Факты
мотопараплан

Подробности

Проведя собственное расследование, супруга погибшего на Трухановом острове летчика выяснила причину крушения мотопараплана

Екатерина КОПАНЕВА, «ФАКТЫ»

24.07.2012 7:00

Очевидцы крушения мотопараплана на Трухановом острове рассказывали, что все произошло мгновенно. Параплан свободно парил в небе, вдруг раздался оглушительный хлопок, и воздушное судно ракетой пошло вниз. Двое пассажиров и пилот погибли. Позже выяснилось, что за штурвалом был известный украинский летчик-парапланерист Руслан Грицайло.

После ЧП все задавались одним и тем же вопросом: почему трагедия случилась с опытнейшим парапланеристом, неоднократным чемпионом Украины, Европы и мира? Все, кто был знаком с Русланом Грицайло, уверяли: этот пилот всегда знал, что делает, и никогда бы не подверг людей опасности.

Случившееся сразу же обросло всевозможными версиями и слухами. Одни предполагали, что причиной крушения мог стать сильный порыв ветра, другие твердили, что паратрайк (разновидность параплана), вероятно, зацепился за дерево или за Петровский железнодорожный мост, над которым пролетал. Говорили даже, что несчастье случилось… из-за жары. Истина стала известна на днях. Паратрайк рухнул из-за того, что внутри его раскрылось крепление. Поэтому очевидцы слышали хлопок. Оказалось, это уже не первый случай, когда пилота подводил такой карабин.

«Руслан снимал для Федора Бондарчука и Андрея Кончаловского»

 — Мы отдыхали на пляже Русановских садов и наблюдали за этим парапланом, — пишет свидетельница ЧП Ирина. — Он летел ровно и уверенно, даже издалека было видно, что на борту находятся люди. Отдыхающие начали махать пассажирам руками. Но когда параплан долетел до моста, раздался какой-то странный хлопок, похожий на выстрел. И параплан резко пошел вниз. Я сначала даже не поняла, что он падает. Решила, что пилот выполняет какой-то маневр. А в следующую секунду параплан упал.

 — Грохота не было, — пишет очевидец Виталий. — Но мы сразу поняли, что случилась авария. Я и еще несколько человек побежали туда. Место, где упал параплан, было огорожено забором. На наши крики выбежал какой-то мужчина, наверное, охранник. Он сказал, что на место аварии не пойдет, но ворота открыл. Люди тем временем вызвали «скорую» и милицию. Обломки разбившегося параплана разлетелись на несколько метров. Судно было накрыто белым куполом парашюта.

Пилот и мужчина лет сорока скончались, а женщина была жива. «Что случилось? — спрашивала она, оглядываясь по сторонам. — Где я?». То, что пострадавшая была в сознании и могла говорить, врачи позже объяснили шоком. Женщину доставили в реанимацию, но в этот же день она умерла.

На прощание с летчиком пришли более тысячи человек. Руслана хорошо знали не только в Украине, но и в других странах. Потомственный летчик, он стал первым в нашей стране призером международных соревнований по полетам на мотопарапланах, был бронзовым призером чемпионата мира, серебряным призером чемпионата Европы. Он первым установил рекорд мира, поднявшись на мотопараплане на высоту 5 тысяч 661 метр без кислородного оборудования для пилота и двигателя.

*Руслан Грицайло из династии пилотов и не мыслил свою жизнь без неба

 — Это было увлечение, которое со временем стало бизнесом, — говорит супруга летчика Алена Грицайло. — Пятилетним мальчишкой Руслан побывал в Иране, где его отец готовил пилотов. К свободному полету на мотопарапланах Руслан пришел позже. Затем появился паратрайк, считающийся одним из самых безопасных видов мотопараплана, поскольку может поддерживать полет даже без участия летчика. В процессе полета паратрайк сам компенсирует воздушные ямы и порывы ветра, ему не страшны плохие погодные условия. Увидев паратрайк в Австрии, Руслан привез его в Украину, хотя это дорогостоящая система. Вскоре муж начал делать с паратрайка видеосъемки. Посмотрите в интернете его видеоролики — это что-то необыкновенное. Снимал в России, Казахстане, Туркменистане, в горах. Руслан делал съемки для таких режиссеров, как Федор Бондарчук и Андрей Кончаловский, сотрудничал с киностудиями разных стран. Сейчас выходит документальный сериал «Битва за Украину», там тоже будут работы Руслана. Мужу не раз заказывали съемки высокопоставленные чиновники. Видеоролики к Евро-2012, «Евровидению» — это тоже его работа. Нередко обращались за помощью и сотрудники МЧС. 

— Но ведь официально этот вид транспорта в Украине запрещен…

 — В том-то и парадокс. Сейчас в прокуратуре говорят, что Руслан летал незаконно. Муж много лет безуспешно пытался добиться официального разрешения для полетов на паратрайке. Но для Украины это был новый вид летного транспорта, и чиновники не спешили. Обивая пороги Министерства транспорта и других инстанций, Руслан не уставал доказывать, что паратрайк безопасен. Все с ним соглашались, но разрешения не давали.

*Первый в Украине паратрайк поднял в воздух Руслан Грицайло

«Муж сказал, что полет придется перенести, но мужчина и женщина требовали, чтобы их покатали немедленно»

— О Руслане отзываются как об очень опытном пилоте. Многие летчики удивлялись, что авария произошла именно с ним.

