Факты
Владилена Кокина с правнуком

Покой им только снится

Старейшая бегунья Украины 85-летняя Владилена Кокина: «На соревнования добираюсь с пересадками на электричках. Приходится ночевать на вокзалах»

Елена ДРАГА, «ФАКТЫ»

22.10.2011 9:38

Многократная рекордсменка страны стала абсолютной чемпионкой национального Кубка по легкой атлетике среди ветеранов

Впервые на беговую дорожку жительница городка Желтые Воды (Днепропетровская область) Владилена Кокина вышла в… 58 лет. С тех пор бывший врач-педиатр приняла участие более чем в 300 легкоатлетических пробегах не только в разных уголках Украины, но и в России, Белоруссии, Молдавии. В 72 года Владилена Яковлевна впервые побила рекорд Украины среди женщин-ветеранов в своей возрастной категории. Всего же Кокина обновляла национальные достижения на дистанциях от 60 метров до 10 километров больше 40(!) раз.

Неделю назад Владилена Яковлевна отметила свой 85-й день рождения. Чествовали легендарную землячку в Желтых Водах на местном стадионе. А уже вечером юбилярша отправилась в Ялту, где на следующий день приняла участие в легкоатлетическом Кубке Украины. На этих соревнованиях спортсменка открыла счет рекордам страны в категории старше 85 лет: выиграла три медали и получила титул абсолютной чемпионки.

«Поставила себе цель в юбилейный год принять участие как минимум в… 30 пробегах»

С Владиленой Яковлевной я познакомилась на международном марафоне в Белой Церкви. Общение с этой невероятно жизнелюбивой, полной оптимизма женщиной значительно пошатнуло мои порядком закостеневшие представления о возрасте и здоровье. Особенно после участия в забеге на 10,6 километра, в котором принимала участие и Кокина.

Обливаясь потом на трассе, задыхаясь, я ругала себя: «Старая кляча, развалина! Решила покрасоваться с номерком марафона? Вот теперь терпи!» Когда от меня «оторвалась» группа седовласых спортсменов пенсионного возраста, я и вовсе отчаялась. Самым сложным в длительном беге оказалась даже не моя слабая физическая подготовка (легкие пробежки по днепровской набережной по выходным не в счет), а сила воли и терпение. Каждый раз после очередного двухкилометрового круга я решала пощадить себя и сойти с дистанции. Но, ни на минуту не забывая, что я спортивный корреспондент «ФАКТОВ», все-таки не сдавалась и добралась до финиша через час и 11 минут.

Изучив итоговые протоколы, обнаружила, что мой результат — не последний в списке. На десять минут дольше пробежала дистанцию Владилена Кокина 1926 года рождения.

*Владилена Кокина: «Во время бега держу в руках мокрые поролоновые губки. Если во рту пересыхает, губы смачиваю. А летом этими мочалочками лицо вытираю, на спину выжимаю воду»

 — Вот те раз, меня записали в возрастную категорию от 60 лет и старше, — сокрушалась стоящая рядом со мной седая бабуля (это и была Владилена Яковлевна). — А ведь через неделю уже 85 стукнет. Пришлось соревноваться со спортсменками на 20 лет моложе. Куда же мне с ними было тягаться… Несправедливо!

Напрасно дожидалась Владилена Яковлевна, что ее хотя бы наградят дипломом как старейшую участницу (среди тысячи спортсменов) «Белоцерковского марафона». Отметили только самого пожилого мужчину.

 — Обидно, конечно, но, что поделаешь, он же житель Белой Церкви, местный герой, — грустно заметила Владилена Кокина, беседуя со мной по дороге на железнодорожный вокзал. — Добиралась сюда на электричках с двумя пересадками. Пенсионерам ведь бесплатно. Две ночи перед пробегом сидела на вокзале. Обратно тоже на электричке — вечерней, до Киева. Ночь подремлю на вокзале, а рано утром — на Знаменку. Оттуда рейсовым автобусом до Желтых Вод.

— Где же вы силы берете? Шутка ли, толком не отдохнув, 10 километров бежать! У меня, например, ноги уже просто отваливаются…

 — Так тренироваться надо, деточка, — улыбается Кокина. — Ты же в два раза моложе меня. Да и 10 километров — это так, ерунда. Я вот уже четвертый год подряд преодолеваю полумарафон. Последний раз пробежала 21 километр в Харькове. В самую жару, в августе. Поэтому и результат хуже — три часа 6 минут.

У меня много рекордов. Больше сорока. Но на сегодняшний день из них не побито 32. Первый рекорд я установила на дистанции 10 километров, когда мне было 72 года. Сколько лет уже прошло, но этот рекорд так никто и не побил. Я в прошлом врач, привыкла анализировать. Веду дневничок всех своих пробегов. Подсчитала, что в среднем ежегодно принимала участие в 25 соревнованиях.

В юбилейный год решила установить свой рекорд по количеству пробегов. Белая Церковь — это 28-е соревнования. Через неделю поеду в Белоруссию. Потом в Ялту. Кубок Украины как раз и станет моим 30-м турниром в этом году.

— Получается, каждый месяц по три соревнования?

 — Три или четыре. А в сентябре было пять. Четвертого сентября ездила в Ровно, пробежала пять километров, 11 сентября принимала участие в «Оболонском пробеге» в Киеве. Там трасса очень тяжелая — все время в гору, потом крутой спуск и опять в гору. Но я пробежала все пять километров. Время, конечно, плохое показала — 41 минута. 16 сентября бежала в Первомайске Харьковской области. Там были соревнования в честь Дня освобождения города. Просидела сутки в Харькове на вокзале, ведь 18 сентября — пробег, посвященный памяти жертв коммунистического тоталитаризма. 25-го я пробежала в Измаиле пять километров за 35,5 минуты. Получается, улучшила киевский результат.

Вдруг Кокина останавливается и внимательно смотрит под ноги, разглядев в траве две копеечные монетки. Наклоняется и поднимает их.

 — Не удивляйся, что наклоняюсь: мне ведь не так нужна эта копейка, как лишний раз заняться физической культурой, потренировать позвоночник.

Есть такое упражнение — рассыпать коробок спичек и по одной поднимать с пола. Но мне и без спичек работы хватает. Хожу на рыбалку. Я не специалист этого дела, мелкую рыбку ловлю. Для меня такое удовольствие постоять над водой с удочкой, когда красноперочка клюнет! Тесто делаю из муки или хлебушка белого. Только удочку забросила, а там наживку мальки сбивают. Я наклоняюсь, беру это тесто, опять насаживаю. За день так понаклоняюсь! Рыбаки удивляются: «Что это вы, Владилена Яковлевна, все время стоите?» А у меня физическая подготовка такая.

Еще огород сына на мне. Он же все время работал, только в этом году вышел на пенсию. Так что в основном я огород обрабатывала. Это километров пять от моего дома. Туда пешком — обратно пешком, да там натрудишься… А сколько с правнуками хлопот — их у меня двое. Внучка Ирочка по моим стопам пошла, тоже врач, только стоматолог. «Бабуля, — говорит, — если бы не ты, как бы я справлялась с сыном, занимаясь научной работой?» А еще я помогаю своим подружкам-ровесницам, у которых нет сил и здоровья даже за хлебом выйти.

— В ваши-то годы и такие нагрузки! В чем же секрет выносливости?

 — Во-первых, когда домой приезжаю после соревнований, отсыпаюсь хорошенько. Если клонит ко сну, то и днем, бывает, вздремну часик-полчасика. Регулярно хожу в сауну: каждую неделю — по четвергам, и сеанс длится два часа.

— Медицинский контроль перед стартами проходите?

 — Я же врач, сама могу свое самочувствие контролировать. Каждый год беру справку с анализами. Некоторые медики боятся ответственности. В прошлом году мне надо было ехать в Харьков на полумарафон. Пошла в поликлинику к знакомому врачу. «Наталья, слушай, напиши мне допуск на соревнования. У меня все анализы есть — и гинеколог меня смотрел, и флюрографию сделала, и кровь сдала». Но врач ни в какую! Боюсь, мол, за тебя, и все тут. Еле уговорила дать бумажку. Она так переживала за меня! Когда с пробега вернулась, зашла к врачу. «Я жива!» — отрапортовала.

«На чемпионате страны у меня кроссовок порвался — лейкопластырем пришлось перематывать»

— Лекарства, аппарат для измерения давления берете на соревнования?

 — Раньше брала йод, бинты. Сейчас только бинты. На случай падения, если кто-то ножку подставит ненароком во время бега, или сама, не дай Бог, споткнусь.

- Неужели бывало, что падали?

 — На соревнованиях — нет, а на тренировках падала. И еще как! Хотя нет, вру. Было дело на соревнованиях в Ровно, лет семь назад. Бежала я 10 километров, моросил противный мелкий дождь, лужицы кое-где. Позади меня мужчина говорит: «Правильно, красиво бежите». А я возьми да оглянись на него и — шарах!.. На мне еще белые тапочки и белые носочки были. Короче, та-а-ак коленку расшибла! Носочки, тапочки — все в крови. Мужчина хотел меня поднять. «Не надо, что вы, это же соревнования. Бегите, я сама все сделаю», — только и сказала ему.

Дошкандыбала до поворота, а там врач стоит, говорит: «Вы травмированы, давайте мы раны ваши обработаем». — «Ну привет! Я семь километров пробежала, осталось три, и что — сойду с трассы?! На финише уже обработаете».

