ПОИСК
Происшествия

Если международную космическую станцию законсервируют, то через год с небольшим она… Упадет на землю

0:00 11 февраля 2003
Инф. «ФАКТОВ»
После гибели шаттла «Колумбия» судьба трех членов экипажа МКС оказалась под вопросом

Американские космические челноки играли -- прямо или косвенно -- достаточно важную роль во многих международных и национальных космических программах. После гибели «Колумбии» оставшиеся у НАСА четыре корабля многоразового использования надолго застряли в ангарах. Ни один из них не отправится на орбиту до тех пор, пока не будет выяснена причина катастрофы шаттла. Весь мир обеспокоен судьбой трех астронавтов, которые в настоящее время продолжают жить и работать на борту Международной космической станции. Они собирались вернуться на Землю в марте, и забирать их должен был шаттл «Атлантис»…

Астронавтам хватит кислорода, пищи и воды лишь до конца июня

Американцы Кен Бауэрсокс, Дон Петтит и россиянин Николай Бударин прилетели на МКС в ноябре прошлого года в составе шестой по счету постоянной экспедиции. Они были уверены, что в марте их сменит следующая тройка. Жизнь распорядилась иначе. После гибели «Колумбии» о доставке новой экспедиции речь уже не идет. Во всяком случае, в этом году. Теперь следует думать о спасении Кена, Дона и Николая, у которого к тому же стало пошаливать сердце.

Запасы пищи, воды и кислорода на МКС строго рассчитаны и ограничены. Поэтому в сложившейся ситуации в первую очередь возникла необходимость их пополнить. Уже в воскресенье, через сутки после гибели американского челнока, с космодрома Байконур стартовал российский «Прогресс М-47». Во вторник он успешно состыковался с МКС. Корабль доставил на станцию почти три тонны жизненно важных грузов. Росавиакомос и НАСА подтвердили, что теперь членам шестой экспедиции хватит кислорода, еды и воды до конца июня.

Бауэрсокс, Петтит и Бударин заявили, что готовы оставаться на орбите столько, сколько от них потребуют обстоятельства и работа. Но и сами астронавты, и те, кто отвечает за их жизнь и безопасность на Земле, понимают, что это невозможно. Никто не может сказать, как долго шаттлы будут стоять на приколе. Поэтому в настоящее время страны, участвующие в проекте под названием МКС, ведут горячие споры о том, как доставить астронавтов домой.

РЕКЛАМА

Все предыдущие экспедиции возвращались на борту шаттлов. Безусловно, создатели станции предусмотрели запасной вариант. Это российская посадочная капсула, используемая на кораблях «Союз». Такой аппарат рассчитан на трех человек. Собственно, этим и объясняется количество членов постоянного экипажа МКС. К станции все время пристыкована одна из таких капсул. Если ситуация на МКС обострится, Бауэрсокс, Петтит и Буданов смогут воспользоваться этим аппаратом. Представитель НАСА Боб Кабана, который, кстати, входил в состав первой экспедиции на МКС, заявил: «Мы сделали все возможное, чтобы обеспечить безопасность людей на орбите. В настоящее время, после пополнения припасов, причин для беспокойства нет… »

Однако, даже если астронавты смогут вернуться на Землю в капсуле «Союз» (чего до них никто из членов экспедиций, работавших на МКС, еще не делал), возникает другая проблема: что будет со станцией после того, как Кен, Дон и Николай ее покинут?

РЕКЛАМА

Россия готова доставлять на МКС грузы и космонавтов, если США выделят в этом году Росавиакосмосу не менее 1,5 миллиарда долларов

Американцы предлагают перевести МКС в беспилотный режим. Иными словами, станцию нужно законсервировать. У этого плана есть несколько слабых мест. Во-первых, каждую неделю МКС снижается приблизительно на два километра. Учитывая, что она находится над Землей на высоте около 400 километров, это не опасно. При одном условии -- возможности корректировки орбиты станции. Эту задачу осуществляли… шаттлы! После стыковки с МКС американские челноки включали свои двигатели и возвращали ее на заданную орбиту. НАСА заявляет, что в этом году в подобном маневре нет нужды. Но только в этом году.

Во-вторых, консервация станции означает прекращение всех полетов к ней. А это автоматически повлечет многомиллиардные убытки для Росавиакосмоса, Европейского космического агентства, Японии и Канады, которые также принимают активное участие в проекте. По меткому выражению писателя Эндрю Чайкина, «все надежды человечества в области освоения космоса были сосредоточены на этой станции, а она оказалась карточным домиком!» Подобная ситуация возникла из-за отсутствия взаимозаменяемости используемых различными странами технологий.

