ПОИСК
Происшествия

Пройдя за одиннадцать лет не только школьную программу, но и университетский курс, 17-летняя юля болотина совсем не устала

0:00 27 февраля 2002
ЛАРИСА КРУПИНА  «ФАКТЫ» (ДНЕПРОПЕТРОВСК), Марина ЕВГРАШИНА  «ФАКТЫ»
Ее отец убежден, что вундеркинда можно сделать из любого ребенка

Таких отцов, как Виталий Иосифович, еще поискать. 17 лет назад, когда «роды с мужем» считались смелым экспериментом, Виталий Болотин, прильнув к приоткрытому окну одноэтажного роддома, ободряющими возгласами помог жене произвести на свет их первую дочку и с первых же дней занялся ее воспитанием. В год и четыре месяца Юля уже говорила целыми предложениями, в три с половиной читала, в шесть пошла в школу, а в 15 поступила на третий курс университета.

Не давал отец «расслабиться» и второй дочери Регине, уверяя окружающих, что при разумной организации учебного процесса, вундеркинда можно сделать из любого ребенка. Болотин готов это доказать, работая в школе, однако с его университетским дипломом инженера-системотехника, -- пусть даже красным! -- в школу преподавать не берут. Удивленный этим, Виталий Иосифович написал в редакцию «ФАКТОВ».

Маленького Виталика дворовые мальчишки дразнили «ходячей энциклопедией»

В небольшой квартирке на одной из тихих улочек Днепропетровска меня встретили две очаровательные девочки, которые с готовностью рассуждали на любые темы, высказывая неординарные для их возраста суждения, и то и дело отвлекались на игры с котами, которых оказалось четверо. Дети как дети, только учатся, перескакивая через классы. Родители уверяли: это их заслуга. Дескать, уделяли детям много внимания. Но в разговоре выяснилось, что Юля с Региной не первые вундеркинды в роду. Самого главу семейства в детстве дразнили «энциклопедией». Виталий уже в два года (!) умел читать и писать, свидетельством чему является «историческая» открытка, на которой малец собственноручно начертал каракули «первое мае 1956 года». Так, может быть, все дело в генах?

Виталий Иосифович рассказывает, что его, позднего ребенка (маме было 37, а папе 45, когда он родился) родители тоже очень рано приобщили к интеллектуальному труду. Они обращались к нему как ко взрослому, обсуждали самые разные проблемы. Мальчик учился в математическом классе, побеждал на областных, республиканских и всесоюзных олимпиадах по физике и химии, и по окончании школы выбрал физический факультет Днепропетровского университета (по специальности ЭВМ), который закончил с красным дипломом.

РЕКЛАМА

Когда 28-летний Виталий женился на 22-летней Анечке и у них родилась дочь, глава семейства стал воспитывать Юлю так же, как воспитывали его родители. Отцу было важно, чтобы девочка с юных лет умела отстаивать свое мнение, и он прибегал к маленьким хитростям. Завидев бегущую собаку, молодой папаша восклицал: «Смотри, какая кошка!». «Это не кошка, это собака!», -- возражала кроха.

Юля говорит, что учиться с папой ей было очень интересно. Происходило это всегда в форме игры. Таблицу умножения они изучали, качаясь на качелях, а стихи -- на ночь, вместо того, чтобы читать традиционную «Курочку Рябу».

РЕКЛАМА

В школу девочку отдали в шесть лет. Но тут обнаружилось, что у ребенка плохой почерк. За почерк снижали оценку, и малышка никак не могла понять, почему подружке за грамотный диктант ставят пять, а ей четыре. Целый год Юля пыталась выправить почерк, изводя тетрадку за тетрадкой, но усилия были тщетными.

К тому же на некоторых уроках девочка откровенно скучала: дети учили то, что она с папой уже прошла. Виталию Иосифовичу было жаль, что драгоценное время используется так непродуктивно, и он решил сэкономить его, перескочив с дочкой через класс. Изобретательный отец нашел и понятную для ребенка мотивацию: «Хочешь, Юля, на целый год меньше писать? Значит, давай перейдем из первого класса сразу в третий!»

РЕКЛАМА

Программу за второй класс девочка освоила с помощью родителей на летних каникулах. На экзамен Болотины явились всей семьей. Но мама Аня так переживала, что осталась за дверью, и в класс Юля вошла с папой. Чтобы дочка не волновалась во время ответов, он крепко держал ее за руку.

Экзамен малышка выдержала и дальше переходила из класса в класс без особых переживаний. А окончив в 12 лет 9-й класс, поступила в колледж автоматики и телемеханики на специальность «компьютерные сети и системы». Проучившись три с половиной года в колледже, девушка в числе сильных учеников перешла на курс радиофизического факультета Днепропетровского национального университета, который заканчивает… в 17 лет и собирается получить высшее экономическое образование без отрыва от работы.

