«на съемках «королевы бензоколонки» андрей сова учил надежду румянцеву украинскому языку »
«Їду в Нью-Йорку по Бродвею -- тю! -- на рекламi наша Надька Рум'янцева свiтиться!» -- вспоминал известный кинорежиссер Тимофей Левчук. Да, в свое время «Королева бензоколонки» -- этот легкий, наполненный добрым юмором, солнечный фильм обошел экраны многих стран. Его до сих пор крутят в России и в Украине.
Корреспонденту «ФАКТОВ» на днях посчастливилось посмотреть этот нестареющий шедевр в уютной печерской квартире Николая Литуса -- одного из режиссеров картины.
«Эльдар Рязанов на съемках часто хохочет, а Георгий Данелия только подхихикивает »
-- Николай Игнатьевич, ваш фильм, кроме всего прочего, интересен как документ эпохи
-- Да, оператор дает возможность и нынешнему зрителю увидеть улицы Киева и Белой Церкви 40-летней давности. Крещатик, новенький Дворец спорта, новостройки Дарницы Троещины, Теремков и Харьковского массива еще и в помине не было.
-- Не менее ярко, чем исполнительница главной роли, блеснули в «Королеве » и другие звезды: Алексей Кожевников, Юрий Белов, Владимир Белокуров (помните, в сериале «Хождение по мукам» играл Левку Задова?), Нонна Копержинская, Андрей Сова, Николай Яковченко, Хвыля
-- Увы, из творческой группы в живых остались только Надя Румянцева, я да сценарист Петр Лубенский, ему сейчас около 90 лет. Быстро жизнь пролетела.
-- Скажите, почему вы, вроде бы серьезный по жизни человек, фронтовик, бывший командир минометной батареи, из-за тяжелого ранения едва не лишившийся правой руки, обратились к такому непростому жанру, как комедия?
-- Вы правы, комедия -- это работа на острие ножа: не доиграл -- не смешно, переиграл -- глупо. А насчет, так сказать, серьезности Понимаете, я в душе с детства был веселым человеком, любил юмор. В начале войны мы, школьники, ездили с концертами по госпиталям, я читал юморески, видел, как светлели лица даже тяжелораненых, страдающих от боли. Идя на фронт в 1943-м, взял с собой не «Как закалялась сталь», а сборник Зощенко. И сейчас помню наизусть много его рассказов -- они здорово помогали. Жизнь и на войне продолжалась.
Кстати, я вам скажу, что тот же Зощенко по жизни был довольно хмурым человеком. Наш сценический весельчак Андрей Корнеевич Сова, с которым мы жили на квартире в Пирятине во время съемок «Королевы », оказался тоже спокойным, вдумчивым. И очень добрым. Эльдар Рязанов на съемках то и дело хохочет, Георгий Данелия лишь подхихикивает. А вот Леня Гайдай достаточно редко смеялся, чаще бывал серьезным и говорил: не смешно.
Более смешливым, чем я, был мой старший товарищ режиссер Алексей Мишурин. Я строгим глазом следил за всем, что происходило на съемочной площадке. Возможно, по молодости. Мишурин был в прошлом оператором. Потом прославился фильмом «Лiта молодiї».
-- Очень красивый, лиричный фильм о любви. Это он дал путевку в жизнь знаменитой песне «Рушник»?
-- Так точно. А знаете ли вы, что именно Мишурин, по сути, ее соавтор? Однажды собрались они втроем с Андреем Малышко и композитором Платоном Майбородой. Будущий фильм нуждался в лирической, задушевной песне. Они сидели, думали, а идеи нет. Потом поэт и композитор попросили Алексея Александровича рассказать о своей юности. И Мишурин вспомнил, как он уезжал из родного Мариуполя учиться на фотографа и мама дала ему в дорогу на счастье рушник, который сама вышивала. «Стоп-стоп! -- остановил его Малышко. -- Вот она, идея песни!» Первым -- в кинокартине -- ее исполнял Александр Таранец, а потом уже Дмитрий Гнатюк, вскоре запел весь народ.
