Факты
Многие водители «ланосов» или «сенсов» уже обзавелись фильтрами салона, хотя на фирменном сервисе уверяют, что ставить их просто… Некуда

Многие водители «ланосов» или «сенсов» уже обзавелись фильтрами салона, хотя на фирменном сервисе уверяют, что ставить их просто… Некуда

Тарас ТКАЧУК «ФАКТЫ»

25.04.2009 0:00

В Европе враг автолюбителей — цветочная пыльца, в Украине — сажа, гарь и пыль, в борьбе с которыми хозяева большинства «народных авто» вынуждены самостоятельно дорабатывать свои машины

Европейские автоиздания пестрят предупреждениями для водителей — начинается сезон цветения растений, а значит, повальной аллергии на пыльцу (по статистике, аллергией страдает каждый седьмой автолюбитель в Европе). Именно пыльца, по мнению европейских экспертов, часто становится причиной аварий: ведь один «чих» даже на скорости 50 километров в час — это 13 метров поездки вслепую. Увы, таблетки и капли от аллергии могут лишь усугубить положение, ведь они нередко провоцируют сонливость, снижают внимание. Поэтому, советуют эксперты немецкого издания Autobild, в конце весны, как это ни печально, лучше ездить с закрытыми окнами, при необходимости включая кондиционер. Но предварительно заменить пылевой фильтр салона, не дающий пыльце проникать внутрь автомобиля!

В Украине же, по мнению отечественных экспертов, опасный для здоровья водителей сезон не заканчивается никогда! На улицах наших городов в огромном количестве витает сажа. Она оседает на обивке салона и, что гораздо страшнее, скапливается в легких, вызывая серьезные заболевания, в том числе и рак (половина пыли, проникающей в салон, приходится на долю частиц резины, оставляемых на асфальте покрышками). Насколько салонные фильтры с прилавков автомагазинов и рынков могут противостоять пыли и гари? Имеет ли смысл тратить на фильтры дополнительные 100-150 гривен? Эксперты «Авторевю» испробовали несколько наиболее популярных видов фильтров для иномарок среднего класса с обычным фильтровальным материалом, а также более дорогие фильтры — еще и с активированным углем.

Фильтр с активированным углем справляется не только с пылью, но и с токсичным смогом

Поразительно, но лучше всех с пылью справился обычный и относительно недорогой (105 гривен) немецкий фильтр, поначалу показавшийся экспертам кустарной подделкой (у изделия даже не было упаковки, его просто запаяли в полиэтилен). Худшим оказался фильтр раскрученной французской марки, стоивший почти в два раза дороже (195 гривен). Он задерживал всего 5 процентов пыли! Для сравнения: один из «середнячков», фильтр популярного польского производителя (90 гривен), показал результат 40 процентов. При этом тесты доказали, что пыль лучше задерживают обычные, а не угольные фильтры.

А вот перед токсичным городским смогом, вызывающим у водителей головную боль, повышенную раздражительность и расстройства нервной системы, обычные фильтры совершенно бессильны. Тут впереди оказались устройства с активированным углем, снизившие содержание вредных веществ в 2-2,5 раза (все угольные фильтры — и немецкий за 290 гривен, и польский за 110 гривен — показали близкие результаты с разницей не больше 10-15 процентов). Похоже, за уголь таки стоит переплачивать.

В итоге победителем теста по наилучшему сочетанию цены и качества был признан недорогой польский угольный фильтр. Ведь у обычных фильтров, как выяснилось, есть еще один существенный минус (который проявляется, правда, только в холодное время года). Когда вы брызгаете на лобовое стекло омывающей жидкостью, часть ее, стекая, может оказаться в фильтровальном материале. Но если угольный хоть как-то справляется с вредными парами, обычный зачастую лишь многократно их усиливает. Лучше уж и вовсе не иметь фильтра!

Увы, советы европейских и российских экспертов, возможно, вызовут у многих украинских автолюбителей лишь горькую улыбку. Если в Европе фильтрами салона оснащаются сто процентов новых машин, у нас даже многие иномарки (не говоря уже о ВАЗах) по-прежнему даже в принципе(!) не имеют такой жизненно необходимой вещи. Пример — автомобили Daewoo узбекского производства. Ни малолитражка Matiz, ни ее «старшая сестричка» — обновленная Nexia — не оснащены салонными фильтрами. Их не ставят даже за доплату! Нет фильтров на популярной китайской малолитражке Geely CK, хотя ее «собратья-старшеклассники» ими уже оснащаются (к слову, на всех моделях китайских Chery, в том числе на Amulet, фильтры стоят). Вдыхать уличную копоть приходится и водителям «Сенсов», «Ланосов».

Через каждые 10-15 тысяч километров пробега фильтр нужно не стирать, а менять

Ладно, «узбеки», «украинцы» или «китайцы», но почему сделанный в Европе Renault Logan тоже не имеет фильтра? И хотя в автосалоне нас успокоили, мол, место для фильтра имеется, вы можете заплатить за его установку во время первого ТО (через… 15 тысяч километров!), многие автолюбители уверяют, что все это не так-то просто. Одно дело ставить фильтр в «родное» место, другое — крепить в разрезанную заглушку.

Впрочем, владельцы многих «народных авто» не сдаются (известны случаи, когда умельцы делали фильтр из респираторов — вытаскивали фильтровальную бумагу, сворачивали ее и ставили в воздухозаборники). К радости многих автолюбителей, выпускать фильтры для последних моделей ВАЗ и «Ланоса» не так давно стала итальянская фирма, а вслед за ней и российская. Обычный пылевой фильтр для «народного авто» предлагают за 85 гривен, установка — еще 40 гривен. Правда, на фирменном сервисе ЗАЗ заявляют: быть такого не может, фильтр в автомобиле… просто некуда ставить! Тем не менее владельцы машин ухитряются, помучившись с полчасика, запихнуть покупку в трапециевидную часть воздуховода. Насколько эффективно задерживает пыль такой фильтр, можно лишь догадываться. Но, по словам владельцев, грязи в салоне в любом случае становится меньше…

Так или иначе, любой фильтр эксперты советуют менять при каждом ТО, то есть через 10-15 тысяч километров. Причем старый фильтр придется выбросить, хотя многие автолюбители… стирают его, возвращая первоначальный вид и цвет. Но специалисты предупреждают: полностью очистить забитые пылью микроскопические поры при стирке или продувке невозможно.