Беременная валентина терешкова носилась на своем автомобиле «альфа-ромео» со скоростью 180 километров в час
После 108 минут, проведенных в космосе, старший лейтенант Юрий Гагарин стал всенародным любимцем. Он сразу получил звание майора и звезду Героя Советского Союза. Гагарин был одним из немногих счастливчиков, кто разъезжал по Москве на иномарке. Стоит ли говорить, что в 60-е годы иностранный автомобиль воспринимался на улицах советского города как настоящее чудо. О машинах первого советского космонавта до сих пор ходят легенды.
Шарль де Голь, гостивший в СССР, подарил Юрию Гагарину роскошный «Ситроен ДС»
Когда Хрущев узнал, что у Гагарина нет личного автомобиля, он распорядился подарить космонавту «ГАЗ-21». Черная «Волга» 1961 года выпуска с госномером 78-78 МОД верой и правдой служила всенародному любимцу. Летом 1961 года Гагарин посетил Кубу. Фидель Кастро великолепно встретил первого космонавта. Его всюду возили на бело-пурпурном кабриолете «Эдсел Корсар» 1958 года. Ведь до кубинской революции на острове было много американских машин периода детройтского барокко (автомобильный дизайн конца 50-х годов). Фидель великодушно подарил Юрию Алексеевичу «Эдсел» с 8-цилиндровым двигателем мощностью 228 лошадиных сил и автоматической трансмиссией.
Гагарин, привезя «американца» в Москву, решил не оставлять его себе. Слишком экстравагантный дизайн и чрезмерно автоматизированное управление не понравились космонавту. Какие-то кавказцы приобрели кабриолет Гагарина, чтобы подарить его Закиру Мамедову -- двойнику Сталина. Никита Сергеевич, узнав о патриотическом поступке космонавта, подарил ему открытую «Чайку». Но Юрий Алексеевич не ездил на правительственном кабриолете ни в Москве, ни в Звездном городке. Он отправил его в Сочи, где летом отдыхала вся семья, поэтому открытая машина была кстати.
Осенью 1961 года Гагарин посетил Францию, где его пригласили на завод аэрокосмического концерна «Матра». Там Юрию Алексеевичу показали новое детище фирмы -- автомобиль «Матра Джет». Эта машина заняла серьезное место в жизни космонавта, поэтому следует рассказать о ее создании подробнее.
Рене Боннэ, известный французский автогонщик и механик, создал ходовую сверхпрочную трубчатую раму, а его друг Шарль Дойч -- легкий стеклопластиковый кузов купе. Боннэ «раскрутил» «Матру» на производство автомобиля с 4-цилиндровым двигателем «Рено-Гордини» мощностью 72 лошадиные силы. Этот моторчик, установленный позади сиденья, разгонял 800-килограммовое купе до 175 км в час. Машину назвали «Матра Джет» (реактивный).
Чтобы привлечь внимание к своим спорткарам, фирма решила подарить «реактивное» купе первому космонавту Земли. Гагарину очень понравилась эта машина. Она была не слишком роскошная, но действительно скоростная. А главное, с Францией тогда у СССР были неплохие отношения. «Волгу» Юрий Алексеевич отправил родителям в Гжатск, где она находится при Доме-музее и в настоящее время.
Гагарин носился на своем купе с такой скоростью, что стал настоящим «кошмаром» для ГАИ. Этот серебристый автомобиль и породил досужие слухи о зазнайстве космонавта. Для семьи двухместный, тесный салон «Матры Джет» не подходил, и Шарль де Голь, гостивший в СССР в 1965 году, презентовал Гагарину черный «Ситроен ДС». Этот автомобиль с поднимающимся футуристическим кузовом, был настоящим автохитом с 1955 по 1973 годы. В воспоминаниях дочерей Юрия Алексеевича и его друзей рассказы об обеих французских машинах настолько перепутались, что получился один спортивный «Ситроен». Но такой автомобиль в 60-е годы не выпускался.
После смерти Гагарина «Ситроен» был продан, и его след потерялся. «Волга» стоит в стеклянном саркофаге в Музее первого космонавта. Никто не посмел растащить ее на запчасти. Реставратор Вячеслав Лен недавно обнаружил и восстановил курортный кабриолет «Чайка». Судьба купе «Матра Джет» долгие годы была неизвестна. В настоящее время эта машина выставлена в частном автомузее в Вильнюсе.
