Факты
электроопоры

Шаг за шагом

Правительство укрепляет надежность энергосистемы страны

Игорь КРАВЕЦ, специально для «ФАКТОВ»

04.09.2012 6:45

Украинские энергетики приступают к новому этапу реализации ряда стратегически важных для государства проектов, связанных с модернизацией и строительством высоковольтных магистральных линий электропередачи

Украина стабильно увеличивает производство и экспорт электроэнергии. За последние семь месяцев по сравнению с аналогичными показателями прошлого года электростанции страны выдали на 3,7 процента больше электричества. В ближайшем будущем этот результат может быть существенно увеличен за счет осуществления ряда проектов по модернизации и строительству новых магистральных линий электропередачи. Строительство высоковольтных лэп сделает объединенную энергетическую систему страны более надежной, обеспечит дополнительной электроэнергией области, в которых сейчас ощущается ее дефицит, позволит им нормально развиваться. По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко, реализация проектов имеет для Украины стратегическое значение и находится под постоянным контролем правительства и министерства.

На линию «Ровенская АЭС — Киевская» пойдет 1200 металлических опор, каждая весом порядка 30 тонн

Одним из наиболее проблемных с точки зрения обеспечения электричеством является центральный регион — Киевская, Житомирская, Черкасская и Черниговская области. В 70-80 годы прошлого века здесь было создано киевское кольцо — сеть лэп, «запитывающихся» с Трипольской ТЭС и Чернобыльской АЭС. Кроме того, электроэнергию в столицу подавали киевские ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, а также Киевская ГЭС. Однако в 2000 году Чернобыльская АЭС была закрыта. Производство электроэнергии заметно снизилось, а население в столице по сравнению с восьмидесятыми годами прошлого века удвоилось. Электричество в Киевскую область пришлось «перебрасывать» из других регионов.

В середине двухтысячных на Хмельницкой и Ровенской АЭС ввели в эксплуатацию новые энергоблоки. Для улучшения электроснабжения столицы было решено создавать новую линию электропередачи — «Ровенская АЭС — подстанция «Киевская», на которую была бы заведена и лэп с Хмельницкой АЭС. По плану, электроэнергия с обеих атомных станций должна поступать на новую подстанцию «Киевская», расположенную в Макаровском районе Киевской области, и далее в «киевское кольцо».

В последние годы за реализацию проекта правительство взялось всерьез, существенно выросли инвестиции в строительство и реконструкцию лэп. Сейчас работы на подстанции уже близятся к завершению. В сентябре начнется прокладка самой линии. Сумму в 300 миллионов евро на ее возведение выделяют Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. Еще 100 миллионов евро дает НЭК «Укрэнерго». При этом, как ожидается, окупать затраты на строительство долго не придется: ежегодный экономический эффект от повышения качества передачи электроэнергии составит около 900 миллионов гривен. К слову, существующую лэп к Чернобыльской АЭС демонтируют, и энергетикам не придется больше проводить работы в загрязненной зоне.

Линию «Ровенская АЭС — Киевская» можно по праву назвать «стройкой века». Только представьте: каждая из металлических опор будущей лэп весит порядка 30 тонн! Для установки одной такой конструкции делается бетонный фундамент весом более 120 тонн. А на всем протяжении трассы (353 километра) будет установлено 1200 подобных опор!

В Украине появятся две транзитные магистрали — Северная и Южная

Линия «Ровенская АЭС — Киевская» — крупнейший из проектов «Укрэнерго», но далеко не единственный. Инвестиционная программа госкомпании на 2012 год охватывает более 50 объектов капитального строительства и реконструкции. В частности, сейчас ведется подготовка проекта возведения линии «Запорожская АЭС — Каховская». Как и в случае с Ровенской и Хмельницкой станциями, мощность ЗАЭС ограничена пропускной способностью местных лэп. Между тем практически по соседству, в причерноморских районах Херсонской области и Крыму, электроэнергии не хватает. Строить эту линию начали в еще девяностых годах одновременно с введением в эксплуатацию 6-го энергоблока Запорожской АЭС. Но не достроили, установив только часть опор и фундаментов. Также частично была построена и подстанция «Каховская» на юго-западе от города Новая Каховка.

На данный момент планируется не только завершить весь проект, но и проложить от подстанции в направлении Крымского полуострова еще одну магистральную линию «Каховская — Западнокрымская». По ней электроэнергия с Запорожской АЭС начнет поступать в Крым. В автономной республике, давно испытывающей дефицит электричества, все более активно используют возобновляемые источники энергии: ветряки, солнечные батареи. Однако их производительность зависит от сезона и погодных условий. Поставка электричества с атомной станции значительно повысит надежность и оптимизирует работу местной энергосистемы.

Линии «Ровенская АЭС — Киевская» и «Запорожская АЭС — Каховская» станут частью двух глобальных транзитных магистралей по передаче электроэнергии. Северная магистраль протянется из западных регионов через Киевскую область на Донбасс. Южная, протяженностью порядка тысячи километров, будет включать в себя Хмельницкую АЭС, Днестровскую ГАЭС, подстанции «Приморская», «Каховская» и Запорожскую АЭС. Таким образом, отмечают в Минэнерго, в энергосистеме страны удастся достичь баланса. Энергия с АЭС сможет свободно поступать в различные «энергодотационные» регионы, а ее излишки будут аккумулироваться на Днестровской ГАЭС.