Факты
«государственное финансирование должно быть честно распределено между всеми четырьмя украинскими городами, где пройдут матчи европейского чемпионата по футболу»

«государственное финансирование должно быть честно распределено между всеми четырьмя украинскими городами, где пройдут матчи европейского чемпионата по футболу»

Тарас ТКАЧУК «ФАКТЫ»

16.06.2009 0:00

По словам экспертов, перекосы в выделении средств в пользу одних городов за счет других могут раз и навсегда отвадить от таких проектов как уже работающих, так и потенциальных частных инвесторов

В гонке за право провести матчи Евро-2012, увы, уже участвуют только четыре украинских города. Днепропетровск и Одесса, согласно вердикту УЕФА, озвученному президентом этой ассоциации, как это ни прискорбно для местных болельщиков, навсегда «сошли с дистанции». Однако пока частные инвесторы с утроенным рвением принялись «подгонять» свои объекты под требования УЕФА, в ряде регионов предвкушают грядущие транши из государственной казны. Об этом, по словам экспертов многих организаций, свидетельствует множество факторов и, в первую очередь, та странная шумиха, которая ныне искусственно раздувается вокруг вопроса распределения бюджетных средств между городами-претендентами.

«В реальности за пять месяцев на подготовку большинства регионов к Евро-2012 денег так и не поступило»

Решение УЕФА, которое было озвучено 13 мая в Бухаресте, говорят эксперты, стало неожиданным для многих. В Польше, как и предполагалось, утвердили четыре города, которые примут Евро-2012. В Украине, отмечают специалисты, однозначно положительный ответ получил только Киев.

- Да и то столице готовы отдать только матчи не выше полуфинальной стадии, — рассказывает Сергей Нагорный, руководитель аналитического отдела объединения предпринимателей — участников подготовки к европейскому футбольному чемпионату «ЧЕ-2012».  — Причина — неудовлетворительные темпы подготовки. Еще трем городам (речь идет о Донецке, Львове и Харькове) был дан шанс исправить ситуацию до 30 ноября, когда УЕФА примет окончательное решение в отношении Украины. Столько же времени есть и у Киева, чтобы доказать свое право на проведение матчей более высокого уровня, например, финальных, как и планировалось в самом начале.

Решение УЕФА, считают эксперты, означает, что Украина за полгода должна сделать все то, чего не сделала за два года, прошедшие с момента победы Украины и Польши в конкурсе на проведение Евро-2012. Поэтому сегодня вопрос финансирования дальнейшей подготовки к этому эпохальному событию стал ребром. С частными инвестициями пока нет проблем — инвесторы в разных регионах планомерно готовят к чемпионату Европы те объекты, за которые взяли на себя ответственность (прежде всего, подразумевается Ринат Ахметов в Донецке и Александр Ярославский в Харькове). А вот с государственными инвестициями, считают специалисты, ситуация близка к критической.

- Государственная целевая программа подготовки к Евро-2012, утвержденная правительством в феврале прошлого года, — говорит Сергей Нагорный, — подразумевает финансирование подготовки в объеме 160,6 миллиарда гривен. Причем только в текущем году на эти цели должно быть направлено более 7 миллиардов гривен из государственной казны и более 6 миллиардов гривен из местных бюджетов. Но это на бумаге. В реальности за пять месяцев на подготовку большинства регионов к Евро-2012 денег так и не поступило, если не считать единичных траншей, сумма которых не превышала нескольких миллионов гривен. Исключение — ситуация в Киеве и Львове, где финансирование еврообъектов из бюджета велось более активно.

По мнению аналитиков, причина недостаточного финансирования очевидна — это сложная экономическая ситуация в стране, приведшая к серьезным проблемам с наполнением бюджетов всех уровней. Правда, по словам экспертов, есть основания полагать, что дело, возможно, не только в этом. По их мнению, не исключено, что чиновники притормаживали финансирование подготовки к Евро-2012 в ожидании вердикта УЕФА.