 — Причина крушения уже известна. Руслан действительно профессионал, у него не было ни одной аварии. Перед каждым полетом (будучи инструктором спортивного аэроклуба, он по несколько раз в день поднимался в небо с пассажирами) Руслан тщательно проверял паратрайк. Нынешний полет — не исключение, тем более он был запланирован заранее. Мужчина и женщина договорились, что придут на десять часов утра, но сильно опоздали. У Руслана уже были другие планы, и он сказал, что полет придется перенести. Но, как рассказывал помощник мужа, эти люди начали показывать какие-то корочки и на повышенных тонах требовать, чтобы он их покатал немедленно. В итоге Руслан согласился, хотя не хотел лететь. Когда через 45 минут они не вернулись (полет длится не более получаса), помощник мужа начал бить тревогу. Странно и то, что они направились в сторону железнодорожного моста — Руслан никогда там не летал. Это неживописная зона, одни руины. Почему пассажиры захотели туда полететь, остается загадкой.

Думаю, причину аварии мне подсказал сам Руслан. Когда я, не помня себя от горя, примчалась на место ЧП, там все было огорожено, к телу мужа не пускали. Когда его унесли, я упала на землю и зачем-то начала собирать обломки паратрайка. Дома среди этих кусочков я обнаружила разогнутый карабин. Сначала даже не поняла, что это. Эксперты и знакомые инженеры однозначно сказали, что он и стал причиной крушения.

Как только карабин раскрылся, паратрайк рухнул. Если бы у Руслана в тот момент был запас высоты, он успел бы воспользоваться запасной системой, ведь достаточно было повернуть рычаг. Но на небольшой высоте такая возможность исключена. Паратрайк упал за несколько секунд.

— Но почему карабин раскрылся? У экспертов есть какие-то версии?

 — Нужна не одна экспертиза. Надеюсь, вскоре это выяснится. Здесь настораживает другое. После того как я нашла карабин, всплыли интересные факты. Оказалось, за последний год в Украине уже третье крушение парапланов происходит из-за разорвавшегося карабина. К счастью, тогда никто не погиб. Первый случай произошел со львовским парапланеристом. Его карабин подвел практически у земли, поэтому мужчина остался жив.

Второй случай произошел под Киевом месяц назад. Пилот и пассажиры параплана чудом остались живы. По словам пилота, все произошло точно так же: оглушительный хлопок — и параплан стремительно пошел вниз. Людей спасла… высота. В отличие от мужа, в момент раскрывания карабина пилот находился на высоте 350 метров и со второй попытки смог воспользоваться запасным парашютом. Это помогло ему нормально приземлиться. «Меня еще тогда это насторожило, — уже сейчас признался пилот. — Карабины производит известная израильская фирма, они должны быть надежными». Решив, что, наверное, только его карабин оказался бракованным, пилот не стал никому рассказывать об инциденте.

— Вы не обращались в израильскую фирму, изготовляющую карабины?

 — Теперь это выясняет следователь прокуратуры. Возможно, скоро ситуация прояснится. Карабины израильские, но параплан, на котором летел Руслан, собирался в Украине. Поэтому пока не известно, на каком этапе произошла ошибка. Но, согласитесь, третий случай за год уже о чем-то говорит. Я сейчас выясняю, происходило ли подобное в других странах. Не исключено, что карабины действительно бракованные.

Выяснить это пытаются и летчики, которые едва не погибли незадолго до смерти Руслана. По их словам, перед полетами они тщательно проверяли каждую деталь паратрайков. Но о карабинах никогда не думали — они идут в комплектации крыла и, судя по тому, какая фирма их делает, должны быть качественными.

«Я бы советовала воздержаться от полетов, пока не выяснится, почему карабины раскрываются»

В прокуратуре Днепровского района столицы, где расследуется инцидент, от подробных комментариев пока воздерживаются. По факту случившегося возбудили уголовное дело.

 — Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности полетов воздушных судов, повлекшее гибель людей», — сказали «ФАКТАМ» в пресс-службе столичной прокуратуры. — Установлено, что полет осуществлялся без соответствующих разрешений и согласований с контролирующими органами. Остальное покажет следствие.

 — У меня нет ни сил, ни желания с кем-то судиться, — говорит Алена Грицайло. — Несколько дней назад я похоронила мужа, мне безумно тяжело об этом говорить. Но хочу предупредить других. Сейчас многие летают на мотопарапланах и паратрайках. Если карабины действительно бракованные, люди подвергают себя опасности. Я бы на их месте воздержалась от полетов — во всяком случае, до тех пор, пока не выяснится, почему карабины раскрываются.

Гибель Руслана Грицайло активно обсуждается в интернете. Друзья погибшего демонстрируют видеоролики, посвященные его памяти, и публикуют на форумах старые интервью Руслана.

«Я живу небом и в небе, как птица, — рассказывал о своем увлечении журналистам Руслан Грицайло. — Не разделяю свое увлечение на хобби и работу. Полет снится мне ночами. Это похоже на болезнь небом… Думаю, заболел им еще до рождения, я ведь из династии пилотов. Отец, мастер спорта по высшему пилотажу, даже бросил университет, сделав жизненный выбор в пользу неба. Моя летная история началась в 16 лет за штурвалом Як-52 на аэродроме «Чайка».

 — Каждый день мне звонят сотни человек — от высокопоставленных лиц до сотрудников автозаправки, — говорит Алена Грицайло. — Все, кто знал Руслана, обожали его. Посмотрите видеозаписи. Видно, каким жизнерадостным и легким на подъем он был. Руслан мог часами рассказывать о своем увлечении и новых идеях, но о достижениях не говорил никогда. Муж был очень скромным и милосердным. Увидев на улице человека, которому стало плохо, никогда не проходил мимо — пусть это даже пьяный бездомный. Помогал чем мог: деньгами, вниманием, мог даже приютить его у себя дома. К своим ученикам относился как к родным детям.

В тот злополучный день Руслан, который всегда шел на работу как на праздник, почему-то не хотел уходить. Мы очень долго прощались. Муж уже сел в машину, а мы еще долго держались за руки, шутили…