«Напившись самогонки, петух начал кукарекать так, что остановить его было невозможно»
-- А откуда появился сценарий «Королевы бензоколонки?»
-- Зная о моем тяготении к комедийному жанру, сценарий мне подбросила редактор киностудии имени Довженко, где я работал, Рената Король. Его написал полтавчанин Петр Лубенский. Мы с ним поехали в ирпенский Дом творчества писателей и начали дорабатывать сценарий. Утром вставали, обсуждали, потом он мне говорил: идите, играйте в бильярд. Потом обед, отдых А вечером смотрю: текст уже напечатан на машинке -- все нужные диалоги и так называемые геги (это по-американски шутки, или, как нынче говорят, приколы, вроде «налейте два по сто в одну посуду, не терплю полумер»). Петр Александрович великолепно умел находить юмористические повороты.
Потом в поисках места съемок мы с Мишуриным объездили всю Украину. Нигде не могли найти подходящую современную автозаправку. Не будешь же снимать на какой-нибудь зачуханной! Наконец нашли в Пирятине. Но оказалось, что на заправке снимать нельзя, так как у них тоже производственный план, а у нас к тому же небезопасная в пожарном отношении осветительная аппаратура. Пришлось рядом строить свою АЗС, ненастоящую.
-- Зато петух, восседающий на колонке, и снующие вокруг куры были настоящими
-- Ха! С этим петухом мы намаялись. Птицу привезли супруги-дрессировщики из киевского цирка. Во время съемок они сидели под колонкой, чтобы не попасть в кадр, и по их команде Петруша должен был кукарекать. Но он почему-то категорически отказывался это делать! Дрессировщики обливались потом, накукарекались сами до изнеможения. А петух упорно молчал. Неожиданно кто-то из местных зевак, наблюдавших съемки, то ли в шутку, то ли всерьез предложил напоить птицу самогонкой. Принесли, налили в блюдце. Петух сначала недоверчиво посмотрел на прозрачную жидкость, затем клюнул, поднял голову, как они обычно пьют воду, снова клюнул И начал кукарекать так, что уже остановить его было невозможно.
Макетная заправка была настолько похожа на настоящую, что однажды утром, когда мы только готовились к съемкам, к колонке вдруг свернул с трассы «чужой» видавший виды грузовик, и водитель потребовал его заправить. Надя Румянцева, не моргнув глазом, говорит: «Я вашу машину заправлять не буду. Она грязная, водитель небрит » Шофер оторопел. Подходит Сова. «Вы начальник?» -- спрашивает водитель. «Да, я», -- на полном серьезе отвечает Андрей Корнеевич. «Да что же это вы поставили тут это чучело, эту фитюльку, которая требует, чтобы я побрился, а мне же груз вести в Киев!» -- «Правильно требует, по инструкции». -- «Я буду жаловаться!» В это время подходит наш «милиционер»: «Кому жаловаться, ваши права предъявите »
Словом, видим: довели человека до состояния кипения, дальше уже просто неприлично! Говорим: извините, мы пошутили, это декорация, кино снимаем. А он не верит! Говорим посмотрите, это же Надя Румянцева, «неподдающаяся»! (впервые актриса обрела известность после фильма «Неподдающиеся». -- Авт. ) Дядька расхохотался. Этот эпизод потом вошел в фильм.
«Если найдешь мою талию -- будет твоя», -- сказала Копержинская партнеру»
-- Кстати, нам пришлось строить еще одну бензоколонку-декорацию, -- вспоминает Николай Литус. -- Помните, героиня, мечтая стать артисткой балета на льду, тренируется ночами, кружась на роликовых коньках на безлюдной, освещенной фонарями заправке? Пирятинский асфальт был недостаточно ровным для роликов. Поэтому еще одну такую же декорацию мы построили в Киеве в павильоне, где оборудовали прочный гладкий пол, на котором можно было выполнять сложнейшие пируэты.
