Факты

Маленькому павлику приходится ежедневно делать сотни физических упражнений, чтобы не отстать от ровесников

Инна РОГОМАН «ФАКТЫ»

03.11.2000 0:00

В одиннадцать месяцев ребенок, страдающий тяжелым детским церебральным параличом, еще не разжимал кулачки и неподвижно лежал. За четыре месяца занятий он научился ползать и стоять на ногах

Павлуша, как на пружинках, прыгает за мячом. Мама не в силах сдерживать слезы радости, глядя на то, как резвится ее годовалый сынишка.

-- Все родители помнят тот день, когда их ребенок впервые встал на ноги, сам пошел. Но если такое удается сделать больным детям, для их родных это настоящее счастье, -- рассказывает Наталья. -- Каждое новое движение Павлика для меня -- победа над его болезнью. У сына тяжелая форма церебрального паралича, поражены руки и ноги. Еще в одиннадцать месяцев он не переворачивался, не садился и едва мог удерживать голову.

Мальчику каждый день нужно трудиться, выполнять специальные упражнения, чтобы догнать ровесников, которые уже давно разбирают машинки, бегают и лепечут на своем языке. Оживить неподвижное тельце сына Наталье помогали методы войта-терапии, которым ее обучили врачи Украинского медицинского центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы.

-- Методика основана на использовании врожденных рефлексов человека, -- рассказывает войта-терапевт центра Анна Макарова. -- При стимуляции биологически активных точек у ребенка возникают нормальные движения, которых он до этого не делал. Например, он пытается шагнуть, сгибает ногу, словно поднимается на ступеньку. Если стимулировать рефлексы по нескольку раз в день, то со временем в коре головного мозга информация о движениях закрепляется, и ребенок делает их уже без «подсказки».

За четыре месяца Павлик научился ползать и подниматься на ноги. Теперь за ним нужен глаз да глаз, ведь этот непоседа, дома все переворачивает.

У маленьких детей распознать недуг трудно

Павлик родился шестимесячным. Врачи в роддоме сразу сказали, что у ребенка высокий риск развития церебрального паралича, но родители не хотели верить в худшее. И когда в поликлинике после очередного осмотра участковый врач сообщал, что малыш развивается нормально, всех это радовало.

-- Однако в восемь месяцев сын все еще не разжимал кулачки, не брал погремушки, и я решила показать его специалистам Киевской городской детской поликлиники при больнице «Охматдет». Сыну поставили диагноз: ДЦП, -- вспоминает Наталья. -- Нам посоветовали обратиться в Украинский медицинский центр реабилитации детей с органическим поражением нервной системы Минздрава Украины.

-- Из-за болезни развитие Павлика в одиннадцать месяцев оставалось на уровне трех, -- говорит Анна Макарова. -- Таким детям начинать реабилитацию нужно уже в первые месяцы жизни, поскольку тогда удается значительно уменьшить последствия болезни и даже предотвратить ее развитие. Но из-за того, что у совсем маленьких детей трудно распознать недуг, многие родители обращаются за помощью с опозданием. Так было и в случае с Павликом.

Наташа с сыном прошли курс реабилитации. Уже через неделю Павлик стал раскрывать ладошку и тянуться за игрушками. Спустя две недели после начала занятий он сам перевернулся со спины на живот, а еще через полтора месяца пополз. Теперь Павлик уже сам поднимается на ноги и пробует делать первые шаги.

-- Успех лечения зависит от того, насколько неповрежденные участки мозга ребенка способны взять на себя функции пораженных, -- продолжает Анна Макарова. -- Огромную роль играет и старание родителей, ведь они самостоятельно делают упражнения. Процедура не из приятных, требует длительного, многократного повторения и больших физических усилий как от ребенка, так и от родителей. Но работа эта не бывает напрасной.

-- Дома мне говорили, чтобы я не мучила ребенка и смирилась с тем, что Бог дал, -- вспоминает Наталья. -- Но видя, что после каждого занятия Павлику удается сделать новое движение, я поверила, что мой сын будет ходить.

Если ребенку не дали вдоволь поползать, в будущем у него появятся проблемы с позвоночником

-- Все родители хотят, чтобы их ребенок сразу начал ходить, -- рассказывает Анна Макарова. -- Тем, кто обращается к нам, я объясняю, что силой поставить ребенка на ноги нельзя. Он должен пройти все этапы развития последовательно. Сначала малыш учится поднимать голову, затем упираться на локти, переворачиваться со спины на живот, вставать на четвереньки, ползать, подниматься на ноги у опоры и свободно ходить. В основе всех этих движений лежат условные рефлексы. Если ребенок ползает, значит, он будет и ходить. Многие родители говорят, что их ребенок сразу же пошел. Ничего хорошего это ему не сулит. Значит, малышу не дали возможности ползать -- слишком много держали на руках, в манеже. А ведь именно во время ползанья укрепляются мышцы спины, живота. У этих детей в последствии может развиваться нарушение осанки, сколиоз. Поэтому в лечении детей с двигательными нарушениями мы активизируем врожденные рефлексы, которые есть у каждого ребенка. И постепенно, шаг за шагом, формируем двигательные навыки.

В Украине применяются различные методики реабилитации детей с органическим поражением нервной системы. Среди тех, которые направлены на восстановление двигательной сферы, -- методика нейро-физиологической реабилитации профессора Владимира Козявкина, комбинированные методики профессора Станислава Евтушенко, классические методы, разработанные в Украинском медико-социальном центре санаторно-курортной реабилитации и другие. В нашем центре уже четыре года используется Войта-терапия. За это время по этой методике пролечились около тысячи детей со всей Украины.

Войта-терапия эффективна при таких двигательных нарушениях, как ДЦП, родовых травмах плечевого сплетения и других. Ее применяют для лечения детей до трех лет, а позже комбинируют с другими методами: массажем, лечебной физкультурой, мануальной терапией.

-- Войта-терапия позволяет отстающим в развитии детям научиться если не самостоятельно ходить, то по крайней мере сидеть, управлять инвалидной коляской, ходить с поддержкой, -- говорит Анна Макарова. -- Но как и у любого метода, есть и противопоказания. Поэтому Войта-терапию может назначить только специалист центра.

Автор методики, чешский врач-невролог Вацлав Войта, еще в 50-е годы, наблюдая за школьниками с ДЦП, обнаружил, что у них многие движения похожи на те, которые есть и у здоровых новорожденных детей. Тогда он впервые и попробовал использовать врожденные рефлексы в лечении ДЦП. Методика стала популярной во многих странах Европы и Азии. В Украине применяется с 1995 года.

-- У метода Войта-диагностики есть преимущество: он позволяет точно диагностировать церебральные нарушения еще до их проявления, -- говорит врач-невролог Вера Здвижкова. -- Войта-диагностика проводится детям, у которых есть риск формирования ДЦП. Если ребенок к двум месяцам не фиксирует взгляд, не поднимает голову лежа на животе, родители должны проконсультироваться у невролога.