Павлович, ваш отец прославился и как баснописец, которому, думаю, не ошибусь, в прошлом веке в украинской литературе не было равных.

- Да, он писал басни. Помню, как однажды, я был еще подростком, мы зашли в книжный магазин и отец приобрел томик басен Эзопа. Обычно он брал классический сюжет и заканчивал его современной моралью. Вот как в его интерпретации звучит басня о вороне и лисице.

 

Гасла

Запишалась чорна гава:

бутерброд у неч є!

Примостилась на гілляці,

булку з маслечком клює.

Раптом вибігла лисиця із зеленого

гайка… і торжественно гука:

- Хай живе любима гава!

Смерть орлам, а гаву слава!

Гава слухає, радіє, вгору дзьоба

задира і, не знаючи, що діє,

враз як вигукне: Ур-ра!

Булка з маслом з гілки ляп!

А лисиця іі хап!..

Хто кричати вміє гасла,

не сидітиме без масла.

 

- Очень актуально. Но, кстати, о хлебе с маслом. У отца высокие были гонорары?

- Как вам сказать? Мы не голодали, но и не роскошествовали. Ни машины, ни дачи, ни антиквариата у отца никогда не было. Он к этим вещам был довольно равнодушен. Для него важнее всякого гонорара была реакция слушателей и читателей. Народ его юморески знал наизусть, поэтому, куда бы отец ни приезжал — в областной центр или глухое село, его встречали, как… Папу Римского.

- А начальство в пыжиковых шапках, небось, Павла Глазового побаивалось…

- Да, многие опасались критики Глазового. Поэтому, наверное, он и не смог ни разу выехать за рубеж. Официального запрета не было, но в последнюю минуту всегда что-то срывалось. Ну а сборники, которые претендовали на тираж 50-100 тысяч экземпляров, «как бы чего не вышло», издавали тиражом две тысячи, пять. Говорили: нет бумаги. Кстати, некоторые произведения до сих пор не напечатаны.

- Одна из последних юморесок Павла Прокоповича, «посвященная» народным депутатам, заканчивается словами: «То ж нехай вони не брешуть, що вони народну… » Однако, несмотря на скептическое отношение к властям, на похоронах у вашего отца можно было увидеть венки и от Верховной Рады, и от Кабмина…

- На том все внимание к народному поэту и закончилось. После смерти отца ни один его сборник не был переиздан — «ввиду отсутствия средств». Благодаря почитателям вышел только компакт-диск с юморесками, которые включены в школьную программу. Правда, очень маленьким тиражом.

- Ну а памятник на Байковом кладбище поставили?

- Он сейчас в работе.

- Государство вам помогло?

- Нет, предложений с его стороны не поступало. Правда, через общественный форум я обратился с письмом к бывшему вице-премьеру, но ответа не получил. Видно, «сынам народа» сейчас не до культуры, а бегать по приемным у меня нет привычки. Да и отец это не одобрил бы.

 

1617

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров