Факты
«С шумом и криками разъезжали коммунисты на автомобилях. Стреляли, пускали ракеты, пытаясь заглушить церковный звон на Софиевской площади»

Как это было

«Коммунисты стреляли, пускали ракеты, пытаясь заглушить церковный звон на Софиевской площади»

Анатолий МАКАРОВ, исторический обозреватель «ФАКТОВ»

16.04.2014 8:00

В 20-х годах прошлого столетия по указанию властей отмечалась «пролетарская Пасха», чтобы вытеснить великий христианский праздник

Ожесточенная борьба вокруг Пасхи началась сразу после падения монархии, в феврале 1917 года. Временное правительство не притесняло веры, но, следуя демократическим принципам, смотрело на вероисповедание как на личное дело своих граждан и не считало нужным принуждать кого бы то ни было к исполнению религиозных обрядов. Во время Великого поста киевские театры, кафешантаны и кинематографы работали без ограничений и запретов. Но вот наступила Страстная неделя, и перед многими встал вопрос: а можно ли развлекаться в дни страстей Христовых? Не грех ли это?

Антрепренеры театров обратились к новой власти (в исполком Совета общественных организаций Киева) с просьбой о «разрешении им постановки спектаклей 25 марта, в день праздника Благовещения, а также в дни Страстной недели». 23 марта 1917 года комитет удовлетворил их просьбу. Так появился первый в истории Киева документ, отменяющий право церковных властей вмешиваться в частную жизнь горожан.

Власти засылали в храмы провокаторов и хулиганов, которые во время службы свистели, пели частушки и устраивали драки

Против постановления революционного комитета выступило духовенство. Вопрос о народном увеселении на Страстной неделе был поставлен на высшем форуме духовенства в помещении Киевского религиозно-просветительского общества (улица Большая Житомирская, 9), на котором присутствовали иерархи Киевской митрополии во главе с митрополитом Владимиром. В итоге власть отступила перед церковью: «Исполнительный комитет… постановляет спектаклей и зрелищ на Страстной неделе не допускать».

Никто из комитетчиков не решился будоражить общество и на Пасху 1917 года. Ее праздновали точно так же, как и при батюшке-царе. Всем гражданским и военным чинам было предписано явиться в церковь в парадной форме. Командующий Юго-Западным фронтом, будущий «красный генерал» Алексей Брусилов прислал служащим Киевского военного округа поздравительную телеграмму. Газета «Киевлянин» вышла с изображением Воскресения Христа на всю первую страницу, с пасхальными стихами и рассказами.

Все изменилось после того, как 23 января 1918 года появился декрет Совнаркома об окончательном и бесповоротном отделении церкви от государства. Если раньше люди гордились своей принадлежностью к православию, то теперь тщательно скрывали свою веру.

Муж сестры Михаила Булгакова Леонид Карум преподавал в киевском офицерском училище, носил ромбы комбрига в красных петлицах и в Бога не верил. Но его домашние ходили в церковь и отмечали дома все религиозные праздники. Чтобы не бросать тень на репутацию мужа, Варвара Афанасьевна не стояла на Пасху у церкви с куличом и крашенками. Накануне Пасхи, в Великую субботу, она приглашала священника для освящения скоромной пищи на дом.

В 1920-е годы советская власть начала упорно бороться с церковью за влияние на массы, но особых результатов не достигла. После ужасов Гражданской войны революционные настроения стали выветриваться даже из самых горячих голов, и многие горожане вновь обратились к Богу. Несмотря на репрессии, Пасху справляли открыто, широко, с народными гуляньями. Чтобы как-то помешать этому, власти засылали в храмы провокаторов и хулиганов, которые свистели, пели частушки, устраивали драки и тем самым срывали праздничные службы.

Академик Сергей Ефремов в своем подпольном «Дневнике» рассказал о «красном карнавале», устроенном партийными активистами у стен Софийского собора в пасхальную ночь 1929 года.

«Сегодня ночью, — записал ученый 5 марта, — коммунизм дал бой христианству, „последний и решительный бой“. И потерпел позорное поражение. Готовился давно, напряг всю свою изобретательность, но, кроме позорного убожества мысли, грубости и ужасного примитивизма и бездарности, ничего не проявил.

С шумом и криками разъезжали коммунисты на автомобилях, стреляли, пускали ракеты под церквями, пытались заглушить церковный звон барабанами и трубами — и встречали, несмотря на провокационные придирки, спокойный отпор. Я часа два проходил по Софиевской площади, главному центру антирелигиозных выступлений, прислушивался к разговорам людей — и не услышал ни одного слова сочувствия относительно коммунистических демонстраций… „И какой дурак все это выдумал?“ — говорил красноармеец, который перед тем трубил в огромную трубу. „Разве священники танцуют в облачении?“ — спрашивала какая-то дама… Простые люди плевались и отходили. Народа на Софиевской площади было много, но ходить можно было свободно, а в церквях не протолкнешься. Многие пришли в церковь в знак протеста против дурацкой затеи властей».