РЕКЛАМА

Теперь Россия утверждает, что готова взять на себя доставку на орбиту и космонавтов, и запасов пищи, воды, кислорода и топлива. Готова, но при одном условии -- ей необходимо дополнительное финансирование. На строительство космического корабля «Союз» уходит два года. На строительство грузового космического корабля «Прогресс» -- чуть меньше. Имеющийся в наличии у России космический флот явно не справится с задачей доставки. Почему? Потому что грузоподъемность российских кораблей в восемь раз ниже, чем у шаттлов. А только в этом году планировалось отправить на МКС более 40 тонн различных грузов! Кроме того, часть оборудования, предназначенного для дальнейшего монтажа МКС, изначально строилась и строится с тем учетом, что его будут переправлять американскими челноками. «Прогрессы» просто не поднимут эти модули! Но даже если приостановить дальнейший монтаж и ограничиться только отправкой новых экспедиций, потребуются дополнительные «Союзы», чтобы обеспечить космонавтов посадочными капсулами.

В Росавиакосмосе считают, что технически эта задача выполнима. Нужны лишь деньги. В Москве уже подсчитали, что Америка могла бы давать России те 500 миллионов долларов, в которые НАСА обходится каждый полет шаттла. Уж если челноки стоят без дела, пусть хоть деньги не простаивают. рассуждают в Москве.

Американцы иронизируют, что российские «Союзы» годятся только для туристических прогулок

Но вряд ли с этим согласится Вашингтон, который и так уже опасается, что после гибели «Колумбии» Россия вернет себе лидерство в освоении космоса. Поэтому специалисты НАСА, вооружившись цифрами, доказывают низкую эффективность и высокие затраты российских космических технологий. Американцы иронизируют, что «Союзы» годятся только для… туристических прогулок!

В этом есть доля истины, если еще раз вспомнить историю создания МКС. Российские корабли действительно доставляли на станцию лишь платных визитеров и сопровождающих их лиц. На орбите побывали американец Деннис Тито и гражданин ЮАР Марк Шаттлуорт. Каждый из космических туристов заплатил за это удовольствие по 20 миллионов долларов. Деньги пошли на финансирование российской космической программы. Но на этой неделе представитель Росавиакосмоса Сергей Горбунов заявил, что Россия временно сворачивает туристический проект. «Мы понимаем, что теряем большие деньги. Речь идет о десятках миллионов долларов. Но мы идем на это сознательно, не желая рисковать жизнью и безопасностью людей. Мы не отказываемся от космического туризма навсегда. Это временная мера. Мы вернемся к программе, как только трудности, вызванные гибелью шаттла, будут разрешены», -- подчеркнул Горбунов.

Эксперты полагают, что скорее всего будет принято решение о временной консервации МКС. Полностью похоронить этот проект не рискнут даже сторонники беспилотного изучения космоса. Они настаивают на использовании роботов в данной области, говоря, что никто не имеет права рисковать жизнью людей даже во имя высокой цели. Впрочем, все понимают, что МКС -- это не только технический и научный проект. Станция имеет огромное политическое значение. В настоящее время она помогает налаживать и поддерживать дружеские отношения между странами, участвующими в проекте. А ведь в недалеком будущем освоение космоса шагнет так далеко, что потребует объединенных усилий всего человечества. И тогда опыт создания МКС станет для человеческой цивилизации бесценным.

ИЗ АРХИВА «ФАКТОВ»

Проект создания Международной космической станции впервые был представлен в 1984 году. Принять участие в его осуществлении согласились 16 государств. Главенствующая роль принадлежит ведущим космическим державам -- США и России. Общая стоимость проекта -- 95 миллиардов долларов.

Первым шагом на пути к его реализации стала стыковка американского шаттла «Атлантис» и российской станции «Мир» в июне 1995 года. Специалистам обеих стран необходимо было убедиться, что используемые ими технологии могут сосуществовать в космосе.

Монтаж МКС начался в ноябре 1998 года, когда на орбиту был выведен модуль «Заря», построенный в России. В нем располагаются командный пункт, системы контроля и управления. Две недели спустя американцы доставили к месту сборки модуль «Юнити». Он является самым крупным в общей конструкции и предполагает стыковку со всеми остальными модулями. Но по-настоящему станция ожила после монтажа российского модуля «Звезда», в котором расположены бытовые отсеки. На этом сборка МКС на орбите пока завершилась. Доставку научной лаборатории, построенной Европейским космическим агентством, планировали на начало этого года. Осуществить ее должна была Франция с помощью ракеты-носителя «Ариан-5». Старт был перенесен по техническим причинам.

В завершенном виде МКС должна стать самым крупным космическим объектом, созданным человеческой цивилизацией, и единственным, видимым с Земли невооруженным глазом. Жилое пространство внутри станции по проекту составит 1300 кубических метров, что приблизительно соответствует салону и служебным отсекам «Боинга-747».

590

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров