Факты
водка

Кто бы мог подумать

«В нашем архиве мы обнаружили оригинальные технологии и рецепт производства всемирно знаменитой водки «Смирновка»

Сергей КАРНАУХОВ, «ФАКТЫ» (Львов)

26.05.2012 11:00

Ровно 90 лет назад власти Львова разрешили строительство завода сыну водочного короля России Владимиру Смирнову

Водочный король России, поставщик двора Его Императорского Величества Петр Смирнов начинал карьеру простым приказчиком в отцовском трактире. Потом открыл маленькую винную лавку, а спустя три года — небольшой водочный завод, на котором начал выпускать продукцию высочайшего класса. В соответствии с рецептурой Дмитрия Менделеева, крепкие напитки имели не меньше 40 градусов. Производимые Смирновым коньяки, вина, ликеры и водка сметались покупателями с прилавков магазинов как в России, так и за рубежом. Самыми популярными всегда были «столовое вино № 21» и «столовое пшеничное № 40», изготовляемые на основе воды из Мытищ (Подмосковье) по рецептам и технологиям Петра Смирнова. Первое стоило 40 копеек, второе — рубль. Но по качеству они практически не отличались — что для народа, что для министров и императора. И в этом была «фишка» Смирнова. Качество и доступность!

Награды буквально посыпались на Петра Смирнова: почетные дипломы и золотые медали на промышленных выставках в Вене, Филадельфии, Париже, Стокгольме, Барселоне, Чикаго. На родине он получил право изображать государственный герб (в то время «знак качества») на этикетках своей продукции. В начале 1870-х Смирнов — купец первой гильдии, один из самых богатых предпринимателей империи. На его предприятиях работало более пяти тысяч человек. На семи стекольных заводах выпускалось более 100 миллионов бутылок в год, штофы изготовляли по рисункам самого хозяина. Особая бригада искала по всей стране ягоды для сладких настоек: лимонной, апельсиновой, ореховой, ванилевой, анисовой, розовой, рябиновой, земляничной… Императрица была без ума от вкуса ликера «Белая слива».

Умер Смирнов в 1898 году. С началом Первой мировой войны в 1914 году, когда Николай Второй запретил производство крепких напитков, в «империи» водочного короля наступил кризис, который кончился полным крахом во время революции. У Петра Смирнова было 12 детей. Один из сыновей, Владимир Смирнов, эмигрировал из России (по некоторым сведениям, воевал до того в Белой армии) в Галичину и объявился во Львове.

 — Мы обнаружили три папки документов, — рассказывает директор Государственного архива Львовской области Петр Кравчук. — В первой, от 5 мая 1922 года, содержалось разрешение на строительство и открытие небольшого завода под Львовом в селе Лисиничи. Центральный офис должен был находиться в столице Галичины на улице Валовой. В папке есть план размещения завода, перечень технического оборудования: фильтры Зайтца, машины для закупорки и мытья бутылок, котлы для воды, которую брали из артезианской скважины. Указывалось, что в производстве используется спирт высшего качества и уникальные рецепты. Ежедневно планировалось выпускать до 500 бутылок напитков.

Во второй папке, помимо заявления в Дирекцию полиции с просьбой предоставить право на проживание во Львове, содержатся учетно-анкетные листы Владимира Смирнова (на фото), родившегося в Москве 7 февраля 1875 года, информация о его родителях, о знании им трех языков — русского, польского, французского. Есть также несколько просьб о выдаче заграничных паспортов для поездок в разные страны Европы, судя по всему, для рекламы бренда «Смирновка».

Последнее короткое упоминание о пребывании Смирнова во Львове датировано 18 марта 1925 года. По предположениям историков, не найдя достойной замены подмосковной воде и не добившись строжайшего соблюдения рецептуры в своей продукции, он проиграл в конкурентной борьбе местному промышленнику Бачевскому. Так что во второй раз «Смирновке», уже львовской, не удалось завоевать мир.

По информации различных источников, Владимир с семьей уехал  в Ниццу. В 1933 году, когда в США отменили сухой закон, американские предприниматели искали бренд горячительных напитков и вспомнили о знаменитой «Смирновке». И сын водочного короля России продал марку отца американскому бизнесмену. Так на международном рынке появилась водка «Smirnoff». Насколько она удалась, судить трудно — для сравнения у нас нет оригинального «первоисточника»…