Некоторые «столпы» революционной культуры питали симпатии к старинным обычаям своего народа

Впрочем, карнавалами под стенами храмов дело не ограничилось. Власти упорно разрабатывали сценарии своей собственной «пролетарской Пасхи». С этой целью был придуман День революционного обновления мира, который должен был отмечаться одновременно с Пасхой и внешне походить на нее.

В театрализованном советском представлении тоже говорилось о борьбе добра и зла, света и тьмы, звучали призывы к возрождению и гимны великому дню воскресения жизни на земле. Разница в том, что верующие создавали в церкви особую духовную атмосферу и становились участниками религиозного ритуала, а зрители советского представления всего лишь развлекались.

Среди деятелей культуры, участвовавших в создании «советской Пасхи», был и известный в свое время поэт и близкий друг Павла Тычины Аркадий Казка. Написанная им в 1925 году поэма «Пасха» оказалась произведением безжизненным, бледным и скучным. Курьезен и смешон сам язык богоборческого «творения». «Красное яичко» — это международная солидарность трудящихся, «весенний ветер» — революционное движение, «черные тучи» — силы мировой реакции. А Пасха — праздник грядущей победы социализма. Подобные произведения исполнялись на площадях и сценах советских городов, но успеха не имели.

В то же время многие преданные новой власти деятели искусства и даже «столпы» революционной культуры хотя и критиковали церковь, но питали симпатии к старинным обычаям своего народа и с удовольствием участвовали в общем праздновании Пасхи. Делали они это по-своему, по укороченной программе, без поста, причастия и праздничной заутрени. И пусть меня простят ортодоксы, я лично не склонен называть такие празднования безбожными. Скорее, они были «бесчинными», поскольку проходили без церковного обряда.

По существовавшей с дореволюционных времен традиции за пасхальный стол с куличом и крашеными яйцами вольнодумная киевская интеллигенция садилась не сразу. Сначала гуляли по ночным улицам, смотрели на ярко освещенные церкви, праздничные толпы народа со свечками у дверей храмов…

На склоне лет Павло Григорьевич Тычина вспоминал о такой пасхальной ночи: «Да, ночью я по Киеву блуждал. Вместе с молодыми артистками из студии Курбаса. Они вдвоем в 11 часу ночи зашли во двор по Кузнечной, 107, и вызвали меня (бросая камешки в окно. — Авт.). И мы пошли бродить по Киеву в пасхальную ночь. На Владимирской горке побывали, вокруг Андреевской церкви обошли, чтобы глянуть на Днепр с горы. На дворе Софии при электрическом свете все белые платья на женщинах — как серебряные. Распрощались только на рассвете…»

Благодаря интеллигентской безобрядовой Пасхе партийные идеологи имели возможность проникнуть в среду верующих и по-своему влиять на них.

В 1921 году Пасха совпала с 1 Мая. Власти понимали, как будут выглядеть «добровольно-принудительные» демонстрации трудящихся рядом с действительно массовыми гуляньями верующих. И потому редакции газет получили задание возвеличить пролетарский праздник за счет принижения церковных торжеств. Тычина написал тогда две газетные агитки, закамуфлированные под лирику. В стихотворении «Первое мая на Пасху» он высказывает парадоксальную мысль, что одновременное празднование Первомая и Пасхи пошло на пользу последней. Уличные демонстрации, уверяет он, оживили унылую атмосферу христианского праздника, наполнили город радостными толпами и бодрыми звуками оркестров. Но поэт лукавил. Никакого триумфа пролетарского Первомая в 1921 году не было. Более того, с демонстрацией международной солидарности вышел настоящий конфуз.

Вот что писал по этому поводу в своих «Дневниках» Сергей Ефремов: «Большевики призывали рабочих, вместо религиозного празднования, на первомайские манифестации, и ни одна душа не вышла. Получился огромный скандал, но никаких выводов из него большевики для себя не сделали, и методы антирелигиозной пропаганды остались те же».

Сегодня кажется, что идея «советской Пасхи» была изначально обречена на провал. Но не будем спешить с выводами. Вспомним о судьбе другого великого христианского праздника — Рождества. Поначалу его также преследовали и запрещали, а в конце 1930-х годов религиозную символику из праздничного ритуала удалили и подменили советской. И сделано это было столь умело, что позже елку уже называли новогодней, а о старом церковном Рождестве многие просто забыли. Так же могло случиться и с Пасхой, но… не вышло. Возможно, помешало то, что праздник Светлого Воскресения не имел своего определенного дня и вычислялся не по советскому, а по церковному календарю. К тому же, если бы официальным днем пролетарской весны все-таки стала Пасха, то Первое мая оказалось бы лишним.

Не будь этих затруднений, Пасха могла постепенно перекочевать из церковного календаря в советский. А там, глядишь, власть создала бы и свои дни Благовещения, Сретения, Преображения… Слава Богу, этого не произошло.