В советское время за растаможку иномарки следовало уплатить 200 процентов ее стоимости
«Ситроен ДС» был не только у Гагарина. По Москве ездили около десятка этих удивительных машин. Не только дипломаты и работники Внешторга могли позволить себе такую иномарку. К примеру, «Ситроен ДС» был у Галины Улановой, которой фантастическое авто подарил в 1967 году знаменитый дизайнер Пьер Карден. Но у великой балерины и раньше была машина иностранного производства. Во время гастролей в Канаде она приобрела роскошное купе «Меркурий Монтерей» с двигателем мощностью 312 лошадиных сил и автоматической трансмиссией. Сама Уланова за руль не садилась. У нее был водитель, которому балерина платила 120 рублей в месяц. Он «вылизывал» обе иномарки, а также «Чайку», подаренную в 1972 году Брежневым для восстановления престижа СССР. Лишь в прошлом году наследники Галины Улановой продали все три машины.
Поклонником американских автомобилей был и выдающийся тенор Григорий Лемешев. Из гастролей по США и Канаде он привез недорогой 6-цилиндровый «Плимут Савой» черного цвета с двигателем мощностью 132 лошадиные силы. Эта машина хоть и имела простенькие для Америки технические показатели, но выделялась дизайном.
Известная советская певица Людмила Зыкина хотела в 1968 году приобрести «Пежо-404», но Екатерина Фурцева сказала: «Советская певица должна ездить на отечественных машинах». Зыкиной пришлось покупать «Волгу».
В те годы было непросто приобрести иномарку. За растаможку требовалось уплатить 200 процентов стоимости автомобиля. Покупать машину у покидавших СССР дипломатов мог далеко не каждый. Ведь КГБ, следивший, чтобы иномарка отправлялась в комиссионку и продавалась лишь с разрешения председателя Мосгорисполкома, не дремал. Однако механик-оценщик Роман Саголов научился обходить все законы. Он оформлял почти новую машину как непригодную к эксплуатации, покупал ее у дипломата за свои деньги, через друзей в ГАИ делал документы и продавал с огромной прибылью дельцам с Кавказа и Прибалтики. Сам Саголов ездил на черном «Мерседесе-Бенце» 1962 года выпуска, двигатель которого имел мощность 220 лошадиных сил. За рулем этого автомобиля он снялся в фильме «Судьба резидента». Кстати, этот факт не помешал правосудию, афериста изобличили и посадили.
Беременная Терешкова носилась на «Альфа-Ромео» со скоростью 180 километров в час
Следуя примеру Гагарина, другие космонавты тоже пожелали иметь иностранные машины. Член первого многоместного экипажа «Восток-1» космонавт-медик Борис Егоров приобрел «Бьюик Электра-225» 1964 года выпуска. Этот огромный 8-цилиндровый автомобиль с двигателем мощностью 320 лошадиных сил был на редкость комфортабельным. Большой друг Егорова кинопутешественник Юрий Сенкевич ставил его на голову выше современных «Мерседесов».
Алексей Леонов, впервые вышедший в открытый космос, ездил на «Волге», но с завистью посматривал на иностранные машины. В 1969 году председатель Моссовета помог Леонову приобрести за 7 тысяч 200 рублей «Форд Файрлайн» 1961 года с 6-цилиндровым двигателем мощностью 149 лошадиных сил. Этот красивый седан не давал покоя многим «друзьям». Руководитель отряда космонавтов Николай Каманин, Герой Советского Союза, вызвал к себе Алексея Леонова, также Героя, на товарищескую беседу. Он рассказал, как Сталин дарил летчикам-героям автомобили «Паккард-190» только потому, что тогда не было достойных советских машин и никто не рисковал спорить с вождем. Каманин добавил, что «Форд» может помешать карьере, поэтому лучше продать его, на худой конец, не ездить на этой машине. Весной 1970 года Алексей Леонов продал иномарку по той же цене, что и приобрел. А человек, купивший ее, уступил через неделю «Форд» за 15 тысяч рублей. Леонов вынужден был ездить на «отечественном шедевре» -- «ГАЗ-24».
Интересная история приключилась и с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. После полета в космос ей позволили приобрести спортивный автомобиль. Это была темно-синяя «Альфа-Ромео-1300 Джульетта Юниор» с 4-цилиндровым двигателем мощностью 103 лошадиные силы и кузовом купе от ателье «Бертоне». Терешкова носилась на «Альфе» со скоростью 180 километров в час, что вызывало бесконечное беспокойство близких. Ее муж космонавт Андриян Николаев не разрешил беременной жене разъезжать на «Альфа-Ромео» и продал ее через комиссионку. Машину приобрели в Харькове, где она находится до сих пор. Этот автомобиль -- постоянный посетитель московских фестивалей «Автоэкзотика». А Валентине Терешковой, когда она стала главой Комитета советских женщин, вручили белую «Чайку». Это была единственная машина, окрашенная в такой цвет на заводе.
1633Читайте нас в Facebook