Я знал Надежду Румянцеву еще во время учебы во ВГИКе. Надя и Юра Белов учились на параллельных курсах. Потом я видел ее работы, она великолепно сыграла в «Неподдающихся». Но талант -- это одно, Надежда была еще и так называемой беспроблемной актрисой. С одной стороны, предугадать, как она сыграет эпизод, было невозможно. Могла репетировать по-одному, в полножки. На съемке же загоралась, и остановить ее было нельзя! Была темпераментна до одержимости. И в то же время никогда не конфликтовала с режиссерами, выполняла наши рекомендации, была простой, хорошей, доброй, чуткой, работящей девушкой. Она помогала группе студентов ВГИКа, выходцев из Украины, -- Майе Булгаковой, Вале Дубине (Владимировой), Алексею Пархоменко и Василию Фущичу готовить дипломный фильм. А поскольку фильм снимали на украинском языке, изучать «мову» ей помогал Андрей Сова.
«Королева бензоколонки» стала, по существу, лебединой песней Надежды. Фильмы с ее участием обошли весь мир. Великие Джульетта Мазина и Федерико Феллини назвали Румянцеву «Чаплиным в юбке». У нее был огромный потенциал. Но вскоре после «Королевы » Надя вышла замуж за сотрудника советского торгпредства, много лет жила за границей. А когда вернулась, наверное, сработал фактор времени.
-- В творческом плане больше повезло исполнительнице второй женской роли -- Нонне Копержинской. Ее Рогнеда Карповна -- хамовитая, роскошная буфетчица, но в душе добрая женщина. Тоже смачно сыграна
-- Да. Попадание в нее, как и в Андрея Сову, было очень точным. Великолепная актриса, Копержинская обладала и необычайным чувством юмора. Облачили Нонну Кронидовну перед съемкой в костюм буфетчицы. Смотрим с Мишуриным на фартучек: надо бы его приталить. А Нонна Кронидовна отвечает: «Нi, хлопцi. Оце шо нема, то нема». И тут же рассказывает хохму: «Ще пiд час навчання в театральному iнститутi якось на уроцi танцiв педагог каже: кавалери, берiть своїх дам за талiю. Я й кажу партнеровi: шукай, Гришо, якщо найдеш -- твоя буде. Так що вибачайте, талiї нема».
-- А Николай Яковченко сильно чудил? Великий актер был велик даже в своем пороке. О его пьянстве ходят легенды
-- Золотой был человек Николай Федорович, царство ему небесное. Но с этой бедой Иногда создавалось впечатление, что он сознательно играл придуманную самим для себя роль эдакого выпивохи-балагура. Его ни на секунду нельзя было оставить одного в гримерной. Только зайдет и усядется, чтобы его гримировали, как тут же начинает канючить: «Ой, девочка, принеси стакан водички » Гримерша вышла -- а на полках лосьоны, одеколоны Возвращается -- пузырьки пусты. Ну что ты хочешь, если это болезнь.
В нашем фильме Яковченко снимался лишь в одном эпизоде -- в роли одного из двух руководителей-бюрократов, провалившихся в реку вместе с обветшавшим мостом, который не хотели ремонтировать. И когда оба артиста выбирались из воды, он пожурил нас: «Що ж ви, хлопцi, не попередили, що мiсток провалиться, я ж плавати не вмiю »
Повеселили нас однажды, как теперь говорят, лица кавказской национальности. Как-то во время съемок к нам подъехала черная 21-я «Волга». Из окна выглянул смуглый полный усатый мужик начальственного вида и пальчиком к себе подзывает: «Фыльм снымаетэ? Как будэт называться?» «Королева бензоколонки», -- отвечаю. Он задумался: «Каралэва бэз адекалона? Ынтэрэснае названые. Желаю удачи».
Меня друзья все время агитируют написать какие-то воспоминания. Если напишу, то книгу назову «Королева без одеколона».
«Критики называли наш фильм образцом безыдейности и легковесности»
-- Партийная цензура не пощипывала?