Младшая дочка Болотиных, Регина, как и старшая сестра, пошла в школу в шесть лет и перескочила через второй класс. Сейчас девочка учится в 8-м, а ей… 11 лет. Регина делает успехи в изучении английского языка, знает толк в программировании, прекрасно танцует.

Уроки Болотина, проводимые по оригинальной методике, понравились способным ребятам

Проверив свои педагогические подходы на собственной семье, Виталий Иосифович хотел бы применить их в школе, тем более что в его биографии был период, когда он преподавал в колледже электронику -- целых шесть лет! Но то учебное заведение расформировали.

Болотин попробовал себя в одной из частных школ Днепропетровска, преподавая «Нестандартную математику» с первого по шестой класс. Уроки, которые он проводил по оригинальной методике, понравились способным ученикам -- успехи у них сразу же пошли в гору. А ленивые стали… жаловаться родителям на «слишком требовательного» учителя. Побоявшись, что богатые папеньки заберут слабых учеников из школы, директриса предпочла распрощаться с талантливым сотрудником.

В другой частной школе, где Болотин преподавал математику с 5-го по 11-й, и физику в 7-8-м классах, все складывалось самым лучшим образом, но нагрянула комиссия из гороно -- и директору сделали замечание: как это он допустил к преподаванию человека без специального педагогического образования? Виталия Иосифовича зовут читать спецдисциплины в колледже или университете, однако он уверен, что максимальную пользу детям может принести именно в школе и не понимает, почему система среднего образования отказывается использовать таких энтузиастов, как он, в воспитании юных умов. Логика восстает против того, что людям с дипломами педвуза можно работать в школе, даже если они не умеют общаться с детьми (а таких в наших школах достаточно), а человеку, воспитавшему удивительных детей, нельзя!

Жизненная логика, конечно, на стороне Болотина. А вот закон, как сказал заместитель начальника департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины Ярослав Болюбаш, велит Виталию Иосифовичу хотя бы экстерном пройти курс педвуза и получить соответствующий диплом.

Не только в нашей стране раннее развитие детей остается заботой их родителей

Есть, однако, дело, которым он мог бы заняться, пользуясь уже имеющимися знаниями -- создать ассоциацию родителей, заинтересованных в раннем интеллектуальном развитии своих детей. Необходимость подобных объединений очевидна каждому, кто знает, что происходит в последние годы с системой дошкольного образования в нашей стране. Она продолжает сокращаться, и малыши остаются на попечении родственников, а значит оказываются вне поля действия развивающих технологий. Среди пап и мам много хорошо понимающих: потерянных лет не наверстать. Таким следует совместно решать проблемы раннего развития детей. Но как им найти друг друга?

-- Помочь в этом готовы социальные работники, с которыми мы занимаемся на специальных семинарах, -- говорит координатор проекта «Социальное образование в Украине», осуществляемого украинским представительством Христианского детского фонда, доктор педагогических наук Ирина Зверева. -- Один из последних так и назывался «Формирование навыков осознанного родительства и раннее развитие ребенка». Профессор Школы социальной работы университета Далхом (Галифакс, Канада) Гэйл Мак Дугал привезла массу интересной информации, которая пригодится нашим социальным работникам в их деятельности по созданию ассоциаций родителей.

Надо сказать, что не только у нас, но и во всем мире педагоги не определились в отношении раннего интеллектуального развития детей. В разных странах работают отдельные программы, результаты которых далеко не всегда систематизируются -- и это осложняет решение вопросов финансирования проектов, имеющих целью разработку и внедрение развивающих технологий, особенно ориентированных на возраст от рождения до трех лет.

Но несмотря на это, 25 лет наблюдений за участвующими в этих проектах детьми убедили специалистов в том, что раннее развитие играет решающую роль в судьбах ребят. Имея это ввиду, строят свою политику такие страны как Канада и Швеция. Если говорить о последней, то здесь органы местного самоуправления субсидируют программы примерно для половины детей в стране, начиная с рождения до поступления в школу. Дневные группы по уходу за детьми и семейные центры хорошо финансируют и укомплектовывают квалифицированными кадрами. Исследования подтверждают, что девочки и мальчики, чье раннее детство прошло в таких группах, становятся творческими и социально устойчивыми подростками.

А на Кубе программа работы с детьми раннего возраста действует при поддержке ЮНИСЕФ. В ее рамках родители получают консультации о правильном поведении во время беременности и уходу за детьми с момента их рождения. С малышами до двух лет родители занимаются сами, опираясь на советы педагогов и медиков, а с более старшими члены семьи выезжают в культурные и спортивные центры, где с ними работают специалисты. Сравнительные исследования, проведенные в 1998 году среди учащихся третьих и четвертых классов 11 латиноамериканских стран, показали, что кубинские школьники значительно опережают своих однолеток из других стран.

Наверняка наступит время, когда преимущества раннего развития детей будут осознаны на государственном уровне, и не только в нашей стране. Сегодня же вся надежда на родителей -- так что приятных им забот! А социальные работники готовы оказывать им поддержку.

2532

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров