«благодаря» августовскому путчу в киеве начала отстраиваться церковь, до основания разрушенная в 30-е годы
К путчу 1991 года у прихожан церкви Иоанна Крестителя, что на улице Гарматной в Киеве, отношение особое. После провала ГКЧП власти Жовтневого района столицы передумали возводить новое административное здание -- райкома партии, и вняли просьбам верующих выделить пустующую территорию под застройку храма. Постановлением горсовета 80 соток были закреплены за церковной общиной, и уже весной 1992 года отец Павел (Стародуб) отслужил здесь первую литургию.
-- Старый храм стоял там, где сейчас проходит улица Западная, -- рассказывает отец Павел. -- Это была церковь Шулявского кладбища. В древние времена, кстати, все храмы стояли на могилах мучеников, потому и престол первоначально имел прямоугольную форму. А неподалеку от церкви -- на том месте, где сейчас находится районный загс, -- был скит одного из женских монастырей.
В 30-е годы храм сравняли с землей, при этом ликвидировали часть кладбища. Позже на пустыре разместился спецобъект -- бетонно-растворный узел овощной базы ЦК Компартии Украины. Здесь стояла камнедробилка, грохотавшая на всю округу, а чуть поодаль -- большая дымовая труба. В стенах бывшей камнедробилки, переоборудованной в часовню, и правится нынче церковная служба. Строительство «полноценного» храма еще впереди. Но при этом среди верующих не утихают слухи о страшных тайнах, которые якобы хранят здешние места.
-- Семь лет назад мне довелось слышать рассказ одной пожилой прихожанки, -- говорит отец Павел. -- Коренная жительница Шулявки, она родилась и выросла на здешнем хуторе Грушки -- до войны это была околица Киева, без фабрик и заводов, с одними частными домами. Женщина жила рядом с церковью, и даже точно подсчитала, на каком расстоянии -- 253 метра. Она подробно рассказывала о том, что происходило здесь в 1937--1939 годах и после войны. По ее версии, здесь расстреливали людей, а затем тайно уничтожали останки. Сомневаться в искренности нашей прихожанки не приходилось, но в то же время искать документальные подтверждения ее версии, увы, было недосуг: все время и силы мы отдавали тогда обустройству часовни. К сожалению, эта женщина ушла в мир иной. Вместе с ней ушли и ее свидетельства. Но факт неоспоримый (и необъяснимый): на этой территории находятся глубокие подземные ходы. Один из наших прихожан из любопытства решил обследовать «катакомбы» и блуждал там два часа -- еле нашелся! Мы временно замуровали ход -- здесь ведь и дети бывают, не ровен час забредут в подземелье и потеряются
Василий Звягинцев, член братства святого Иоанна Крестителя еще застал время, когда эта территория была окружена большим зеленым забором и охранялась.
-- Помню, я поинтересовался у охранника: «Что ты тут стоишь?.. » А он в ответ: «Трубу охраняю», -- рассказывает Василий Петрович. -- Но вот однажды утром прохожу мимо -- и чудеса: ни забора, ни трубы, ни оборудования. Только стены камнедробилки остались. За одну ночь все демонтировали! Из того, что мне довелось слышать, складывается такая версия. Возле кладбища репрессированных расстреливали -- грохот камнедробилки заглушал выстрелы. Затем трупы сжигались Охрану с объекта сняли лишь тогда, когда увезли последний кирпич с «трубы». Дело в том, что кирпич столетиями сохраняет следы сожженных останков. Существует предположение, что образ этой «трубы» использовал Виктор Суворов в своем «Аквариуме!..
Те, кто читал «Аквариум», конечно, помнят жуткий образ трубы, в которой сжигают «все секреты». Герою книги показывают старый черно-белый фильм, без звука, и он видит, как кочегары тащат к топке человека Но это роман, художественное произведение. А как относятся к версии о «шулявском крематории» историки и краеведы?
-- Впервые об этом слышу, -- говорит доктор исторических наук Владимир Сергийчук. -- На сегодня известны такие места массового расстрела киевлян, как Быковня и Октябрьский дворец (ныне Национальный центр культуры и искусств). Что же касается территории Шулявского кладбища, то о косвенном подтверждении этой версии можно говорить только лишь если выяснится, что Шулявский отдел НКВД находился по соседству. Но и в этом случае нужны архивные, документальные подтверждения.
Журналист, автор книги «Шулявка» Дмитрий Стефанович также считает, что внести ясность в это дело могут архивы.
-- Но проблема и парадокс в том, -- говорит Дмитрий, -- что история той же Шулявки намного полнее представлена в старинных документах XVIII-XIX веков, чем в архивах 20--30-х годов минувшего столетия. Я, например, попытался восстановить хронологически, как сменялись руководители района в советское время, и не смог, -- «цепочка» обрывается в 30-е годы
-- Архивы могут молчать, а могут и гореть, -- с грустью констатирует отец Павел. -- Но вот нынешней осенью мы собираемся рыть котлован и закладывать фундамент большого храма. И обещаю, что журналисты «ФАКТОВ» будут первыми, кто увидит воочию подземные ходы. По слухам, они тянутся аж до Нивок. Так это или нет, вы убедитесь сами
841Читайте нас в Facebook