-- Была проблема незадолго до окончания съемок. В те годы на телевидении существовала передача «Снимается кино». И вот после нее, когда как бы проанонсировали нашу картину, наутро мне позвонили из Киева: срочно приезжайте на студию. Захожу в наш кабинет, а там уже сидит заместитель начальника городского управления милиции по политчасти. Оказывается, милицейскому начальству не понравился эпизод, когда священник, желая проверить, «глаголит ли» на автостанции громкоговоритель, отправил автобус, на котором сам должен был ехать. Переполошился, и тут ему на помощь пришел благородный гаишник. Посадил батюшку в коляску мотоцикла и помчался догонять автоэкспресс.
«Что это такое, вы опять издеваетесь над милицией!» -- говорит замполит. «Ну какая же издевка? -- отвечаю, -- вы не видели весь фильм, милиционер у нас хороший». Мы даже нашли, казалось бы, убийственный аргумент, рассказав полковнику историю, как однажды во Франции кинематографисты сняли фильм, в котором полиция выглядела действительно не очень хорошо. И ее руководство пожаловалось президенту страны. А тот прислал им ответ: очень жаль, что полиция не обладает чувством юмора.
Однако наш милицейский замполит был непреклонен и пообещал пожаловаться Шелесту, в то время секретарю столичного горкома партии. Мы тоже не сдались, хотя немного струхнули. Слава Богу, обошлось. То ли Шелест оказался человеком с чувством юмора, то ли милиция «умылась» -- никто к нам так и не приехал.
-- А как восприняла фильм официальная критика?
-- На нас обрушился буквально вал отрицательных отзывов. Даже в рецензиях на фильмы, так сказать, о революции 1905 года непременно упоминалась «Королева бензоколонки» как образец безыдейности, легковесности. А ведь нам хотелось, чтобы уставшие от послевоенной разрухи и восстановления народного хозяйства люди наконец-то смогли отдохнуть, развлечься. В то же время языком комедии покритиковали и актуальные проблемы того времени: бюрократизм, хамство, равнодушие, бескультурье.
Ведь о самых насущных серьезных вещах можно говорить по-разному! Кому, скажите на милость, нужен язык запретов и лозунгов? На автострадах Америки вместо призывов к автомобилистам быть внимательными и осторожными можно встретить бигборды примерно такого содержания: «Водитель! Если одна ваша рука держит руль, а вторая лежит на колене рядом сидящей дамы -- помните: и то, и другое вы делаете очень плохо!» Думаю, такая форма пропаганды более действенна, нежели тупые призывы. И, слава Богу, нашелся все-таки трезвомыслящий критик с «Мосфильма», определивший жанр нашего детища как «народная комедия».
«Дачную поездку сержанта Цыбули» можно назвать первым советским эротическим фильмом»
-- Но главное, пожалуй, то что сам народ воспринял «Королеву » хорошо
-- Разумеется! Долгое время картина была абсолютным рекордсменом страны по количеству зрителей. Обошла весь Союз, была продана во многие зарубежные страны -- и соцлагеря, и в капиталистические, в ту же Америку. Сейчас, правда, некоторые режиссеры, хвастаясь своими фильмами тех лет, наворачивают цифру 75 миллионов зрителей. Извините, говорю, такого показателя достигла только «Кавказская пленница», и только она превзошла нашу картину. А «Королеву » в те годы посмотрело 53 миллиона зрителей -- это официальные данные «Союзкинопроката», «Совэкспортфильма». Автор сценария получил дополнительный гонорар за количество зрителей. Копий фильма пришлось печатать значительно больше, чем поначалу мы рассчитывали.
-- А что получили вы за этот фильм как режиссер?
-- Нам с Мишуриным заплатили только полагающиеся постановочные на двоих -- по три тысячи рублей. От количества зрителей мы гонорар не получали. Месячная ставка режиссера -- 250--300 рублей. И, как я сказал, постановочное вознаграждение. На автомобиль я смог поднакопить намного позже, когда снял другие фильмы Вот на «Мосфильме» у Григория Чухрая было лучше. Леонид Гайдай рассказывал, что получал еще и как соавтор сценария, и как режиссер-постановщик от количества зрителей.