- Оценивать такую тактику поведения с позиции морали и справедливости достаточно сложно, — говорит Сергей Нагорный, — но ведь именно она в какой-то степени и привела к «вылету» Одессы и Днепропетровска. Хотя с точки зрения прагматичного подхода, такое решение было вполне разумным, тем более — в условиях финансового кризиса. Если денег мало, то логичнее отдать их четырем победителям для капитальной подготовки, нежели пытаться на ту же сумму «навести марафет» во всех шести претендентах.

К слову, предположение о том, что чиновники не спешат распылять бюджетное финансирование на всех претендентов, считает эксперт, косвенно подтверждают и слова вице-премьер-министра Украины Ивана Васюника, который сразу же после вынесения вердикта УЕФА стал говорить о корректировке государственной целевой программы подготовки к Евро-2012. Как заявил тогда вице-премьер, окончательный вариант этого документа правительство должно было получить на утверждение до конца прошлого месяца.

«Чиновники уже не раз демонстрировали неоднозначное отношение к регионам, претендующим на Евро-2012»

- Позицию чиновников можно было бы назвать целиком логичной и последовательной, — говорит Сергей Нагорный, — если бы не недавние заявления некоторых представителей власти о необходимости в рамках финансирования подготовки к Евро-2012 обязательно выделить средства не только основным претендентам, но и выбывшим Одессе и Днепропетровску для завершения начатых проектов.

Аргументация чиновников, полагает эксперт, вероятно, такова: мол, что города, так и не получившие Евро, будут делать с долгостроями? И как отвадить детей «от улицы», если в городах нет спортивных объектов? Хотя не понятно, чем долгострои в сотнях других населенных пунктах Украины хуже незавершенных объектов в двух упомянутых выше городах.

- Смущает сам факт, — говорит Сергей Нагорный, — что государство практически не выделяло Днепропетровску и Одессе денег в течение двух лет, пока те были в числе претендентов, но внезапно решило их «озолотить», как только те выбыли из гонки за Евро-2012. Уж не в том ли дело, что статус претендентов означал контроль УЕФА над реализацией проектов и освоением денежных траншей, а без внимательного взора европейцев возможности для коррупции значительно возрастают?

Безусловно, по мнению специалистов, государство найдет средства для финансирования подготовки четырех претендентов к Евро-2012. Ведь соответствующие гарантии Мишелю Платини, президенту УЕФА, предоставили первые лица страны накануне заседания в Бухаресте (к слову, на эти цели может быть направлена часть средств от второго транша кредита, предоставленного Украине Международным валютным фондом, о чем говорили в правительстве). Причем весьма желательно, считают эксперты, чтобы эти средства были выделены как можно быстрее. Так, Сергей Нагорный полагает, что потеря даже не недель, а дней в этом вопросе может стать фатальной.

- Должен начаться процесс фактического выделения бюджетных средств принимающим городам, — считает эксперт, — чтобы они ускорили подготовку ключевых объектов и начали работы по подготовке инфраструктурных объектов.

Однако, как отмечают аналитики, вопрос финансирования всегда связан с вопросом распределения средств.

- Каким образом бюджетные деньги будут распределены между Киевом, Донецком, Львовом и Харьковом? — говорит Сергей Нагорный.  — Здесь скрыто громадное поле возможностей для «коррупционных маневров». Тем более что чиновники уже не раз демонстрировали неоднозначное отношение к регионам, претендующим на Евро-2012. Киев, Львов, Донецк и Харьков можно разделить на две условные группы. Донецк и Харьков, в которых работают деньги стратегических инвесторов, крупных бизнесменов — Рината Ахметова и Александра Ярославского. И Киев со Львовом, где процесс подготовки к чемпионату идет в основном за счет бюджетного финансирования.

