Никто не забыт
В городе Радомышль Житомирской области открыт памятник на братской могиле мирных граждан и советских военнопленных, расстрелянных гитлеровцами в годы войны
Владимир ШУНЕВИЧ, «ФАКТЫ» (Житомир — Киев)
30.06.2015 16:00
На околице древнего полесского городка Радомышль в урочище Черча есть старый глиняный карьер. По официальным данным, в годы Второй мировой войны гитлеровцы расстреляли здесь более двухсот евреев, советских военнопленных, партизан и подпольщиков. Но старожилы говорят, что счет нужно вести на тысячи, потому что казнь продолжалась не один день. В послевоенные годы, чтобы пресечь мародерство (находились подонки, которые разрывали захоронение в поисках драгоценностей), власти накрыли могилу огромной бетонной плитой. Недавно при содействии руководства и бизнесменов района местные энтузиасты торжественно открыли памятный обелиск. В траурном митинге, посвященном его открытию, приняли участие руководители района, города, делегация города Ирпень Киевской области, представители общественности, ветераны.
— Своих жертв оккупанты держали в концлагере, устроенном в подвалах расположенной неподалеку бывшей женской гимназии, — рассказывает «ФАКТАМ» главный специалист по охране памятников отдела культуры Радомышльской райгосадминистрации Владимир Науменко. — Детей они отнимали у родителей и расстреливали в другом конце города — в лесном урочище Кузьмичи. Там находится братская могила 561 ребенка и несколько захоронений взрослых, в которых покоятся 2661 жертва нацистского геноцида. Прошлым летом мы там тоже установили памятники.
Однажды к нам в районный народный краеведческий музей приехали две пожилые женщины. Они рассказали, что летом 1942 года их, около ста жителей Ирпеня, нацисты привезли в этот концлагерь на четырех больших грузовиках. Камеры были битком набиты людьми. Каждый день охранники уводили десятки узников якобы на прогулку, и эти люди уже не возвращались. Из урочища Черча доносилась стрельба. Когда пришла очередь одной из девушек, она предложила полицаю золотой перстень, и тот отпустил ее и подругу. Больше из их земляков никто не спасся.
Еще одну страшную деталь поведали местные жители, которые в то время были детьми и играли возле двух подбитых танков на северной окраине города. Они видели, как по дороге из местной тюрьмы в направлении карьера гитлеровцы и полицаи вели большую колонну советских военнопленных. Через некоторое время оттуда послышались выстрелы. Пастухи рассказывали, что несколько дней в том страшном месте шевелилась земля, из-под нее сочилась кровь, но охранявшие место расстрела полицаи никого к свежей могиле не подпускали.