И после «Кавказской пленницы» Леонид Иович стал достаточно богатым человеком. В начале 1993 года он приехал в Киев. Мы сидели, выпивали. Я похвалил его фильм «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон Бич опять идут дожди» и спрашиваю: «Ну что, Леня, теперь будешь отдыхать?» Ему 30 января исполнилось 70. А он: «Какой там отдыхать, меня же нищим сделали, все мои сбережения были на книжке и пропали. У меня дети, внучка, надо им помогать. Но в конце года, 19 ноября, Гайдай умер. Такая вот судьба.
Да и сценаристу нашему Петру Александровичу Лубенскому сейчас не позавидуешь. Тоже судьбинушка: он ведь написал не одну комедию. Но на худсоветах и в инстанциях его сценарии не проходили. В Украине, выходит, боялись смеха.
-- Не потому ли ваш с Мишуриным следующий фильм -- «Дни летные», в котором вы впервые успешно явили кинозрителю юного актера Красноярского ТЮЗа Николая Олялина и тоже юную и безвестную еще Веру Алентову, был уже не комедией?
-- Отчасти, пожалуй, да. Хотя там случай, можно сказать, особый.
-- И все же к жанру комедии вы позже вернулись, сняв фильм «Дачная поездка сержанта Цыбули», главную роль в которой исполнил покойный, увы, Сергей Иванов, прославившийся ролью Кузнечика в картине Быкова «В бой идут одни старики».
-- Меня тогда кое-кто обвинил чуть ли не в кощунстве: дескать, как можно снимать комедию о Великой Отечественной войне, в которой погибло 20 миллионов! Ну и что? Меня самого под Кенигсбергом чуть не убили, руку хотели отрезать. Но даже на войне жизнь состояла не только из печального. Кстати, «Дачную поездку сержанта Цыбули» можно назвать первым советским эротическим фильмом: немцы, напуганные нашим разведчиком Цыбулей, бежали совершенно голые, а на самом сержанте, успешно вернувшемся в расположение наших войск, из «одежды» был только бронетранспортер, угнанный у противника.
«Я с любовью вспоминаю и съемки фильма, и Украину»
-- До сих пор многие принимают «голос» Зайца из знаменитого мультика «Ну, погоди! за голос Нади Румянцевой. Уж очень всем хотелось, чтобы хотя бы голос актрисы вернулся на экран!
-- Да, особенно после серии, в которой Заяц занимается фигурным катанием. Но его озвучивала другая актриса, с похожей фамилией -- Клара Румянова. Так что не надо путать.
«ФАКТЫ» позвонили в Москву. Трубку взяла сама Надежда Васильевна Румянцева. Я поначалу даже опешил. Не каждый день приходится разговаривать с королевами! А говорит Надежда Васильевна теперь, пожалуй, в самом деле как королева -- спокойно, размеренно, как бы взвешивая слова:
-- Конечно, я с любовью вспоминаю и съемки фильма, и Украину. Мы дружили с Андреем Корнеевичем Совой и Копержинской. Ой, отчество у нее такое замысловатое -- да-да, Нонна Кронидовна! Помню Белую Церковь, настоящий украинский городок. Зайдешь к кому во двор, попросишь водички напиться. «Зачем водички? Лучше молочка!» -- отвечают везде. Удивительные в Украине люди!
Я сейчас занята в основном на телевидении -- принимаю участие в подготовке передачи Валерия Комиссарова «Моя семья».
-- А как у вас с этим вопросом?
-- Ну, слава Богу, вот уже 35 лет живем с мужем
-- С тем самым, из-за которого, по существу, прекратилась ваша карьера в кино?
-- Ну что вы хотите -- его не пускали за границу без жены. А жена, я считаю, должна следовать за мужем. Даже в ущерб каким-то своим интересам.
-- Ничего себе своим интересам! А миллионы кинозрителей? Наверное, надо очень любить
-- Так оно и случилось. Мне очень приятно вспоминать Украину. И приятно, что после наших фильмов у людей светлеют лица.
5968Читайте нас в Facebook