«Развитие инфраструктуры Донецка и Харькова могут полностью переложить на плечи частных инвесторов»

По словам экспертов, в Харькове стратегический инвестор взял ответственность практически за все основные объекты — аэропорт, стадион, тренировочную базу, фан-зону и так далее. От государства требуется лишь профинансировать реконструкцию взлетно-посадочной полосы, от местных властей — подготовку инфраструктуры города. Схожая ситуация в Донецке, где инвестор строит стадион, а бюджетное финансирование необходимо только для работ в аэропорту. Тем временем основные объекты Киева и Львова, говорит Сергей Нагорный, сооружаются пока на средства налогоплательщиков.

- В столице вообще нет стратегического инвестора, во Львове финансирование строительства стадиона и реконструкция аэропорта пока идут исключительно за счет госфинансирования, пропускаемого через Укрэксимбанк, — утверждает эксперт.  — Власти продолжают активно поддерживать именно этих претендентов, выделяя необходимые средства на их подготовку. Причем «любви» чиновников к Киеву и Львову не мешают даже непрекращающиеся коррупционные скандалы. Во Львове ряд местных депутатов заявил о серьезном превышении стоимости проектных работ по стадиону над допустимой по законодательству. В Киеве же страсти кипят вокруг постоянно растущей стоимости реконструкции НСК «Олимпийский».

Теперь, полагают специалисты, когда в бюджете появились средства для подготовки к Евро-2012 (за счет транша МВФ, за счет «вылета» Днепропетровска и Одессы), есть большой риск продолжения практики перекосов финансировании подготовки к Евро-2012 в пользу Киева и Львова. Соответственно, возникают опасения, что развитие инфраструктуры Донецка и Харькова могут полностью переложить на плечи частных инвесторов, которые и без того уже вложили в свои регионы сотни миллионов долларов.

- Безусловно, это было бы очень несправедливо, — считает Сергей Нагорный.  — Ведь действия стратегических инвесторов — это, по сути, акт доброй воли, масштабные социальные проекты, участие в которых они определили сами.

О справедливости распределения государственного финансирования говорят и мэры городов, где будет проходить чемпионат Европы по футболу 2012 года.

- Мишель Платини написал абсолютно всем мэрам городов, которые были отобраны, о необходимости решения ряда проблем, связанных с подготовкой к Евро-2012, — рассказывает мэр Донецка Александр Лукьянченко.  — У нас, например, два основных вопроса. Один касается аэропорта, а точнее, аэровокзала. Второй — размещения гостей и участников чемпионата в комфортабельных отелях. Мы готовы гарантировать выполнение этих требований, но при условии государственной поддержки. А на сегодняшний день на подготовку к Евро-2012 мы не получили ни копейки.

По словам Александра Лукьянченко, мэры четырех городов будут «инициировать встречу всех ветвей власти — президента, премьера и спикера».

- Мы хотим, чтобы они встретились и решали главный вопрос, — говорит городской голова Донецка.  — А вопрос Евро-2012 — это не вопрос города Донецка, Киева или Харькова и Львова, это вопрос Украины, это имидж и престиж нашей страны.

По мнению представителей местных властей, со стороны государства должен быть установлен четкий паритет бюджетного финансирования подготовки к Евро-2012 четырех городов-претендентов. И здесь не должно быть никаких исключений, ведь этот процесс уже поставлен на контроль не только украинской общественности, но и потенциальных европейских инвесторов. Последние, кстати, как отмечают эксперты, внимательно следят за выполнением решения правительства о финансировании претендентов, так как от этого, по большому счету, зависит ответ на вопрос «А стоит ли вообще делать инвестиции в эту страну, где на каждый твой проект «вешают» еще с десяток общественных проектов, требующих серьезных капиталовложений?»

- Государственное финансирование, — говорит Сергей Нагорный, — должно быть честно распределено между всеми четырьмя претендентами на проведение Евро-2012. В противном случае мы можем не только потерять право на чемпионат Европы, но и навсегда отвадить и уже работающих, и потенциальных инвесторов от подобных проектов. А это означает, что Евро-2012 станет последним масштабным мероприятием континентального значения, в котором наша страна могла бы «засветиться». Больше ни одна надгосударственная организация, отвечающая за международные конкурсы, турниры, чемпионаты и другие проекты, не примет от Украины даже заявки на участие.