Нога потом долго болела. Еще одну травму на тренировке получила. 9 мая это было. В поле бегала. Нигде никого нет. Вдруг слышу сзади дыхание. Оглядываюсь: бежит большущая овчарка, и за ней велосипедист едет. И тут на корягу налетела. Упала. Один зуб сразу выбила, второй — наполовину сломала. Губу разбила и вторую коленку. А в этот день у нас на стадионе был праздник в честь Дня Победы, и мне надо было нести знамя. Короче, перебинтовала коленку, надела брюки. А губа разбитая так распухла… Так я быстренько пробежала по стадиону, передала факел и села в уголочке.

— А курьезы во время соревнований случались?

 — Весной поехала на чемпионат Украины в закрытом помещении. Мне надо было бежать три километра. Разминаюсь. И вдруг — бац, подошва на кроссовке отпадает! Старенькие кроссовочки уже были, но очень легкие, удобные. Подошла я к доктору, она мне лейкопластырем их замотала. И я пробежала очень хорошо.

Так и тренировалась в этих перемотанных кроссовках. Взяла их на международные соревнования в Белоруссии. В Брагино бежала «десятку». Там были немецкие журналисты. Решили взять у меня интервью как у старейшей участницы. А я ж за эти перемотанные кроссовочки переживаю, неудобно. «Ну, — думаю, — вроде не заметили». Бегу, а где-то на третьем километре останавливается машина, выскакивает из нее оператор. Бежит, наклоняется и мои кроссовки снимает (смеется.) Слушайте, как же мне стыдно-то стало! Бедная пенсионерка не может купить себе кроссовки…

Меня отдельно награждали: как участнику войны дали один приз, за первое место на «десятке» — второй и как самой старшей — третий. Немцы специальный приз вручили, а еще — сумку через плечо с мячом. Для волейбола или футбола, понятия не имею. Отдала правнуку своему.

«Обхожусь без мяса. Ем супы, борщи, овощи, черный хлеб и иногда пью молоко»

— Как питаетесь?

 — Мясо практически не ем. Никаких колбас. В основном ем картошку, супы, борщи и овощи всякие. Обязательно хлеб, особенно черный. Молочные продукты не люблю, но молоко иногда употребляю. Раза три в году варю вермишель или рисовый суп на курином бульоне. Тогда покупаю спинки куриные.

— Что едите во время поездок на соревнования?

 — Ой, да все с собой беру. Езжу электричками, а там ведь даже воды нет. Беру привычную для меня еду — хлеб черный или батон. Картошку варю в «мундире» — она не так быстро портится. Как-то попробовала брать пюре, так оно прокисает, особенно летом. Овощи. Вот сейчас взяла с собой перец болгарский, картошку вареную и помидорчики. Сало обязательно. Два литра кипяченой воды. Летом пробовала компот варить — скисает. Сейчас вот взяла по поллитра настоя шиповника и чистой воды.

— Во время бега воду пьете?

 — Нет, я же медленно бегу, жажда не мучает. Держу в руках мокрую поролоновую губку. Если во рту пересыхает, губы смачиваю. А летом этими мочалочками лицо вытираю, на спину выжимаю воду.

— В шортах бегаете или в спортивном костюме?

 — В длинных брюках. Знаете почему? Потому что когда я только начинала бегать, один тренер сказал: «Ой, терпеть не могу бежать за ветеранами-женщинами — у них такие ноги дряблые, морщинистые».

Ну да, конечно, он же был моложе меня. Вот если бы ему было столько лет, сколько мне, не ляпнул бы такое. Но все равно с тех пор стала бегать в брюках. Если жарко, подворачиваю штаны до коленок.

— Что же заставило вас заняться бегом на шестом десятке лет?

 — Много лет проработала заместителем глав-врача медсанчасти. Меня нагружали, нагружали — работала в профсоюзе, была депутатом, в Красном Кресте работала… До того прозаседалась, что у меня геморрой начался. Кроме того, тромбоз. Одна операция, вторая… Стала проситься в 55 лет на пенсию. Или хотя бы на рядовую должность, чтобы я смогла заняться собой. Бегом заняться или гимнастикой. А главврач рвет мое заявление. В общем, «добралась» я до стадиона только в 58 лет…

— На первых тренировках тяжело было?

 — Нет, у нас был инструктор грамотный. Пришла на занятие, надела обувь, костюмчик и четыре круга — пешочком. Хожу, хожу, укрепляю связки, укрепляю мышцы. Так и начала двигаться.

— Вы удивительная женщина! Даже имя у вас необычное…

 — Родители назвали меня в честь Владимира Ильича Ленина — Владилена. А многие организаторы, когда выписывают диплом или грамоту, «и» пропускают — «Владлена» пишут, считая, что это польское имя. А к Польше оно никакого отношения не имеет.